Способ пористого хромирования цилиндров, поршневых колец и других трущихся деталей двигателей внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 48а, б

СССР № 69583

ОПИСАН ИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Я. Н. Бирман, К. С. Гончаренко и Г. И. Тупицый Способ пористого хромирования цилиндров, поршневых колец и других трущихся деталей двигателей внутреннего сгорания

Заявлено 20 декабря 1944 года в Народный комиссариат авиационной промышленности СССР за № 9б19 (335879) Опубликовано 31 октября 1947 года

В практике ремонта цилиндров, ;поршневых колец и других трущихся деталей двигателей применяют элекгролитическое хромирование для восстановления размеров изношенных деталей. Однако при эксплоатации деталей, восстановленных этим способом, на хромированной поверхности образуются риски и нередко надиры.

В значительной мере это затруднение устранено введением шлифовки по хрому, вместо применявшегося хонинга.

Коренное же улучшение качества хромированной поверхности может быть достигнуто путем гальванического хромирования деталей с последующей их анодной обработкой в хромовой ванне. Образующийся на

;поверхности деталей слой хрома имеет пористое строение.

Хромированная поверхность представляет собою бесконечно большое количество отдельных островков хрома, разъединенных микроскопически малыми ручейками-каналами, пронизывающими слой хрома на глубину

0,04 — 0,06 мм при общей толщине слоя хрома 0,15 — 0,35 мм.

Каналы занимают от 30 до 70",, всей хромированной поверхности. Наличие каналов является важной характеристикой хромовой поверхности для работы в условиях трения.

Они обеспечивают непрерывную смазку всей трущейся поверхности, в результате чего повышается износоустойчивость трущихся поверхностей и в 3 — 5 раз увеличивается срок службы двигателя.

Пористая поверхность способствует также более надежной работе двигателя в пыльных условиях. Согласно предлагаемому способу, хромирование производят в электролите, содержащем 180 — 250 г/л хромового ангидрида, 2 — 3 г/л серной кислоты, 0,5 г/л окиси меди и не более 10 г/л трехвалентного хрома. Температура электролита 52 — 74, плотность тока ВК=

= 39 — 80 А/дм"-.

Технологический процесс пористого хромирования может быть проведен по следующей схеме.

1. Осмотр деталей, подлежащих хромированию (чистота обработки, размер).

2. Обезжиривание известью или по375 № 69583 рошком пемзы в 5о .-ном содовом растворе.

3. Промывка в проточной теплой воде до полного удаления следов извести или пемзы.

4. Монтаж деталей на подвески, установка защитных экранов и анодов, 5. Анодная обработка в хромовом электролите следующего состава: хромового ангидрида 150 — 300 г/л, серной кислоты 1,25 — 4 г/л; допускается до 30 г/л железа и до 20 г/л трехвалентного хрома; температура электролита 48 — 52 С; плотность тока ОК =

= 38 — 42 А/дм ; продолжительность анодной обработки 15 минут.

6. Промывка водой.

7. Хромирование в электролите следующего состава: хромового ангидрида 180 — 250 г/л, серной кислоты химически чистой 2 — 3 г/л, окиси меди 0,5 г/л; содержание трехвалентного хрома не более 10 г/л; температура электролита 52 — 74 С; плотность тока ВК = 39 — 80 А/дм- ; продолжительность процесса в зависимости от требуемой толщины слоя хрома.

8. Промывка в воде.

9. Анодная обработка после хромирования в электролите прежнего состава (п. 5) при температуре электролита 48 — 52 и плотности тока

38 — 42 А/дм ; продолжительность обработки 10 — 15 минут.

10. Промывка холодной водой.

11. Промывка горячей водой.

12, Сушка в электропечи или на воздухе.

13. Контроль качества полученного слоя и пористости специальным оптическим прибором.

14. Термообработка для устранения внутренних напряжений и хрупкости (удаление водорода) при температуре 180 — 200 С продолжительностью 1,5 — 2 часа. Нагрев производят, начиная с комнатной темпеОтв. редактор М. М. Акишин

376 ратуры, постепенно повышая температуру до 200 . Удаление водорода: с хромированных поршневых колец производят путем кипячения их в воде в течение одного часа..

15. Хонингование абразивными камнями — брусками до получения гладкой поверхности. Первая фаза хонингования производится алундовыми камнями на бакелитовой основе, зернистость 325 вторая фаза — такими же камнями зернистостью 500—

600. Хонингование производят с ке-росином, который одновременно очищает и охлаждает обрабатываемую поверхность.

16. Холодная обкатка цилиндров

17. Промывка бензином.

18. Очистка поверхности от остатков абразива продуванием воздуха под давлением 6 am или острым паром с применением содовых рас-творов.

19. Контроль качества.

20. Смазка минеральным маслом.

Примечания. 1. Анодную обработку до хромирования и после хромирования обязательно производят: в отдельной ванне для предотвращения загрязнения ванны хромирования.

2. Шлифовка хромированной поверхности запрещается во избежание загрязнения пор абразивами.

Предмет из о бр етени я

Способ пористого хромирования цилиндров, поршневых колец и других трущихся деталей двигателей внутреннего сгорания путем гальванического хромирования и последующей анодной обработки в хромовой ванне, отличающийся тем, что хромирование производят в электро-лите, содержащем хромового ангидрида 180 — 250 г/л, серной кислоты

2 — 3 г/л, окиси меди 0,5 г/л и трехвалентного хрома не более 10 г/л при температуре электролита 52—

74 и плотности тока .ОК = 39—

80 А/ди2.

Редактор С.. П.. Мысовский