Асинхронно-синхронный преобразователь частоты
Иллюстрации
Показать всеРеферат
\" .;г,д .)
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сеюз Советским
Сециелистичесмих
Республик нц692О17 (á1) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 300574 (21) 2028924/24-07 с присоединением заявки H9— (23) Приоритет.— (53)M. Кл.
Н 02 К 47/18
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
Опубликовано 151079.Бюллетень М 38
Дата опубликования описания 151079 (53) УДК621.314. 23.. 26.1 (088.8) (72) Авторы изобретения
А.С.Айнварг и Б.Е.Коник (71) Заявитель ф (54) АСИНХРОННО-СИНХРОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
ЧАСТОТЫ
Изобретение относится к электротехнике, а точнее к преобразователю частоты.
Известен электромашинный преобра зователь частоты, в котором асинхронный двигатель и синхронный индукторный генератор совмещены в осевом направлении. В этом преобразователе приводной асинхронный двигатель выполнен в обращенном исполнении внутренний неподвижный статор с обмоткой .питания, подключенный к сети промышленной частоты, насажей на неподвижный вал. Наружный ротор выполнен в виде полого цилиндра, на внутренней поверхности которого размещена ко роткозамкнутая обмотка двигателя, а наружная поверхность служит ротором индукторного генератора; остальные обмотки генератора размещены на втором наружном статоре ll) .
В известном преобразователе совмеще ны роторы асинхронного короткоэамкнутого двигателя и синхронного индукторного генератора. Однако такое совмещение является не электромагнитньм, а механическим, т.е. в роторе низкочастотные магнитные потоки .асинхронного двигателя и высокочастот ные магнитные потоки индукторного генератора являются независимыми и . более того, взаимное влияние усложняет работу машины.
Вследствие того, что в данном
1 преобразователе конструктив нб совмещены только роторы двигателя и генератора, а статоры их выполнены раздельными, машина имеет два радиальных воздушных зазора, т.е. сложную конструкцию, в которой ротор вращается между двумя статорами. Сложность конструкции является основным недостатком такого преобразователя. При заданной частоте питания выходная частота определяется только числом зубцов ротора и не может быть изменена, что также является недостатксм пре обра з ов а те ля .
Известен также асинхронно-синхронный преобразователь частоты, содержащий зубчатый ротор с обмоткой, состоящей из короткоэамкнутых витков, и, зубчатый статор с двигательной, и, по крайней мере, одной генераторной обмотками (2).
Недостатком известного преобразователя является низкое использование активных материалов .
69201 7
Целью изобретения является улучшение использования активных материалов .
Для этого ччйсло зубцов ротора,приходящееся на пару полюсов двигательной обмотки, выполнено нечетным и, кроме того, связано с числом зубцов статора соотношением
Е}, — — 2 - = НОД (ZI,, Z )
Е где НОД (Е „Z
Zt и Zc5
Е - число зубцов ротора;
Ес- число зубцов статора.
На фиг.1 — предлагаемый преобразователь, общий вид; на фиг.2 то же,разрез A. A ;1 ; на фиг.3 пример выполнения асинхронно-синхронногоо пре о бра э ов ателя; на фиг . 4 то же, разрез A-А фиг.3; на фиг.5 выполнение зубцовой зоны части преобразователя; фиг.б — вариант преобразбвателя, общий вид; фиг.7 .— то же, разрез A-A. фиг ° 6; на фиг.8 примеры выполнения зубцовой зоны.
Преобразователь содержит статор 25
1 и ротор 2, магнитопроводы которйх представляют собой наборы отдельных стержней 3,4 П-образной формы. Обраценные друг к другу через воздушный зазор части этих стержней образуют 3(} зубцы. Стержни расслоены вдоль оси вращения машины и могут быть набранными (шихтованными) из пластин электротехнической стали или быть навитыми иэ ленточной электротехнической 35 с тали .
Стержни 3 статора и стержни 4 ротора расположены до окружности на равных расстояниях друг от друга.
Число стержней-зубцов на статоре 4О равно двенадцати,на роторе - одиннад- цати.
Магнитопровод статора 1 со стержнями закреплен в корпусе, а магHHTQпровод ротора 2 со стержнями посред- с TBoM втулки 5, выполненной, наПрИМер 45 из элек тропров одного материала, закрепленногоо на валу б.
Магнитная изоляция стержней друг от друга не является необходимойу достаточно, чтобы их части, выступаю- 50 щие по найравлению к воздушному за-. зору машины и играющие роль зубцов, имели достаточный размер в радиальноь4, направлении.
Статор содержит три обмотки. Одна 55 из обмоток 7 статора является однофаэной и выполнена в виде кольцевой: катушки, соосной с валом б. Многофазные распределенные обмотки 8 и 9 сТВТоРВ выполнены IIQ THIDJ o6kPiHHK многофазных обмоток электрических машин. Обмотка 9 выполнена с числом
IIap полюсов, равным единице, и подключена к источнику питающего симметричного многофазного Синусоидального напряжения. Обмотка 9 выполнена с числом пар полюсов, равным двум, На роторе расположена короткозамкнутая обмотка 10.
Принцип работы преобразователя заключается в следующем.
Стержни-зубцы 3 статора и стержнизубцы 4 ротора могут быть выполнены
Ш-образнйми (фиг.З;4) и магнитный поток каждого стержня-зубца статора или ротора замыкается как в Ш-образном трансформаторе. Такая форма стержней-зубцов по сравнению с Побразной формой позволяет увеличить сечение магнитопровода и мощность машины при сохранении внешнего диаметра ротора °
Число равноотстоящих стержнейзубцов на статоре равно Е = 24, на роторе Z = 21. Как будет .выяснено ни же,сумма магнитных потоков ротора равна нулю;поэтому для крепления стерж ней ротора к валу б могут быть использованы втулка 5 и короткоэамкнутые металлические кольца 11, прижимающие все стержни к втулке.
Стержни в дальнейшем именуются зубцами.
Например, на фиг .5 показан в разрезе один из участков преобразователя, зубцовая зона которого содержит пазы, не занятые проводниками.
Магнитопроводы статора 1 и ротора 2
Выполнены в виде обычных круглых пакетов, состоящих из штампованных ,пластин электротехнической стали, и образуют в зоне воздушного зазора пазы. Половина пазов выполнена глубокими, а между ними находятся мел»,,кие пазы. В глубоких пазах статора уложены обмотки 7-9 с числами пар полюсов соответствено Р, (P+N) и (P-N), а в глубоких пазах ротора
;уложена обмотка 10.
Преобразователь, изображенный !
:на фиг.б имеет магнитопровод такого же типа, как в гомополярных индукторI, ных машинах. Магнитопровод содер жит два пакета статора 1 и ротора 2, :шихтованные в йлоскости, перпенди кулярной оси машины. Пакеты статора .соединены стержнями 3, а пакеты
I ротора - стержнями 4. Стержни стато ра и ротора шихтованы в плоскости, параллельной оси машины.
В двенадцати пазах каждого паке:та статора уложены две многофазные . обмотки: подключенная к многофазному источнику питания обмотка 8,.имеющая одну пару полюсов, и подключенная к нагрузке или регулировочному сопротивлению обмотка 9, имеющая две пары полюсов. Катушки отдельных фаэ обмотки 8 уложены в двух пакетах статора со сдвигом по окружности на
180, так что создаваемые в обоих о пакетах волны намагничивающей силы
:(НС) вращаются в одну. сторону, но
69201 7
Li4 г+и
=Б".,Ф -хФ
" г+ь имеют противоположные полярности.
С этой же целью два пакета статора могут быть развернуты друг относительно друга на половину зубцового деления ротора и иметь идентичные обмотки. Третья обмотка статора 7 выполнена в виде кольцевой катушки и расположена между пакетами статора. В одиннадцати пазах ротора уложена обмотка 10, выполненная как показано на фиг.З.
Протекающий по обмотке 8 ток угловой частоты создает волну HC F
1 имеющую одну пару полюсов, которую можно записать | F (x, t) =Рсоа (A. t—
-х) + F cos(Ес х +Я -x) — Fzcos (Zc- Rt + х), где F, Fz — амплитуды
НС основной волны и основных зубцовых гармоник соответственно; х — пространственная коорди- ната в долях радиуса рас- щ точки статора (пространственный угол); время .
Волна НС Fcos(Я.t-х) вращается в условHOM положительном направлении f
Ед= 12 - число зубцов статора.
При рассматривании магнитных по- токов зубцов статора, отстоящих от начала отсчета на целое число S зуб,цовых делений статора Х= Q+ g эубцо ;вые гармоники НС, как следует иэ эаC писанной формулы, взаимно компенсируются. Поэтому ЙС, действующая на
r-й зубец статора равйа:
F = F cos (n.t - (s-t) — ).. 35
24Г
9 Ес
Намагничивающая сила; действующая на r-й зубец ротора, получается при подстановке в формулу F(x t) значения . Х =р+ (2-1)
Zr где Е„= ll - число зубцов ротоРа, (Ь- угол поворота ротора в положительном направлении. Так как в расс:матриваемом преобразователе Е = Ег+ 1
:то НС, действующая íà r-й зубец ротора, равна:
"$5
F„= F cos (Q.t — p-(r — 1) 7г ) +
212
3 z
+.F cos (Q.t+ Zrp) - F cow (-Q.t+ (Е„+ 2) Р+ (r - 1) ).
В преобразователе (фиг.l и 2) магнитные потоки проходят практически только по площади взаимных перекры-
;тий зубцов статора и ротора, так как .на других участках эти потоки экраии-55 руются крайними стальными листами зубцов-стержней (крайние листы могут быть выполнены из материала с хорошей электропроводностью), Поэтому магнитный поток зубца может быть найден щ умножением НС, действующей в данном зубце, на магнитную проводимость воздушного зазора под данным зубцом.
Магнитная проводимость воэдушногс ,зазора для s-ro зубца статора при б учете только основ ных составляющих равна:
Л =Я 1 +у-соз (P Z + (s-1) — J3, с где Лсз и )- - постоянная составляющая и глубина модуляции магнитной проводимости зубца статора по первой гармонике. Знак плюс в квадратной скобке связан с тем, что волна магнитной проводимости движется в направлении, противоположном направлению поворота ротора.
Магнитная проводимость воздушного зазора для r-го зубца ротора равна:
Лг=Л,„Р +Вcos(- РЕС+ (r-1) —, )3 где Л „и 1"г- постоянная составляющая и глубина модуляции магнитной
)проводимости зубца ротора по пер вой гармонике.
Ф
Изменение знака перед р связано с тем, что магнитная проводимость рассматривается относИтельно ротора (при повороте ротора в положительном направлении,статор-, поворачивается относительно него на тот же
Угол р в отрицательном направлении).
Магнитный поток S-го зубца ста.тора, созданный током обмотки 8, рав ен: ф = Fs.ks= F Abs cos (S t -(s-t)2t) +
2 F Aosy cos(Q.,1 + (3 Ег) + « Г Л, Г
«сов(а. t — Ег -.(s - 1) — ).
Магнитный поток r-го зубца ротора, созданный тем же током, равен
Ф =F )l =FR cos nt-Ð-(r-i) †)+Р Л соэ(2Н+
21 1
r r ог (7„) ог х 7Г(Ъ)-F 7 СОЗ(М-(Z т2) -(r 1) — 1+ F) х
or, г Z) 2 ог
"Y>cog (at г pzc)+ — ЕЛогб.сов a% -pipzñ (" 1 х — +— — " Л„г1-гсо а +7 Р-yZ +(-q) — +
Г 2Я1 г (с - Z) л 7 г
+ — F Л г)Г „соЧР1+7гР+7 P-(r- ) "
Л г у соз(Ям -(z +2)(Ъ-1 7 -(r-1) 1- — $ g
ot r v c z ) 2 ОГ г) х )" ссч (Я.1 - (7 + 2 ) Pi + P 7 - (w — 4 ) — г с Z rj
Потокосцепление любой r-й одновитковой петли .обмотки ротора равно
Подставляя значения потоков ф г из предыдущей формулы и подставляя
692017
Zo= 12 и Z> 11, для,потЬкосцепления одной йетли роторов после тригонометрических преобразований получим:
2 S1Z — Г гт ю
9 =2th sin(ttt-р-(г-t> — + — )thirty
11) or
11
2 g
6Ю .д- (4. 4К1 81 1И а+(ю1-4Ú(Ü-(Г-<) — t — -Г1 — к
2д
И И ) s1rr — „ . 2.У .эЫ « - -) — "— 1,.Л и И or чг
З1П—
2 Sf
-р(1 -1 — „„+ — 11 + a „y„„s1r1 : +2 р-0-1), s1n и
2С 2g r z, 91п . Г т 20
° — + и Г л " s1rr at-2Б р-0 - 1) +
11 11Л or 1.. « и
S1n—
21Г1 Х . 910 —, (2, Юй
Ю Йг) — S1h Rt-p-(t -41 — — . 55
11 ь r мг И 11 1
В рассматриваемом преобразователе, где обмотка 8 питания уложена в две- 30 надцати пазах, величина эубцовых гар- моник НС определяется равенством:
2F cos — = F sin — Р = F Sin к ° У, 12 6 12
Глубина модуляции магнитной пров о - 35 .димости зубчатых магнитных структур в индукторных майи5нах не превосходит0,9 (, 0,9). С учФтом этих соотйо« шений для F2 и „, из формулы Ч
- " пбл ч*Жм;" что в потокосцеплении каж- 40 дого койтура обмотки ротора в значи- тельной степени (более чем в 50 раэ) йодавлейы все гармойики=по сравнению:. с первой (оановной), кроме тех, кото:рые обусловлены воздействием зубцовых
:гармоник НС на переменную составляющую магнитной проводимости.
Следовательно, обмотка ротора, состоящая из контуров (фиг.3), подавляет нерабочие гармоники магнитных потоков практики так же, как и обычная более сложная фазная обмотка ротора, и вращающийся момент возникает только от,:..основной гармоники.
Взаимодействие основной волны НС ротора с магнитным полем статора создает вращающий момент как в . обычном короткозамкнутом асинхронном двигателе, и ротор начинает вращать«. $0 ся с угловой скоростью 40 @, равной
"скорости вращения поля статора за вычетом скольжения. 1ак как ротор вращается за полем статора, т.е. в положительном направлении, то =ш5„ „4 ф5 и магнитный пОтОк S-ГО зубца статора равен:
ЕЛО О М (S1) т + ГЛ 3" с06(т. ю +
2й1 1
"+ — 2 О )э („uu „- )<+(s- ) " ). с) Из этого выражения видно, чТО магнитный поток статора, кроме гармоники частоты питания Q. имеющей одну пару полюсов, содержит гармонику частоты (Е ruu,„е„+ Q. ), синфазную во всех зубцах, и гармонику частоты (Е „;(555„@„- Я. ), распределенную по зубцам с двумя парами полюсов. ПоэТому в кольцевой обмотке 7 индуцируется однофазная ЭДС частоты (Е „щ„ 5.— 9- ), а в обмотке
9 индуцируется многофаэная ЭДС частоты (Z re Ä- Q. ) . Обмотки 7 и.
9 подключаются к нагрузкам, и преобразователь работает как бескснтактный преобразователь частоты, преобразующий многофазное напряжение частоты и одновременно с много-. фазное напряжение частоты (Z+ „- O.) и однофазное напряжение частоты (Е 1М Е5,+ + ) е .
Если требуется получить многофаэ" ное напряжение частоты (Е,Щ е„,+Q.), а однофазное частоты (Zruu q, -Я.), то число зубцов на роторе следует взять не 11,- а 13. При этом конструкция статора и статорных обмоток остается без изменения, а обмотка ротора состоит иэ тринадцати пере-. крещенных изолированных петель, каждая из которых охв атывает шесть зубцов рбтора в одном направлении и шесть зубцов в противоположном и не охватывает один центральный эубвцi
Если на статоре имеется 12 зубцов, а на роторе - 13, то в выражениях и „ в квадратных скобках знак изменится на противоположный, и ЭДС частоты (Е Ф55,е + 9. ): будет индуцироваться в обмотке 9, а ЭДС частоты (Е Ф1„5@5- ъ1 ) будет. индуцироваться в обмотке 7.
B приведенном описании работы машины предполагалось, что ток в обмотке йитания не зависит от положения ротора. т.е. что каждая фаза обмотки распределена на всех зубцах статора.
Если выход обеих частот (Е5М меа
+р. ) и (Zruu - SL ) должен быть многофазным, то необходимо, чтобы число пар полюсов обмотки питания не равнялось разности между числами зубцов статора и ротора. Пример показан на фиг.3,4.
69201 7
Действительно, при выбранных параметрах ротора - числе зубцов Z . зубцовые делении «", и размере зубцастержня в тангенциальном направле- нии (?,, о,5 С,, - определены диаметры .( ротора; наружный D > — — < Z „ Ср и минимальный внутренний 6 = —" Z q b„ с
Тогда максимальная ширина зубца стержня ротора (в радиальном направлении) равнаgдфЯ,-Ь,„). При этом максимальное сечение магнитопровода 10 всего преобразователя равно аДр-" (e„-b )b„ и при выбранном зубцовсм делена ротора не зависит от длины преобразователя в осевом направлении.В преобразователе (Фиг.3 и 4) Ql-образйая Форма стержией-зубцов позволяет Прй выбранном диаметре и эубцовом делении ротора удвоить максимальное сечение магнитопровода по сравнению с преобразователем на Фиг.1-2. - 20
Рассмотрим работу преобразователя при сохранении приведенных выше допущений и обозначения.
Намагничивающая сила, созданная
: током обмотки 8 питания и действующая на s-й зубец статора, выражается 2з такой же формулой, как и для преобразователя на фиг.1-2, а НС, дейст- . вующая на r"й зубец ротора, равна;
F„=Fcos QЛ-p-(p- ? — +Р cos и+(«; ?1ъ+
2 Й 1 z
+(r-1? (N-1?)-F cps ЯЯ-(«л4?(3-(rW? — (N+q, Г
2а
2, ) (с
35 где Обозначено Й = 2с- Е„; для рассматриваемого преобразователя N = 3.
Магнитная проводимость воздушного зазора равна: для S-ro зубца статора 40
A Л 1л г- cos p 2. +(se) к для r-ro зубца ротора Л „а „ 1 -„сов (-p z +(r-a) «„Д
Потокосцепление любой r-й одновитковой петли обмотки ротора равно:
Р лЯ +9 г i. е ,-;=:Из этого выражения после подстансйки значений Рь и Л„из предыдущих формул Z = 24, Е. = 21, N = 3, и учитывая, что в рассматриваемом преобразователе величина зубцовых 1,"армоник
HC обмотки питания равна F = РаМ1 Ф
<> 0,9 ., а О, 9 можно рассчитать, что обмотка ротора практичес кй подавляет ace гармоники потокосцепления, кроме основной, созданной воздействием основной волны НС обмот-g5 ки питания на постоянную составляюЩЪ магнитной проводимости. Аналогичный результат получится, если кахсцый виток обмотки ротора будет охватывать не десять, а одиннадцать зубцов . Следовательно, благодаря указанному выполнению обмотки ротора., асинхронный момент, созданный в заимодействием токов питания и ротора, получается практически таким же, как в синхронном преобразователе с Фазным ротором..
Под воздействием .этого момента ротор вращается за полем статора с угловой скоростью ш,„ „, т.е.
) = щ 1 . При этом магнйтный поток
S-го зубца статора
= F. Л =F Ло со < (s- l? «)+ «ЛО5)"
ы1 к (2. ии +Я)4t (S-3) — (N- lb + — ГЛ geo«
2Ж 1 4 мех 1 °
2С мЕк 2? (2.
2-а содержит составляющую частоты (Я с мех + Q .j име»щую N — 1 = 2 пары полюсов и составляющую частоты (Е,,(ю „- Ю ), имеющую N + 1 = 4 йары полюсов. Следовательно, с .обмотки 9 снимается на нагрузку многофазное ,напряжение частоты (Zrþìå + R ) а с обмотки 7 частоты (2,,сс4лек —.. ) °
Жсли на роторе взять число зубцов
Z r = 24 + 3 = 27, то указанные часто ты в обмотках поменяются местами.
Выполнение обмотки ротора в Пре:образователе на фиг.3-4, а именно в зиде короткозамкнутых изолированных витков, охватывающих по десять или по одйннадцать зубцов ротора, возМОжно лишь в тех случаях, когда магнитные потоки зубцов ротора не содержат синфазных,составляющих. Для преоб ра"зователя,"на фиг.4-5 это условие соблюдается, в чем можно убедиться, представив выражение магнитного потока Ф любого z-ro зубца ротора в виде произведения записанных функций НС Г и магнитной проводимости для того же зубца - сумма потоков, фг всех зубцов ротора равна нулю, В
:преобразователе на Фиг.1-2 магнитные потоки зубцов ротора содержат составляющие, .синфазные во всех зубцах.
Для компенсации этих составляющих обмотка ротора должна составлять из перекрещенныс петель, как было указано выше.
Следозательно, в общем случае, обязательными признаками роторной обмотки являются только выполнение
4ороткозамкнутых витков (контуров) 692017
12 с шагом, равным с точностью до зубцовогб деленйя полюсному делению обмотки питания, и изоляция этих в итк ов друг о т "друга .
Из рассмотрения работы преобразойателей показанных на фиг.1-2 и фиг.4-5, сЛедует возможность их использования в качестве бесконтактных преобразователей частоты Q. питания в частоты (Е и) ®„- й. ) и (Z„00vex+
+A ) . Преимуществом этих преобраэова- 0 телей является простота конструкции . благодаря полному электромагнитному сбвмещению двигателя и генератора, а также возможность получейия . на вййоде различных частот, .во много, раэ превышающих частоту питания. Вы— "сокочастотные составляющие магнитных потоков, вызванные зубчатостью ротора и статора„используются в таких преобразователях для гене— рирования напряжений высоких частот.
Энергию высокочастотных составляющих магнитных потоков можно испольэовать и другим образом, например, вернуть в питающую сеть с помошью статичес- . кого преобразователя частоты или 25 " использовать в виде постоянного тока с помощью выпрямителей.
Однако энергию составляющих магннтного поля, вызванных зубчатостью, можно использовать непосредственно в ЭО преобразоВателе для регулирования в рйщающегî мОме нта. Функ цио наль но рассматриваемый преобразователь совмещает асинхронный двигатель и два асинхронизированных синхронных 35 индукторных генератора. Каждый такой генератор развивает тормозной момент по отношению к вращВ.ющему его асинхронному двигателю. Этот тормозной момент может быть использован для 4() peгулИрбвания полного вращающего мо мента асинхронного двигателя. Если в преобразователе, показ айном на фиг.3-4, обмотки 7 и 9 замкнуты через переключающие устройства (на фиг.3-4. не показаны) накоротко или на регулируемые сопротивления, то полный вращающий момент двигателя и (при заданной нагрузке) его скорость могут. регулироваться в сторону уменьшения путем размыкания цепи этих обмоток или изменения регулировочных сопротивлений. Тормозной момент пропорционален потерям в цепях
I обмоток 7 и 9; рассеиваемая при этом мощность отводится бесконтактный 55 путем, что является преимуществом данного преобразователя.
Таким образом, рассматриваемый преобразователь может использоваться в качестве регулируемого асинхрон- 6О
" йбгo двигателя, совмещенного с элект" ромагнитным тормозом.. для увеличения тормозного момента целесообразно вы полнять ротор с мальм числом зубцов, .а полное сопротивление в цепях обмоток 7 и 9 должно быть минимальным и активным. Так как сопротивления обмоток активноиндуктивные, то для увеличения тормозного момента целесообразно включить в цепи обмоток
7 и 9 емкости.
Для создания тормозного момента может быть использована лишь одна из обмоток 7 и 9, а вторая при этом может быть подключена к высокочастотной нагрузке. Следовательно, преобразователь может использоваться и в качестве преобразователя частоты, у которого может регулироваться скорость и соответственно частоты выходного напряжения.
Рассмотрение .работы преобразователей, показанных на фиг.1-2 и фиг.
3-4, было проведено для случая, когда обмотка питания имеет одну пару полюсон. В общем случае она может иметь
P пар полюсов . При этом принцип работы преобразователя не изменится, если две другие статорные обмотки выполнены с числами пар полюсов (Р + N) и (Р - N), где N число участков, в каждом иэ которых взаим-йое расположение зубцов ротора и статора одинаково а разность (P — N) берется по абсолютному значению.
Соотношение чисел пар полюсов Р (P + N) и (Р - N) должно обеспечивать отсутствие между обмотками трансформаторной связи по постоян ной составляющей магнитной проводимости. В частном случае при P = N одна из статорных обмоток должна быть однофаз ной, например, к ак в преобразователе на фиг.1-2.
Рассмотрим особенности конструкции предлагаемого преобразоВателя. В преобразователе, показанном на фиг.3-4 сумма магйитных потоков ротора рав» на нулю. Поэтому для крепления зубцов ротора могут быть использованы короткозамк нутые металлические кольца 1. По этой же причине магнитные структуры статора и ротора могут быть выполнены не в виде наборов отдельных стержней-зубцов,а в виде круглых пакетов, набранных иэ пластин электро технической стали, которые применяются в большинстве электрических машин, в гом числе редукторных.
Кроме того, с целью повышения частот выходных напряжений преобра зов ателя поверхности статора и рото ра могут иметь дополнительные пазы, не занятые проводниками, как гребенчатые,зубцовые зоны обычных индукторных машин (фиг.5).
Магнитопроводы статорь и ротора могут быть выполнены в виде обычных круглых пакетов и в тех случаях когда Р = N, т.е. когда имеются синфазные магнитные потоки. Пример
692017
13
14 такого преобразователя показан на фиг.6-7. Работа преобразователя, показанного на фиг.6-7, принципиально не отличается от работй преобразователя, показанного на фиг.1-2, так как магнитопровод обеспечивает путь для тех же магнитных потоков . Синфазные магнитные потоки зубцов замыкаются вокруг катушки 7 по внешнему магнитопроводу. При работе в качестве преобразователя частоты с обмоток
7 и 9 снимаются; на нагрузки напря- жения частот (Щ®„Е + Я ) и (ю, „Е-Я! ), Так как синфазные магнитные потоки проходят по стержням 4 в направлении, перпендикулярном плоскости стальных листов статора и ротора, то пластины статора и ротора" должны быть разрезаны в одном месте и собраны веером, как зто делается в бесконтактных сельсинах . 20
Анализ показывает, что для обеспечения полного отсутствия трансформаторной связи между всеми статор ными обмотками предложенной машины отношение N/Р должно быть нечетным. 25 Так как число зубцов статора, при ходящееся на каждую пару полюсов обмотки питания, должно быть четньм, чтобы уложить разнополюсные обмотки такого же типа, как обычно примейяе- ЗО мые в элек,трических машинах, то ! число зубцов ротора, приХоДящееся а каждую пару полюсов обмотки питаия, должно быть нечетньм. Поэтому число зубцов ротора, приходящееся
:на полюс обмотки питания, выражается цробньм числом.
Следовательно, витки роторной обмотки имеют шаг по павам, равнйй 4О полюсному делению обмотки питания лишь с точностью до зубцового деления ротора. В преобразователе с синфаэными магнитными потоками наиболее предпочтительными являются
:перекрещенные петли роторйой обмотки, 4
:не охватывающие один центральйый зубец, хотя возможны и другие конструкции петель, например, йе охватывающие три центральных зубца ° Описаные обмотки ротора лишь немногиМ болеО сложные, чем обмотка в виде беличьей клетки с изолированными стержнями, применяемая для уменьшения добавочных потерь.
В рассмотренных примерах выполне- M ния преобразователя число. участков с одиковьМ взаимным расположением зубцов статора и ротора совпала»ло с разностью между числами зубцов статора и ротора, т.е. в каждсм таком у) участке числа зубцов статора и ротора отличались на единицу. В преобразователе на фиг.1»-2, à также на фиг.6-7 N = 1, а в преобразователе на фиг 3-4 N = 3. 65
В общем случае при равноотстоящи» зубцах на роторе и статоре сдвиг по фазе между переменными составляющими магнитных проводимостей соседних зубцов статора составляет V с эл.град. Иэ этого выражения внд-. но, что при неизменном значении. числа N упомяиутых участков одинако2ян вое значение угла Чя полус чается при различных соотношениях чисел зубцов статора и ротора, в частности, при Š— — Z + N
Е = 2Е +N.
Например, при числе зубцов статора Е = 24 и при таком же значении
Числа участков N = 3, числа зубцов
Ротора, кроме упомянутых чисел Е - — 21 и 27, Могут быть также Z = 3; 45; 51.
Возможны и другие соотношения чи- сел зубцов статора и ротора, при которых их разность не равна числу упомянутых участков. На фиг.8 показаны два примера выполнения эубцовой зоны преобразоватеЛя, где при таКОм же числе зубцов статора, как на фих..5 (Е = 24), такое же число участков (N = 3) образуется при числах зубцов ротора Ер = -Е N
= 12 «+ 3. В каждом из участкбв, разграниченных штрйхпунктирньщй линиями, разность между числами зубцов статора и ротора составляет пять зубцов на фиг.8 вверху и три зубца на фиг.8 внизу.
Сдвиг по фазе между переменными составляющими магнитных проводимостей
Ь: сооедних статорных зубцах для приМера на фиг. 8 сос тавляет 9 = — + и т.е. по сравнению с преобразбвателем на фиг.5 отличается на угол Ф . На фйг.8 все четные зубцы статора имеют такие же фазовые сдвиги переменных составляющих магнитных проводимостей, как четные зубцы на фиг.5, а все нечетные - дополнйтельййй сдвиг на
;С учетом этого обстоятельстэа вторич;ные статорные обмотки преобразовате:,лей с эубцовыми зонами, показан;ными на фиг.8„можно выполнить в ви- де сосредоточенных катушек, .охватывающих только четные или только нечетные зубцы или и те и другие с обратной полярностью. Распределение
Чисел витков этих катушек должно ! соответствовать числам пар полюсов (P + N) и (Р— N).
Известны совмещенные трехфаэ нотрехфазные, трехфаэно-однофаэные
;и трехфазно-короткоэамкнутые обмотки, позволяющие улучшить использование активных материалов и объема паза.
692017
Подобные обмотки могут бйтц использованы и в предлагаемой машине. Однако необходимо учитывать, что в двигательном режиме совмещенные вторая и третья обмотки статора не должны быть замкнуты на общее регулировочное сопротивление; в противном случае вследствие протекания по обмоткам общих токов различных частот воз" никает переменная составляющая момента, пульсирующая с частотой @. или Ю а (в зависимости от чередования фаз обмоток) и вызывающая вибрации. Аналогичное явление возникает и в том случае, когда между статорньми обмотками имеется трансформаторная связь. Поэтому применение совмещенных обмоток в рассматриваемом преобразователе имеет свои особенности; они не должны иметь трансфор аторной связи и не 20 должны быть замкнуты на общее сопротивление.
0TMeTI одно важное преимущество преобразователя — отсутствие обмотки возбуждения. На статоре могут быть размещены все две обмотки-- пйтайия и высокочастотная, если третья обмотка не является необходимой. Такой преобразователь даже с двумя обмотками на статоре и одной на роторе имеет преимущества перед другими, описанными во вводной части: отсутствие чеобходимости в источнике возбуждения, лучшее использование материалов и объема, простую конструкцию и повышенный Созе.
Формула и зоб ре те ни я
l. Асинхронно-синхронный преобразователь частоты, содержащий зубчатый ротор с обмоткой, состоящей из короткоэамкнутых витков, и зубчатый статор с двигательной и, по крайней мере, с одной генераторной обмотками, отличающийся тем, что, с целью улучшения использования активных материалов, число зубцов ротора приходящееся на пару полюсов двигательной обмотки, выполненного нечетным.
2. Преобразователь по п.l, о т— л и ч а ю шийся тем, что число зубцов ротора связано с числом эуб.» цов статора соотношением
Е „ — — - — НОД (Ес, Ег), где НОД(Ес, Z ) - наибольший общий делитель чисел Z и Е>, Е р —, чис ло з уб цов ротора у
Š— число зубцов статора..
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Тетросян П.В., Халатян Э.Л..
Новая конструкция высокочастотного элек тромаг нитного преобразов ателя, труды 3 Всесоюзной конференции по бесконтактным электрическим машинам, 1, Рига, Эинатне, 1966, с.211-215.
2. Патент США Р 3445701,кл.310-160, 1969.
692017
Фиг,5
4-Л
Фйг.?
Составитель A.Kåöàðèñ
Техред N.Ïåòêo Корректор Г. Решетник
Редактор Ю.Челюканов
Заказ 6234/48 Тираж 857 Подписнсе
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, МОсква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г .Ужгород, ул.Проектная, 4