Способ и маяк для определения местонахождения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42с, 39„

74d, 8„

74d, 8,„

СССР № 69519

ОПИСАНИЕ ИЗОЬРКТКНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ вЂ” 3

В. В. Аршинов

Способ и маяк для определения местонахождения транспортного средства

Заявлено 15 октября 1945 года в Народный комиссариат Морского флота СССР за № 1197 (349183) Опубликовано 31 октября 1947 года

295

Способ определения местоположения транспортного средства, согласно которому такое определение производится при помощи протрактора по двум углам между тремя маяками, видимыми, например, с судна, уже известен.

Сущность изобретения заключается в том, что для той же цели пользуются светом только двух маяков, на пути излучения которых установлены оптические диспергирующие свет системы, причем световому излучению их сообщают такое распределение, которое изменяется по цвету в зависимости от положения транспортного средства по отношению к маякам.

На чертеже показан один из примеров распределения лучей по предлагаемому способу.

Оптическая диспергир ующая свет система представляет собою светофильтр, состоящий из трех пленок, двух поляроидных и третьей, помещенной между ними, изготовленной из двухпреломляющего вещества (например из целлофана). Последняя должна иметь одинаковую толщину и двухпреломляющую силу по всей своей плоскости.

Поляроидную пленку поляризатора устанавливают в проекторе с горизонтальным направлением прспускаемых пленкой лучей, поляроидную пленку анализатора — с вертикальными.

Двухпреломляющую пленку устанавливают с направлением колебаний лучей под углом 45 к горизонту.

Прожектор-маяк, снабженный таким приспособлением, будет казаться под различными углами зрения к плоскости светофильтра окрашенным в различные интерференционные цвета, которые будут меняться в зависимости от положения на карте точки наблюдения судна.

Цвет лучей зависит от. их оптической разности хода Г.

Г =d(Ng,— Np,, где d — длина пути луча в двухпреломляющей пленке, Ng — Жр,— сила ее двухпреломления по направлению этого пути.

Обе эти величины изменяются с изменением угла зрения. № 69519

° ч 1 1

Если, для примера, в качестве двухпреломляющей пленки взять пленку одноосную, у которой оптическая ось перпендикулярна к плоскости пленки, то интерференционные цвета будут располагаться симметрично к направлению оси, причем в направлении оси источника света видно не будет.

Луч света 7 с Г = 300 т,и будет окрашен в бледножелтый цвет, луч Z с Г = 400 тес в оранжевый, луч 3 с Г = 500 тр в красный, луч 4 с Г = 700 ти в синий и т. д.

Вместо светофильтра в качестве диспергирующей свет оптической системы можно применить, например:

1. Призмы, цельные и полые, заполненные жидкостью, изготовленные из прозрачного материала, дающие в различных направлениях различно окрашенные диспергированные лучи.

2. Зеркала с приложенными к их отражаемой поверхности двухпреломляющей пленкой, а наверх последней — поляроидной пленкой, которой также будут отражать в различОтв. редактор М. М. Акишин

296 ных направлениях лучи различнок цветности.

Предмет изобретения

1. Способ определения местонахождения транспортного средства по маякам, согласно которому производят на планшете при помощи протрактора. засечки, определяющие своей точкой. пересечения искомое местонахождение транспортного средства, о т л и ч а юшийся тем, что„с целью возможности решения задачи путем визирования только по два маяка, световому излучению последних сообщают такое распределение, которое изменяется по цвету в зависимости от азимута на маяк.

2. Маяк для осуществления способа по п. 1, отличающийся тем, что на пути cro излучения установлена оптическая диспергирующая свет система, выполненная либо в виде диспергирующей призмы, либо в виде блока из двух скрещенных поляроидов с расположенной между ними пленкой анизотропного вещества, например целлофана.

Редактор В. Г. Шальнев