Электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы нзобретени я

М. В. Мнтельман и И. М. Паршиков (71) Заявитель (54) ЭЛБКТРОПРИИОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к быстродействующим электроприводам постоянного тока и может быть использовано для управления электродвигателями прокатных станов, копающих механизмов экскавато ров типа прямая лопата и других устIt 3 ройств, в которых необходимо реализовать предельное быстродействие электродвигателя.

Известные схемы управления указан.tO ными электродвигателями в подавляющем .большинстве выполнены с постоянной скоростью изменения амплитуды тока, якоря, выбранной по наихудшим условиям коммутации, что ведет к недоиспользованию электродвигателей в легких по коммутации динамических режимах и увеличению динамических нагрузок на механизм при ,ударном стопорении. Особенно проявляет- ся недоиспользование возможностей элек тродвигателя по допустимой скорости изменения тока якоря при двухзонном управлении.

Известно устройство для регулирова»

: ния скорости электродвигателя постоянного тока, содержащее задатчик интеясивностй, пропорциональный регулятор скорости и узел установления величины жесткости регулировочных характеристик, который содержит модель системы регулирования, подключенную к одному из входов элемента сравнения, второй вход которого соединен с датчиком скорости, а выход через компенсирующее звено - со входом регулятора скорости, причем вход модели соединен с выходом задатчика интенсивности (1)

Введение в схему аналоговой моделя нагрузки и устройства для формирования дополнительного форсирующего сигнала в функции ошибки по скорости или интеграла ошибки по скорости обеспечивает в и:Ьестном устройстве форсировку режима при.появлении динамической ошибки по

capp ости. Однако в этом устройстве при достаточном запасе напряжения тиристорного возбудителя генератора возможна

3,6920 скорость изменения амплитуды тока якоря, большвя 20 30 д,<, что опвсно для

Jö электрических мешин обычных конструкций при напряжениях, близких к номинальным при номинальном магнитном потоке, и особенно при скорости электродвигателя выше номинальной. В то же время, скорость изменения амплитуды тока яко- . ря совершенно безопасна при низкой скорости элек гродвигвтеля и номиналь- и ном или форсированном магнитном пото ке и ведет к недоиспользованию динамических и коммутационных возможностей электродвигателя в этом режиме.

). !

Известно также устройство для регули- роввния скорости изменения тока якоря, содержащее прибор, преобразующий искрение под щетками электродвигателя в элек-, трический сигнвл, и приборы для дальней-;

;20 шей обработки этого сигнала с целью регулирования, например компвратор, пороговый выключатель и переключающий

- усилитель (21,. ,Недостатком этого устройства являет-

:,ся то, что регулирование скорости изме,нения тока якоря начинается только пос ае возникновения повышенного искрения

:под щетками„ т. е. с запаздыванием, что отрицательно сказывается нв быстродей1твии электропривода. Кроме того, цри

1спользовании этого устройства возможМа и необоснованные снижения парвмет1 ров режимов работы при искрении, под от .

Ъельными щетками по механическим причинам, когда еще нет условий для возникновения кругового огня»

Наиболее близким к изобретению Йз,ц! известных технических решений являет ся устройство для двухзонного регулиро- вания скорости в системе управляемый преобразователь-двигатель. Устройство содержит задатчик, последовательно включенные регулятор напряжения с огрвничнтелем выходного сигнала в цепи

его обратной связи и регулятор тока, регулятор возбуждения и датчики нвпря. жения и тока якоря и тока возбуждения, блок нелинейности..Ограничитель выходного сигнала соединен через сумматор и блоки нелинейности с двтчиком напряжения и через тот же сумматор н блок не-. линейности с датчиком тока возбуждения,! 55 датчик тока якоря через дополнительно введенный нелинейный блок соединен со входом регуляторв тока возбуждения, а параллельно входу регулятора тока возбуждения включен ограничитель, ко входу которого подключен датчик. напряжения(3), В известном устройстве величина предельно допустимого тока якоря электр двигателя огрвничиввется в соответствии с законами коммутации в функции тока возбуждения и напряжения нв якоре. Это устройство предназначено для оптимизации управления мехвнизмами с относительно большими электромеханическими постоянными времени, у которых высоквя скорость нарвствния тока првктически не влияет нв продолжительность цикла.

Поэтому в указанном устройстве не предусматривается использование возможной в легких по коммутации режимах высокой скорости нарвствния тока, что обуславливает пониженное быстродействие в случве использования этого устройства при малых электромехвнических постоянных времени.

Целью изобретения является повышение быстродействия электропривода и сниженйе вероятности возникновения кругового огня нв: коллекторе.

Поставленная цель достигается тем, что в известный электропривод, постоянного тока, содержвщий электродвигатель с регулируемыми преобрвзоввтелями в

:якорной цепи и в цепи обмотки воэбужденйя, последовательно включенные задающее устройство, регулятор напряжения нв якоре с ограничителем сигнвлв в цепи об ратной связи и регулятор тока якоря, регулятор тока возбуждения с включенным,. параллельно входу ограничителем, датчики напряжения нв якоре, тока якоря и токв возбуждения, подключенные ко входу сооч ветствующих регуляторов, в котором датчик напряжения на якоре подключен ко входу ограничителя нв входе регулятора тока возбуждения, а датчик тока якоря через блок нелинейности соединен с другим входом регулятора тока возбуждения, введены ограничитель напряжения нв коллекторе, своим выходом включенный в цепь обратной связи регулятора тока якоря, вычислитель максимальной ЭДС секции якоря, выход которого подключен к одному из входов ограничителя нвпряже:; ния Rhк ллекторе, суммирующий пропор циойвпьный усилитель, один вход которо го соедйнен с; датчиком напряжения нв .якоре, блок умножения, датчик мвгнитногси потока и аналоговый. датчик частоты врв- щения электродвигателя, при этом второй вход ограничителя напряжения нв коллек торе соединен с выходом суммирунЯпего

44 6

2а — число параллельных ветвей.

В формуле (1) может быть произведена замена: Р Г

2„LU> >))(4) 5 6920 пропорционального усилителя, входы вы.,числителя максимальной ЭДС секции яко:ря соедннены с выходом датчика тока якоря, с выходом датчика магннтного потока, со входом суммирующего пропорцно- 5 2 .>, + -LUy Ey J . (Э) а я 2а дС нального усилителя и с выходом блока перемножения, входы которого подключены Тогда в окончательном аиде, к выходу датчика магнитного потока и к аналоговому датчику частоты вращения О лл ма с Р вл макс у якоря электродвигателя. 16 h, Кроме того, ограничитек .напряжения на коллекторе содержит блок нелинейнос-, Прн помощи ограничителя напряжения на ти с нереверсивным выходом н диодный коллекторе осуществляется ограничение мост, выводы постоянного тока которого напряжения на якоре в функции вычисленвключены встречно выходу блока нелиней- f5 ной прн помощи аналоговых преобразованости и шунтнрованы резистором. при - ний величины максп> ального межламельэтом выводы переменного тока диодного ного напряжения, что позволяет в легких моста являются выходом, а входы блока прн коммутации режимах использовать вынелинейности — входами ограннчителя на- сокие скорости нарастания и спадания то,пряжения на коллекторе.. >> ка, увеличить быстродействие при снижеВычислитель максимальный ЭДС секции нин-вероятности возникновения кругового якоря содержит первый блок нелннейнос- огня на коллекторе. тн, вход которого подключен к выходу . Форьгирование сигнала, пропорциональвторого блока нелинейности, а выход - к ного максимальнойу межламельному напервому входу блока перемножения, при- 5 пряжению, обеспечивается новымн связя,чем входы обоих блоков нелинейности и мн между нзвестными и введенными довторой вход блока перемножения являют- . полнительно элементами предложенного gs входами, а выход блока перемноження, электропрнвода постоянного тока, 1выходом вычислителя в4аксимальиой Соединение выхода датчика магнитЭДС секпии якоря. ного потока с одним нз входов блока

При таком выполнении устройства на перемножения, соединенного другим своим вход ограничителя напряжения на коллек- входом с выходом аналогового датчика, торе подается напряжение, пропорциональ- . частоты вращения якоря, а выходом со ное величине максимального межламель-(входомсуммирующегонронорционального ного напряжения> которое можно выразитЬ З5 уснлителясоединеннымтакжесвыходом дат-! как чика напряжения на якоре, обеспечивает фор-Е Я P ь 4 . 1 мирование сигнала, пропорционального

МЛ>лОкс 2. d. йд "с 2a g<.3> (g) разности напряжения н ЭДС на якоре л и равного поэтому падению напряжения где - — — среднее значение ЭДС; на одной секции. . р " " 40

2 в секции обмотки электродвигателя, Соединение первого входа вычисли- число ламелей коллек- теля максимальной ЭДС-секции якоря с

Л тора, выходом датчика тока якоря обеспечивает

Я.р — число пар полюсов, . на выходе второго блока нелинейности

- коэффициент, учитываю- сигнал, пропорциональный функции f (3<)>

°, щий неравномерность которая учитывает действие реакция якораспределения внутрен- ps на искажение поля под главными полюних ЭДС электродвига- сами.;Соединение одного из входов перво50 теля н являющийся слож- го блока нелинейности с выходоЫ второго ной функцией магнитно-;блока нелинейности и другого его входа го потока и тока якоря: " :с выходом датчика магнитного потока обеспечивает на выходе первого блока ! 4 (дф, < g )) ) L(2) 5 нелинейности преобразование сигналов, один из которйх пропорционален магнит— индуктивность одной секцйй! ному потоку электродвигателя, а другой — активное сопротивление одной функция Е (3 )>. в сигнал, пропорцннальный коэффициенту неравномерности

7 692044 8 внутренних ЭДС секций обмотки якоря Устройство содержит якорь 1 электэле хтр одви гете ля. родвигателя с регулируемым преобраэоСоединение третьего входа блока вы- вателем 2 в якорной цепи и преобразовачисления максимальной ЭДС секции, кото- телем 3 в обмотке 4 возбуждения, эадаюрым служит один из входов входящего в .5 щее устройство 5, регулятор 6 напряжеего состав блока перемножения, с выхо- ния на якоре с ограничителем 7 сигнала дом блока перемножения, входы которого "в цепи обратной связи, в состав которого соединены с выходом аналогового датчи- входят диодно-мостовая схема 8, сумми- ка частоты вращения якоря электродвига- рующий усилитель 9 и блохи 10 и 11 не- теля и с выходом датчика величины маг- Р линейности. В число элементов устройст.нитного потока, а второго входа, входя- ва также входит регулятор 12 тока яко}, . щего в состав вычислителя максимальной ря, регулятор 13 тока возбуждения с ЭДС секции якоря блока нелинейности, с включенным параллельно входу ограничитевыходом также входящего в его состав лем 14, включающим блок 15 нелинейвторого блока нелинейности, обеспечивает ности и диодно-мостовую схему 16, дат!

5 формирование на выходе последнего сиг- чик 17 напряжения на якоре, подключеннала, пропорционального максимальной ный ко входу ограничителя 14, и датчик, ЭДС секции. 18 тока якоря, подключенный к одному

Соединение выхода вычислителя макси- из входов регулятора 12 тока якоря и мальной ЭДС секции .с одним из входов через блок 19 нелинейности соединенный ограничителя напряжения на коллекторе, с входом регулятора 13 тока возбуждеко второму входу которого подсоединен ния. В схему введены ограничитель 20 суммирующий пропорциональный усилитель1 напряжения на коллекторе, вычислитель

1 обеспечивает на выходе блока нелиней- . 21 максимальной ЭДС секции якоря, сум25 ности ограничения напряжения на кол- мирующий пропорциональный усилитель 22, лекторе сигнал, пропорциональный макси- блок 23 перемножения, датчик 24 маг мйп,ному межламельному напряжению на нитного потока и аналоговый датчик 25 коллекторе. Шунтирование выхода блок частоты вращения якоря, Ограничитель нелинейности, входящего в состав orpa- 20 своим выходом включен между выхозр ничителя на коллекторе, осуществляется 1 дом и входом регулятора 12 тока якоря, 1 резистором; включение его встречно на . одним иэ входов присоединен к выходу выводыпостоянноготока диодногомостаи усилителя 22 и другим из входов подклю=подключениеeговхоцовпостоянноготоха чен к выходу вычислителя 21. Один из между выходом и входом регулятора тока яхо- входов вычислителя 21 соединен с выхо 35 ря обеспечивает управление скоростью элек- дом датчика 18 тока якоря, второй его тродвигателясуче гоммаксимальногомеж- вход соединен с выходом датчика 24 маг

"ламельного напряжения на коллекторе;что нитного потока и третий его вход соедидает возможность повысить быстродейст- нен с входом усилителя 22 и выходом вие электропривода, снизить при этом: 4р блока 23 умножения, один из входов «овозможность возникновения кругового торого подключен к выходу датчика 24 огня на коллекторе и полнее испольэовать магйитного потока, а второй вход к выдвигатель, „ :ходу датчика 25 частоты вращения якоряе

Выполнение датчика магнитного пото- 45 Ограничитель 20 напряжения на колка в виде блока нелинейности, ко входу лекторе содержит блок 26 нелинейности

- которого присоединен -вйход датчика тока с нереверсивным выходом и диодно-мосвозбуждения, необходимо в случае двух- товую схему 27, выходы постоянного то

" зонного управления скоростью электро- ка которой включены встречно с выходом двигателя. И этом-же случае в качестве блока 26 и зашунтированы резистором упомянутого может быть исполь:-юван дат» 28, причем входы переменного тока схечик )(олла, но в особенно ответственных . мы 27 являются выходом ограничителя приводах большой мощности. При однозон- 20, а входы блока 26 — входами огранином" регулировании следует использовать чителя 20.

- " в хачестве датчйха магнитного потока 55 Вычислитель 21 максимальной ЭДС источник стабильного напряжения, секции якоря содержит блох 29 умножеСущность изобретения поясняется чер- ния, соединенный одним иэ входов с вытежом, где представлена схема электро- ходом блока 30 нелинейности, один из привода постоянного тока. . входов которого подсоединен х выходу

9 блока 31 нелинейности. Первым входом вычислителя 21 является вход блока 31 нелинейности, вторым его входом является другой из входов блока 30 нелинейности, третьим входом — второй вход блока 29 умножения, выход которого является выходом вычислителя 21.

Датчик 24 магнитного потока состоит из блока 32 нелинейности, ко входу которого присоединен выход датчика 33 тока возбуждения.

Электропривод постоянного тока .реботает следующим образом.

При неподвижном якоре 1 электродвигателя по обмотке 4 возбуждения протекает ток возбуждения 1 g, что обуславливает наличие на выходе датчика 33 некоторого сигнала, пропорционального току возбуждения 1 ® . С помощью блока

32 нелинейности сигнал с выхода датчика 33 преобразуется на выходе датчика

24 магнитного потока электродвигателя

s поток ф . Напряжение нв выходе датчика 25 частоты вращения при непод25 вижном якоре равно нулю, поэтому на выходе блока 23 умножения напряжение, пропорциональное ЭДС электродвигателя

Е,равно нулю. Напряжение на выходе преобразователя 2, а следовательно, и

30 на выходе датчика 17 напряжения на якоре равно нулю, что обуславливает отсутствие напряжения на выходе блока 10 нелинейности ограничителя 7 и на выходе регулятора 6 напряжения на якоре.

При этом вследствие отсутствия тока ,в якорной цепи сигнал на выходе датчика 18 тока якоря равен нулю, ток в ,обмотке 4 возбуждения минимален и мини40 мален сигнал на входе блока 11 нелинейности. Вследствие отсутствия напряжения на выходе блока 23 умножения, сигналы на выходе усилителя 22 и вычислителя 21 равны нулю и установка ограни45 чителя 20 максимальна.

После поступления сигнала с задающего устройства б на входе и выходе регулятора 6 напряжения образуется неЮ большой сигнал, так как мало напряжение на выходе ограничителя 7, и поэтому на входе регулятора 12 тока якоря появляется небольшое напряжение, которое обуславливает небольшую величину тока . якоря. При этом йапряжение на выходе регулятора 12 и вентильного преобразо вателя 2, в следовательно, и скорость нарастания тока в якорной цепи будут обусловлены напряжением на выходе orpe692044 10 ничителя 7. Под действием этого тока якорь 1 электродвигателя начинает р»згоняться и выбирает люфты в передачах, При этом напряжение на входе блока 19 нелинейности мало, в результате чего напражение на его выходе не меняется и значение тока возбуждениясохраняется минимальным.

ЭЙС электродвигателя и напряжение на як оре 1 до окончания выбора зазоров остается малым и изменений напряжения на выходе вычислителя 21 и ограничителя 20 практически нет. После окончания выбора зазоров, в якорной цепи электродвигателя происхе4 дит неизбежный всплеск тока.

При этом происходит скачкообразное увеличение напряженчя на выходе датчика 18 тока якоря, блока 19 нелинейности, регулятора 13 тока возбуждения, вентильного преобразователя 3. Под влиянием увеличивающегося напряжения нв выходе, преобразователя 3 начинает расти ток в обмотке 4 возбуждения. Вследствие этого растет напряжение на выходе датчика 33 тока возбуждения, под действием которого увеличивается напряжение на входе блока 11 нелинейности, в результате чего растет подпирающее напряжение на выходе этого блока, напряжение на выходе усилителя 9, на входах постоянного тока диодно-мостовой схемы 8 и напряжение на выходе регулятора 6. Под действием растущего напряжения на выходе регулятора

6 растет ток в обмотке якоря 1, нв выходе регулятора 13 тока возбуждения, преобразователя 3 тока в обмотке 4.

Этот процесс продолжается до достижения напряжением на выходе блоков 11 или 19 уровня ограничения. Одновременно происходит увеличение частоты вращения электродвигателя, при этом растет напряжение нв якоре 1 и íà BblxoQp датчика 25 частоты вращения. Этот процесс сопровождается ростом напряжения нв выходе блока 32 нелинейности и напряжения на выходе блока 23 умножения.

Под влиянием роста тока возбуждения и напряжения на выходе блока 32 уменьшается напряжение на входе блоха 30 нелинейности. Одновременно увеличивается напряжение на выходе блока 31 нелинейности и на обоих входах блока 29 умножения, что обуславливает изменение напряжения нв выходе блока 26 нелинейности, подпирающего напряжения на выходах постоянного тока диодно-мостовой схемы 27, шунтированных резистором

28, и изменение в соответствии с зако нами коммутации допустимого уровня- н»11, 692044 12

;пряжение на выходе задающего устройства 5. Поэтому на выходе регулятора 6 пряжения на выходе регулятора 12 тока якоря. вием. 45 дачаХ происходит увеличение тока якорной, цепи до значений тока сцепленного с ме ханизмом якоря электродвигателя, то на

I выходе блока 19 нелинейности увеличи.вается напряжение. Под действием этого

При разгоне до установившейся скорости ток якоря 1 уменьшается, а напряжение устанавливается в соответствии с уровнем, определяемым напряжением на выходе устройства 5. При этом ток воз- 50 напряжения начинают увеличиваться на, пряжение на выходе регулятора 13 возI будителя 3, ток в обмотке 4 и ЭДС элей-: .тродвигателя. Увеличение ЭДС электро-

1 двигателя приводит к увеличению торбуждения минимален, а ЭДС электродвигатели очень близка K íàïðâêåíòïî на RKo» ре 1. Поэтому при максимальной частоте . электродвигателя напряжение на выходе вычислителя 21 максимально, а подпираю- 55 мазного тока якоря 1, напряжения на выщее чапряжение ограничителя 20 мини-- ,мально.

При переходе в тормозной ежим уменьшается или снижается до нуля находе датчика 18, блока 19, регулятора

13 преобразователя 3, тока обмотки 4, 8 е. действующая в схеме .по описанному выше контуру в тормозном режима

По .мере разгона электродвигателя рас-. напряжение также меняет знак. Амплитуда тет напряжение на якоре 1, выходе дат- напряжения на выходе регулятора 6 чика 17 напряжения и на выходе датчика 5 определяется при начале этого процесса

25 частоты вращения. При росте напря- напряжением подпора в ограничителе 7, жения на.выходе датчика 17, происходит т. е. током возбуждения и существован увеличение напряжения на выхойе блока :шим до начала торможения напряжением.

14, уменьшение напряжения на выходе Под действием изменившегося знака наусилителя 9 напряжения на выходе регу- >О пряжения на входе меняется знак напрялятора 6 и тока в якорной цепи. Кроме жения на выходе регулятора 12 тока. того, происходит процесс уменьшения то- ., Амплитуда напряжения на выходе регуляка возбуждения вобмотке 4,,напряжения тора 12 определяется (в соответствии с на выходе датчика 24 магнитного потока,:, законами коммутации) напряжением подувеличение напряжения на выходе вычис- пора ограничителя 20. Поэтому ток якоря 15 лителя 21 и уменьшение подпирающего 1 начнет меняться с максимальной сконапряжения ограничителя 20. ростью и изменит свой знак под дейст7

В случае приложения ударной нагруз- вием тормозного момента частота вращеки к валу электродвигателя и скачкообраз- ния якоря электродвигателя начнет сниного изменения скорости электродвигате- жаться.;Одновременно при снижении зна,то ля происходит изменение ЭДС и напря- : чения тока в якорной цепи снижается нажения на якоре 1, а также очень быст- пряжение на выходе датчика 18 тока якорое изменение величины напряжения на ря, блока 19, датчика 33 тока обмотки выходе регулятора 6 напряжения. Одно- 4, Вследствие этого, уменьшается напря25 временно происходит изменение сигнала жение на выходе ограничителя 7 и урообратной связи по току на входе регуля- вень ограничиваемого тока якоря 1. Велитора 12 тока якоря. Поскольку напряже- чины тока якоря и магнитного потока ние на выходе регулятора 12 ограничено, электродвигателя в этом режиме невелики, вСледствие действия ограничителя 20, так как после перехода тока якоря через

; 30 скорость изменения тока в якорной цепи нуль и до окончания выбора зазоров в электродвигателя не превысит допустимую передачах эти величины определяются и не создадутся условия, способствующие малым выходом блока 19 нелинейности, I возникновению кругового огня на коллек- характеристика вход-выход которого состоре.

35 тоит иэ трех сопряженных друг с другом

Точно так же при скачкообразном из- участков зоны нечувствительности, ли-. менении сигнала задания устройством 5 нейного участка и участка насыщения; изменение напряжения на выходе регуля- причемшириназонынечувствительности тора 12 будет ограничено по уровню больше величины напряжения на входе, cow вследствие действия ограничителя 20, 4о ветствуюшего току холостого хода электро в результате этого изменение тока якоря, двигателя, но меньше напряжения, соот1 будет происходить с максимальной до- ветствующего току электродвигателя после пустимой по условиям комМутации ско- окончания выбора зазоров. Поэтому когда ростью, т. е. максимапным быстродейс после окончания выбора зазоров в пере13 692 полох;ительпая обратная связь может до-. вести ток якоря до максймальных значений, прн которых эта связь разрывает ся — когда, напряжение на входе блока

19 соответствует участку насыщения его характеристики вход-выход.: Если при этом частота вращения якоря 1 была не более чем 0,7-0,8 от номинальной, то

ЭДС якоря 1 была заведомо меььше напряжения, питающего преобразователь 2, напряжение снимаемого с выхода блока

15 нелинейности подпора больше напряжения на выходах постоянного тока диодно-мостовой схемы 16 и ограничитель

14 не шунтирует вход регулятора 13.

Поэтому ток якоря 1 определяетсй в соответствии с законами коммутации напряжением подпора диодно-мостовой схе мы 8 ограничителя 7, т. е. явлаетса максимально возможным, а ток возбужде- 2О ниа максимальный. Следовательно, торможение идет с максимальным моментом и поэтому максимально эффектйвно. Если частота вращения якоря 1 перед началоМ торможения была значительно больше

25 номинальной,то под действйем описанной выше положительной обратной связи рост тока возбуждения обмотки 4 и ЭДС якоря

1 будет продолжаться до тех пор, пока

ЭДС и, следовательно, напряжение на

36 якоре 1 не станут больше допустимых значений. При этом напряжение на вы:ходах постоянного тока диодно-мостовой схемы 16 станет больше напряжения на выходе блока 15 и на входе регулятора

13 уменьшится сигнал, что приведет к ограничению ЭДС и, следовательно, тока якоря электродвигателя. По мере торможения и уменьшения частоты вращении якоря 1 уменьшаются ЭДС и напряжение электродвигателя и уменьшаетса до полнительный отрицательный сигнал на входе регулятора 13. После того, как напряжение на выходе диодно-мостовой: схемы 16 снова станет менЬше подпирающего напряжения на выходе блока 15, торможение будет происходить подобно описанному выше.

Таким образом, изобретение позволяет

В полнее использовать коммутационные воз- можности электродвигателя во всех режимах, что дает возможность получить большое быстродействие, предельно воз- можные скорости иэменениа тока якори. у

Кроме того, за счет поддержания ограниченного уровни максимального межламельного напряжения повышается надеж- . ность работы электродвигателя.

044

Формула изобретения

1. Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель с регулируемыми преобразователями в якорной пепи и в цепи обмотки возбуждения, последовательно включенные задающее уст- . ройство, регулятор напряжения с ограничителем сигнала в цепи его обратной свя,зи и регулятор тока якоря, регулятор тока возбуждения с включенным параллельно входу ограничителем, датчики напряжения на якоре, тока якоря и тока возбуждения, подключение ко входам соответ"ствующих регуляторов, при этом датчик напряжения на якоре также подключен ко входу ограничителя на входе регулятора тока возбуждения, а датчик тока якоря через блок нелинейности соединен со входом регулятора возбуждения, î r л ичающийс я тем, что,сцельюповышения быстродействия и снижения вероятности возникновения кругового огня, на коллекторе, в него введены ограничитель напряжения на коллекторе, своим выходом включенный в цепь обратной связи регулятора тока якоря, вычислитель. максимальной ЭДС секции якоря, выход которого подключен к одному из входов ограничителя напряженйа на коллекторе, суммирующий пропорциональный усилитель, один вход которого соединен с датчиком напряжения на якоре, блок перемножения, датчик магнитного потока и аналоговый датчик частоты вращения электродвигателя, йри этом второй вход ограничителя напряжении иа коллекторе соединен 0 выходом суммирующего пропорционального усилителя, входы вычислителя максимальной ЭДС секции якоря соединены с датчиком потока, датчиком тока якоря, со входом суммирующего пропорционального усилителя и с выходом блока перемножения, входы которого подключены к датчику магнитного потока и датчику частоты вращения электродвигателя.

2. Электропрнвод по п. 1, о т л и-, ч а ю щ и и с s тем,,. .что ограничитель напряжения на коллекторе содержит блок нелинейности с, нереверсивным выходом и диодный мост, выводы постоянного тока которого включены встречно выходу блока нелинейности и шунтированы резистором, при этом выводы переменного тока диодиого моста являютса выходом, à входы блока нелинейности - входами ограничителя напряжении на коллекторе.

Э. Электропривод по и. 1, о т л ич а ю щ и и с а тем, что вычислитель

692044

15 максимальной ЭДС секцйи якоря содержит первый блок нелинейности, вход которого. подключен к выходу второго блока нелинейности, а выход — к первому входу блока перемножения, причем входы обоих блоков нелинейности и второй вход блока перемножения являются входами, а выход блока перемножения - выходом вычислителя максимальной ЭДС секции якоря.

16

И сточник и и нфор мацни, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 439052, кл. H 02 P 5/06, 1974.

2. Патент ГДР М 105593, кл. Н 02 Р 5/00, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР

% 400965, кл. Н 02 Р 5/06, 1973.

Составитель B. Кузнецова

Редактор Д. Мепуришвили Техред С. Мигай Корректор Н. Горват

Заказ 6237/49 Тираж 857 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113038, Nocisa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент», r, Ужгород, ул. Проектная, 4