Вентиляционное устройство транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 280З77(2)) 2468196/27-11

Союз Советских

Социалистических

Республик

<" 695856 (51) М. Кл.2

В 60 Н 1/24

В 60 Х 9/00 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

СССР но делам изобретении и открытий (23) Приоритет (53) УДК 629.11З..06:628.83 (088. 8) С)публиковано 051179. Бюллетень Ио 41

Дата опубликованйя списания 07.1179 (72) Авторы изобретения

Н. В. Иипош, В. В. Строков, В. И. Чороз и Б. Ф. Пи горь (7) } Заявитель Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (54) ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно: к системам вентиляции и устройствам эвакуации пассажиров в аварийных ситуациях.

Известны вентиляционные устройства транспортного средства, содержащие крышку, шарнирно соединенную с каркасом крыши и перекрывающую края проема в крыше, а также механизмы для фиксации крышки в открытом и закрытом положениях. Механизмы расположены с обеИх сторон отверстия, каждый иэ которых выполнен из рычажков, шарнирно соединенных между собой и снабженных стягивающей пружиной. Верхний рычаг механизма шарнирно соединен с крышкой, а нижний рычаг шарнирно соединен с кронштейном, снабженным бобышкой, установленной во втулку каркаса крыши. Со стороны салона на втулках установлены рукоятки управления, каждая иэ которых удерживается на втулке стопорными винтами, входящими через отверстия во втулке в пазы нижнего конца бобышки (1).

Недостатками указанного технического решения являются наличие со стороны салона двух рукояток управления, расположенных в разных местах, каждую из которых необходимо повернуть на

;угол 90 . В устройстве отсутствует возможность открытия аварийного выхода с наружной стороны транспортного средства. шарнирное соединение крышки с каркасом крыши требует для открытия аварийного выхода значительного расстояния между возможным препятствием и транспортным средством, а в случае затонувшего транспортного средства требуется большое усилие, чтобы повернуть крышку на угол более 90

Наиболее близким к изобретению техническим решением является вентиляционное устройство транспортного средства, содержащее крьанку, шарнирно соединенную с крышей транспортного средства, механизм фиксации крышки в открытом и закрытом положениях, состоящий из поворотных рычагов и стягивающих пружин, внутреннюю панель, перекрывающую проем в крыше и жестко закрепленную в обойме, и рычаг управления крышкой (2).

Недостаток укаэанного вентиляционного устройства заключается в том, что оно не может быть использовано в качестве аварийного выхода для эвакуации пассажиров в аварийных ситуа,циях.

695856

Целью изобретения является обеспечение возможности использования вентиляционного устройства для аварийного выхода эа счет подвижной установки внутренней панели.

Для этого внутренняя панель с од- 5 ной стороны соединена с крышей по" средством раэмыкающихся шарниров, а с другой стороны снабжена фиксатором для связи с крышей, упомянутые поворОтные .рычаги и стягивающие пружины одними концами шарнирно связаны с крышкой, а другими — с внутренней панелью, при этом фиксатор имеет наружную и внутреннюю относительно внутренней панели ручки, (5

Кроме того, с целью исключения самопроизвольного открывания крышки наружная ручка Фиксатора расположена под крышкой, а последняя снабжена с наружной стороны захватом для ее ручного подъема.

1а фиг. 1 изображен общий вид вен-! тиляционного устройства; на Фиг. 2 разрез A-А на фиг. 1; на фиг. 3 ,разрез A-A н момент открытия крышки

1при аварийной ситуации; на фиг. 4 разрез Б-B на фиг. 2; на фиг. 5 узел 1 на Фиг. 2 (в увеличенном масш,табе) на фиг. 6 — разрез В.-B на фиг.

2.

Вентиляционное устройство содержит 30 обойму 1, имеющую форму прямоугольникаа, в средней части которой установ лен швеллер 2. Обойма 1 установлена в отверстии 3 стенки крыши 4, кото рое служит одновременно для прохода 35 воздуха в салон и для эвакуации пас сажиров в аварийных ситуациях. К обойме 1 шарнирно присоединена через поворотные рычаги 5 крышка 6, перекрывающая края отверстия 3 в стенке 4О крыши 4. Крышка 6 прижимается к стенке крыши 4 посредством пружин 7, которые установлены с предварительным растяжением на кронштейнах крышки 6 и обоймы 1.

На швеллере 2 обоймы 1 "установлен механизм 8 управления вентиляцией, полэун 9 которого шарнирно соединен через поворотный рычаг 10 с крышкой

6. Со стороны салона к обойме 1 прикреплен поддон 11, в котором выполнены отверстия 12 для прохода воздуха, Для крепления обоймы 1 в отверстии

3 она снабжена с одной стороны высту- пами 13, наружная поверхность которых сопрягается с вкладышами 14, жестко связанными с стенкой крыши (фиг.

5) .

Выступы 13 и вкладыши 14 образуют размыкающиеся шарниры, с другой сто- 6() роныг стенка обоймы 1 выполнена ступенчатой, полка 15 ее установлена на упор 16, жестко соединенный со стенкой крыши 4 (Фиг ° 6) . Между упором .l6 и полкой 15 установлена упругая 65 резиновая прокладка 17. В вертикальl ной стенке 18 упора 16 выполнено отверстие 19 с углублением 20 н верхней части ° Во втулке 21 обоймы 1 установлен прижим 22, снабженный пальцем 23 и рукоятками 24 и 25 упранле— ния (фиг. 2) . Для прохода пальца 23 в отверстие 19 н ст енке обоймы 1 ныдолнено отверстие 26, Верхняя часть пальца 23 имеет конусообразную форму для плотного прижатия обойгы 1 н отнерстии 3, которое облицовано окантоночным профилем 27. Для открытия вентиляционного устройства с наружной стороны и снятия его крышка 6 снабжена захватом 28. Механизм 8 упранления вентиляцией снабжен рычагом упранления 29.

При установке обоймы 1 н отверсгие

3 поворотом рукоятки 24 палец 23 вводится н отверстие 19. Палец 23, проскальзывая конусной поверхностью по нерхней кромке отверстия 19, входит н углубление 20., При этом одно-, временно ныступы 13 обоймы 1 плотно прижимаются к вкладышам 14, полка

15 прижимается к упору 16, сжимая резиновую прокладку 17, а пелец 23 фик сируется в углублении 20. Обойма 1 после установки пружин 7 дополнительно прижимается их усилием к нкладышам 14 и упору 16.

Изменение эффектинности вентиляции осуществляется посредством механизма 8 управления вентиляцией, Дпя увеличения высоты подъема крышки 6 необходимо переместить рычаг управления 29 ндоль направляющей 30. В каждом иэ выбранных положений хода ползуна 9 он фиксируется н направляющей

30 за счет заклинивания ролика 31 н поперечном пазу полэуна 9. Расклинивание ролика 31 производится понорогом рычага управления 29 вокруг своей продольной оси . При этом край паэ а рычага 29 выталкивает ролик 31 из узкой части поперечного паза ползуна 9.

Для открытия вентиляционного устройства со стороны салона в случае эвакуации пассажиров в аварийный ситуациях необходимо повернуть рукоятку 24 на угол 90. При этом палец 23 выходит из углубления 20 и отверстия

19, под действием усилия пружин 7 обойма 1 с поддоном 11 незначительно смещается в отверстии 3, сигнализируя о том, что устройство расфиксировано. Нажатием на поддон 11 устройство выдвигается иэ отверстия, а затем смещается в любую сторону.

Для снятия вентиляционного устройства с наружной стороны необходима за захват 28 открыть крьгшку 6, которая зафиксируется н открытом поло гген}щ, повернуть рукоятку 25 на угол

90 и снять вентиляционное устройство °

695856 с

Формула изобретения

1. Вентиляционное устройство транспортного средства, содержащее крышку, шарнирно соединенную с крышей транспортного средства, механизм фиксации крышки в открытом и закры- 5 том положениях, состоящий иэ поворотных рычагов и стягивающих пружин, внутреннюю панель, перекрывающую проем в крыше и жестко закрепленную в обойме, и рычаг управления крышкой, о т л и ч а ю щ е е с. я тем, что, с целью обеспечения возможности использования его для аварийного выхода эа счет подвижной установки внутренней панели, внутренняя панель с одной стороны соединена с крышей посредством раэмыкающихся шарниров, а с другой стороны снабжена фиксаторам для связи с крышей, упомянутые поворотные рычаги и стягивающие пружины одними концами шарнирно связаны с крышкой, а другими — с внутренней панелью, при этом фиксатор имеет наружную и внутреннюю относительно внутренней панели ручки.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью исключения самопроизвольного открывания крышки, наружная ручка фиксатора расположена под крышкой, а последняя снабжена с наружной стороны захватом для ее ручного подъема.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 273666, кл. В 60 Т 9/02, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

М 526533, кл, В 60 У 9/02, 1973 (про" тотип) .

695856 в-и

f5

17

Составитель Л. Смольская

Редактор С. Байкова Техред M.Ïåòêî Корректор Г. Решетник

Эакаэ 6679/17 Тирах 804 Подписное

QdHHIlH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Уагород, ул. Проектная, 4