Дорожный каток

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И.:C-;,А Н И Е

И ЗОБР Е1 Е11 И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ iц69457З

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.11.74 (21) 2073653/29-33 (51) М. Кл. Е 01С 19/26 с присоединением заявки № 2493280/29-33

Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.10.79. Бюллетень № 40 (53) УДК 625.084 (088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.10.79 (72) Авторы изобретения Э. И. Деникин, Н. Я. Хархута, А. А, Шестопалов, В. В. Бадалов, В. И. Окунев и Д. А. Каплан

Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина (71) Заявитель (54) ДОРОЖНЫЙ КАТОК

Изобретение относится к устройствам для уплотнения конструктивных элементов дорожных одежд, а именно к каткам для уплотнения дорожных покрытий как статического, так и вибрационного действия, ис- 5 пользуемым в строительстве и других областях техники, связанных со строительством.

Известны дорожные катки, содер>кащие самоходное шасси в виде рамы с вальца- 10 ми и балластное устройство, выполненное в виде отдельных элементов катка, например вальцев, отличающихся повышенным весом (1).

Наиболее близким к изобретению является дорожный каток, включающий также самоходное шасси с вальцами, с установленным на нем пневмовакуумным балластным устройством с уплотнением и пневмосистемой (2).

Недостатком известных дорожных катков является узкий диапазон регулирования балластных усилий, ограниченный, емкостью балластного устройства в первом случае, мощностью и производительностью средства создания вакуума — во втором.

Цель изобретения — уменьшение энергоемкости и повышение эффективности работы балластного устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в дорожном катке, включающем самоходное шасси с вальцамн, с установленным на нем пневмовакуумным балластным устройством с уплотнением и пневмосистему, балластное устройство выполнено из отдельных камер, образующих подвижную цепь, размещенную в зам«нутых направляющих, а пневмоспстема выполнена с распределительным коллектором, связанным с каждой из камер посредством трубопровода. При этом каждая камера снабжена опорами качения, размещенными в направляющих, а распределительный коллектор выполнен в виде кольцевой поворотной обечайки, имеющей сквозные отверстия и штуцер а для трубопроводов, и полого цилиндра с кольцевым незамкнутым пазом на образующей поверхности.

На фиг. 1 изображен предлагаемый дорожный каток, общий вид; на фиг. 2 — камера в направляющих; на фиг. 3 — пнев»осистема балластного устройства дорожного «атка.

Каток для уплотнения дорожных покрытий (фиг. 1) содержит шасси 1, выполненное в виде пространственной сварной конструкции, на которой установлены все основные узлы и к которой с помощью рессор (на чертежах не показаны) прикреплены уплотнительные органы в виде гладких

694573 цилиндрических вальцов 2, установленных на валах. Концы вала переднего вальца 2 установлены в поворотной раме 3, которая с помощью рулевых тяг (на чертежах не ггоказаны) связана со штурвалом 4, размещенным в кабине водителя. Задний валец 2 является приводным и через трансмиссию (на чертежах не показана) связан сдвпгareлем 5 внутреннего сгорания, установ.leiríûì в зоне этого вальца на шасси 1. Двигатель

5 с помощью карданного вала 6 связан с коробкой 7 скоростей, рычаг 8 сцспления которого расположен в кабине водителя.

Пневмовакуумное балластное устройство представляет собой совокупность ряда olдельных камер 9, образующих замкнутую, подвижную в направлении движения катка цепь, размещенную в смонтпрозанны. на шасси 1 замкнутых направляющих 10.

Сами камеры 9 выполнены в виде открытых коробов с днищем 11, установленных открытой частью к покрытию и связанных между собой (на чертежах не показано) . По всему периметру торцовой открытой части камер 9 расположено вакуумное уплотнение 12, которое представляет собой жгут квадратного сечения из эластичной резины.

На днище 11 прикреплены кронштейны 13, в которых зафиксированы оси 14 опор качения в виде роликов 15, которыми снабжена каждая камера 9.

Ролики 15 установлены в замкнутых направляющих 10, представляющих собой в поперечном сечении пару встречно установленных швеллеров. Направляющие 10 установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении, что необходимо для перевода пх из рабочего в транспортrIoe положение и наоборот.

Пневмовакуумное балластное устройство снабжено пневмосистемой, обеспечивающей создание вакуума в камерах 9 и содержащей источник разрежения в виде центробежного вентилятора 16, через муфту 17 связанного с электродвигателем 18. Последний через пульт 19 управления подключен к генератору 20, связанному через муфту 21 с коробкой 7 скоростей.

Для подключения к источнику разрежения камер 9, находящихся в контакте с покрытием, предусмотрен распределительный коллектор. Этот коллектор содержит полый цилиндр 22, сообщенный с вентилятором

16 с помощью трубопровода 23.

Кольцевая обечайка 24 охватывает цилиндр 22 с возможностью вращения вокруг него.

В стенке цилиндра 22 имеется сквозной незамкнутый паз 25, а напротив него в цилиндрической стенке кольцевой обечайкп

24 — отверстия 26, в каждом из которых установлены штуцеры 27. Последние гибкими шлангами 28 связывают полость цилиндра 22 с камерами 9. В днище цилиндра

22 предусмотрено окно 29, к которому при10

00 м ы к (1 с т il l l r l! I l (. 30 к О л ь и с В О и О () с ч 3 и к и 2 4.

Обечайкп 24 удер51<пваСТ(51 па llll lllrlrp(22 за счет ат»oc()epiroi о давления, воздействующсго на (нпщс 30 по площади, равной площа;(п ок 1а 29.

Предлагаемый каток для уплотнс пя „10рожногo покрытия pa()oTaeT следующим

Образом.

l орячую доро5кп), 1О см(сь прп температуре 140 -160 С, например, с помощью асфальтоукладчика укладывают и разр213нпвают равномерно, распределяя Iro всему полотну будущсй дороги, представляю)цсму первоначально дорожное основанпс из предварительно укатанной щебенки.

После этого в работу вступает дорожный каток, осуществляющий Ilpcgr32pirTeльну)о уKÇTI<) ТОЛЬКО 32 CiieT СВОСГО 130C3, lie 13l<;lloчая балластного устройства. Затем направляющие 10 из транспортного положения псрсводят в рабочее, для чего опускают пх вниз до контакта нп Klrelo ряда камер 9, расположенных в направляющrrx 10, с покрытием. При C03321111 rl 132«м i%ra 13 Ка 1ср ах

9, находящихся в контакте с. покрытием, под дсйствис31 ат 10(фс1311ого дав,lcrr:151, воздействующего на дпищс !1 камер 9, проис o lliT нагруженпе H IIlpaâ iÿroùeé 10 и, слсдоватсльно, шасси 1 катка.

Пр движении катK3 po;IEIKII 1 ) дВп ку т ся»о направляющей 10. псрсмсщающеися заодно с шасси 1. Когда камеры 9 достигают конца горизонтального нижнего участка направляющей 10, онп отключаются от 1гсточника разрежения, а камсры 9, заходящие с противоположной стороны па э;от loризонтальный участок направляющей 10, подключаются к источнику разрежения в ен ти л ятор у 16.

Таким образом происходит непрерывное перемещение камер 9 при движении катка.

1 lpri oToM намсры 9, находящиеся В такте с покрытием под действием разрежения, присасываются и к покрытию без зазора и остаются в неподвижном состоянии при перемещении катка 1.

Если учесть, что камер 9 множество и направляющая 10 обеспечивает замкнутую траекторию их дв11жсния, то станет очевидным порядок, по которому камеры 9 с верхнего горизонтального участка направляющей 10 сходят на нижний горизонтальный участок этой направляющей и там при контакте с покрытием подключаются к источнику разрежения. Для лучшего понимания механизма работы описанного балластного устройства наиболее удачной аналогией может быть движение траков гусеничного движителя, с той лишь разницей, что роль траков в балластном устройстве выполняют камеры 9.

Подключение камер к источнику разрежения — вентилятору 16 осуществляет специальная пневмосистема, которая в свою очередь работает следующим образом.

694573 ф

Г

2 70 9 уд Ц

Через коробку 7 скоростей и муфту 21 к двигателю 5 внутреннего сгорания подключают генератор 20. С последнего получаемый ток, регулируя через пульт 19 управления, подают на электродвигатель 18, который включает через муфту 17 вентилятор

16. Через трубопровод 23 воздух отсасывается из полого цилиндра 22, а из него через сквозной незамкнутый паз 25, примыкающие к нему отверстия 26, далее через штуцеры 27 и гибкие шланги 28 — из камер 9, нагружая их таким образом атмосферным давлением. Вентилятор 16 откачивает воздух только из тех камер 9, которые находятся в контакте с покрытием, а это определяется взаимным расположением паза 25 и отверстий 26 кольцевой обечайки 24. Паз

25 и отверстия 26 сообщают с полостью цилиндра 22 только камеры 9, пришедшие в контакт с покрытием, а остальные камеры, не контактирующие с покрытием, будут при этом замкнуты на сплошную цилиндрическую стенку полого цилиндра 22.

Совмещение отверстий 26 с пазом 25 осуществляется автоматически и происходит при движении камер 9, которые за гибкие шланги 28 ведут кольцевую обечайку 24, вращая ее на цилиндре 22.

Благодаря тому, что во время движения катка камеры 9 остаются неподвижны относительно покрытия и примыкают к нему, доступ воздуха в камеры через зазор практически отсутствует, что в конечном итоге дает возможность снизить энергоемкость привода вентилятора в 3 — 5 раз по сравнению с известным катком, а также повысить стабильность создаваемого балластного усилия, уменьшив его колебания по величине.

Формула изобретения

1. Дорожный каток, включающий самоходное шасси с вальцами, установленное на нем пневмовакуумное балластное уст10 ройство с уплотнением и пневмосистему, о т л и ч а ю щи и ся тем, что, с целью уменьшения энергоемкости и повышения эффективности работы балластного устройства, последнее выполнено из отдельных камер, 15 образующих подвижную цепь, размещенную в замкнутых направляющих, а пневмосистема выполнена с распределительным коллектором, связанным с каждой из камер посредством трубопровода.

20 2. Каток по п. 1, отличающийся тем, что каждая камера снабжена опорами качения, размещенными в направляющих.

3. Каток по пп. 1 и 2, отл и чаю щи йс я тем, что распределительный коллектор вы25 полне в виде кольцевой поворотной обечайки, имеющей сквозные отверстия и штуцера для трубопроводов, и полого цилиндра с кольцевым незамкнутым пазом на образующей поверхности.

ЗО Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дорожные машины. Под ред.

Н. Я. Хархуты, Л., «Машиностроение», 1972, с. 381.

2. Лвторское свидетельство СССР

¹ 510558, кл. F 01С 19/26, 1969.