Сердечник статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

,О П И С А Н И Е (11)694940

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свпд-ву— (51) М.Кл.- Н 02 К 1/20 (22) Заявлено 23.05.78 (21) 2620464/24-07 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.10.79. Бюллетень ¹ 40 (45) Дата опубликования описания 30.10.79

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Автор изобретения

А. И. Ищенко (71) Заявители (54) СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЪ|

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам малой и средней мощности.

Известны электрические машины бескорпусного исполнения, в которых, с целью увеличения наружной поверхности сердечника статора при обдуве машины воздухом в аксиальном направлении, отдельные листы сердечника на поверхности спинок имеют зубцы, образовывающие в сердечнике статора продольные ребра охлаждения 11).

Получение зубцов производится за счет дополнительного расхода материала активной стали. 15

Известен также сердечник статора электрической машины малой или средней мощности, содержащий шихтованные из листов элементы, имеющие расположенные со сто- 20 роны расточки пазы для обмотки и размещенные по наружной поверхности, образующие продольные ребра для обдува воздухом группы зубцов, причем смежные элементы расположены со смещением в тан- 25 генциальном направлении групп зубцов друг относительно друга 12).

Недостатком такой конструкции является неудовлетворительная интенсивность охлаждения и слабая жесткость ребер.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности путем повышения эффективности охлаждения и жесткости ребер.

Для достижения поставленной цели ребра выполнены из чередующихся в продольном направлении участков, один из которых образован зубцами групп отдельных листов, а другие выполнены из теплопроводного и адгезпонного материала и рас положены между группами зубцов.

На фиг. 1 представлен предложенный сердечник статора, вид с торца; на фиг. 2— то же, вид сверху.

Предлагаемый сердечник статора шихтован из листов, имеющих по внутренней части пазы 1, предназначенные для последующей укладки в нпх обмотки, а по наружной части со стороны спинки — группы зубцов 2, выполненные в уголковых частях заготовок активного железа.

Листы выполнены двух разновидностей. отличающихся разным угловым расположением пазов относительно зубцовых групп, например, а=45 .

Сердечник статора шихтуется вперемежку из листов 8 и 4 этих разновидностей и скрепляется, например, путем наложения на них продольных электросварных швов 5.

694940

Ребра 6 выполнены из чередующихся в продольном направлении участков, одни из которых образованы зубцами 2, а другие — 7 выполнены из теплопроводного и адгезионного материала и расположены между группами зубцов 2.

В результате заливки воздушных промежутков между зубцами вдоль ребер массой с высокой адгезией получаются монолитные ребра высокой жесткости. лКесткость таких ребер выше, чем это было бы при шихтовке зубцов без воздушных промежутков и даже при последующем покрытии поверхности их слоем массы высокой адгези и.

Если масса, заполняющая воздушг:ые промежутки между торцовыми поверхностями зубцов, обладает еще и свойством высокой теплопрoвоJIHостп, поверхность ребер, омываемая в продольном направлении машины потоком охлаждающего воздуха, увеличивается.

Следовательно, изобретение дает возможность получить развитую интенсивную в теплопередаче оребренность довольно высокой жесткости по всей окружности наружной поверхности сердечника статора, образованную зубцами, выполненными в уголковых частях заготовок листов сердечника, т. е. без увеличения нормы расхсда активной стали по сравнению с листами с гладкой спинкой.

На предприятии изготовлены макетные образцы бескорпусных асинхронных электродвигателей с высотой оси вращения H=80 л1м; Р=1,1 кВт, U=220l380 В.

n=1490 об)мин. Сердечники статоров их выполнены согласно изобрете нию: высота зубцов, следовательно, и ребер равна 12 л1м, воздушные промежутки между зубцами заполнены молотковой эмалью МЛ-165 ГОСТ 12035-77.

Макетные образцы прошли испытания, получены положительные результаты. Перегрев обмотки статора их находится на уровне выпускаемых промышленностью соответствующих электродвигателей серии

4А, имеющих корпус с оребрением (высо5

Зо

45 те ребер 15 мм) . При этом у серийного двигателя Л1 обмотки статора = 67,5 С, у бескорпусного Л1 обмотки статора =66,7 С.

Проведен предварительный расчет технико-экономического эффекта от использования предлагаемого изобретения в конструкции упомянутых электродвигателей, Без применения изобретения для вырубки зубцов высотой 12 л1м пришлось бы увеличить расход активной стали на 71 см на каждый лист сердечника статора. Для всего сердечника при толщине одного лиcTà 0,5 лл1 это увеличение равнялось бы

1,25 лР или примерно 4,85 кг, при этом конструктивная масса сердечника равна 5 кг.

Таким образом, на одном бескорпусном электродвигателе экономится 4,85 кг листовой электротехнической стали.

Формула изобретения

Сердечник статора электрической машины, содер>кащий шихтованные из листов элементы, имеющие расположенные со стороны расточки пазы для обмотки и размещенные по наружной поверхности группы зубцов, образующие продольные ребра для обдува воздухом, причем смежные элементы расположены со смещением в тангенциальном направлении групп зубцов друг относительно друга, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатациotIHoH надежности путем повышения эффективцост,.I охлаждения и жесткости ребер, последние выполнены из чередующихся в продольном направлении участков, одни из которых образованы зубцами групп отдель ных листов, а другие выполнены из теплопроводного и адгезионного материала и располо>кены между группами зубцов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент ФРГ ЛЪ 2037769, кл. Н 02 К

9/22, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

Л 368695, кл. Н 02 К 5/20, 1970.

694940 фиг. g

Составитель М. Карцева

Техред Н. Строганова

Корректор С. Файн

Редактор Т. Кузьмина

Заказ 971/1161 Изд. № 594 Тираж 866 Подписное

НПО«Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений к открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. сПатент>