Система управления судовой газотурбинной установкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
< 695894 (61) Дополнительное к авт. спид-ву (53)M. Кд, В 63 Н 23/28 (22) Заявлено 24.11.77 (21) 2546967/27 — 06 с присоединением заявки J% (23) Приоритет
Гааударстаааиый хакатат
СССР аа даааи иаааратаний и открытий
Опубликовано 05.11.79. Ь1оллетень,% 41
Дата опубликования описания 05.11.79 (53) УДK 621.438-55 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Н. Антонов, A. A. Берденников, B. Г. Владимиров, С. П. Кактыш, Б. Г. Петров, Д. А, Скороходов и А. И. Шраер (7l ) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДОВОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ
Изобретение относится к системам регули:,рования судовых газотурбинных установок (ГТД) и может быть использовано для управления несколькими кинематически связанными ГТД, 5
Известна система управления судовой газотурбинной установкой, содержащая эздатчик режимов, блоки сравнения давлений, регуляторы расхода топлива с блоком управления,селекторы максимального рассогласования давлений °
10 и датчик частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления (1).
Недостатком известной системы является то, что в ней не обеспечивается равномерный характер эксплуатационных возможностей на ГТД, 15 что приводит к неравномерной выработке их ресурсов.
Целью изобретения является обеспечение равномерной выработки ресурса всеми двигателями и снижение общего расхода топлива.
Поставленная цель достигается тем, что система дополнительно содержит датчики давления воздуха перед камерами сгорания, датчики температуры газа за турбинами высокого давления, блок сравнения ресурсных показателей, первые и вторые каналы коррекции, пороговые устройства, маспггабные преобразоватеги и блоки вычисления ресурса, входы которых соединены с выходами датчиков частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления и температуры газа за турбинами высокого давления, а выходы соединены со входами блока сравнения ресурсных показателей, выходы которого через пороговые устройства соединены со вторыми входами вторых каналов коррекции, при этом выходы датчиков давления воздуха перед камерами сгорания соединены со входами блоков сравнения давлений, вторые входы которых соединены С эадатчиком режимов, а выходы — с одним из входов первых каналов коурекции. непосредственно, а с другими — через селекторы максимального рассогласования давлений, вторые входы которых через масштабные преобразователи соеди нены с выходами блоков сравнения давлений другого двигателя, причем выходы вторых каналов коррекции соединены со вторыми входами блоков управления, а выходы — с
30
3 выходами первых каналов коррекции и вторыми входами пороговых устройств.
На чертеже представлена блок-схема системы.
Система содержит задатчик 1 режимов, блоки 2 сравнения давлений, регуляторы 3 расхода топлива с блоками 4 управления, селекторы 5 максимального рассогласования давлений и датчики 6 частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления, датчики 7 давления воздуха перед камерами сгорания, датчики 8 температуры газа за турбинами высокого давления, блок 9 сравнения ресурсных показателей, первые и ьторые каналы 10, 11 коррекции, пороговые устройства 12, масштабные преобразователи 13 и блоки 14 вычисления ресурса.
Система работает следуюгцпм образом.
Сигналы от задатчика 1 режимов через блоки 4 управления постугппот на входы регул<яторов 3 расхода топлива и устанавливают oсновные синхронные (или изохронные) режимы ГТД, соответствующие <. Iо ра<гчетлым харак терйвтикам. Одновременно сип|ал задатчика 1 режимов поступает на входы блоков 2 сразнения давлений воздуха, которые формиручзт сигналы рассогласования заданного и действительного давлений воздуха перед камерами сгорания. Сигналы рассогласования давлений с зыходов блоков 2 одновременно поступают на входы первых каналов 10 коррекшги и в качестве сигналов обратной свэ1зи (с противоположными знаками) через селекторы 5 максимального рассогласования давлений поступают на другие входы тех же каналов 10 (сигнал рассогласования другого ГТД проходит на селектор 5 рассматриваемого ГТЛ через масштабный преобразователь 13).
Включение селекторов 5 в цепь обратной связи канала коррекции по давлениям обеспсчивает "запирание" канала 10 двигателя с мень шим давлением (некондиционный) и "отпирание" канала 10 двигателя с оольшим давлением (кондиционный). Рассогласование с выхода канала 10 кондиционного ГТД проходит на вход второго канала 11 коррекции и далее на блок 4 для корректировки основного ðåжима, После установки режима по цспи коррекции давлений включается канал коррекции по показателям ресурса. При этом сигналы от датчиков 6 частоты вращения и датчиков 8 температуры газа поступают на входы блоков
14 вычисления ресурса, а выходные сигналы этих блоков поступают на вход блока 9 сравнения ресурса, где формирунэтся сигналы рассогласования ресурсных показателей ГТД, Эти сигналы от блока 9 поступают на входы по695894 4 роговых устронств 12 и пропускаются тем из них, вход которого откр<ят нулевым сигналом канала 10 коррекции.
Т«ким образом, данная система обеспечивает равномерную выработку ресурса всеми двигателями многодвигательной судовой газотурбинной установки и позволяег снизить общий расход топлива.
<1эормула изобретения
Система управления судовой газотурбинной установкой с нссколькими двигателями, работающими на общую нагрузку, содержащая задатчик режимов, блокц сравнения давлений, регуляторы расхода топлива с блоками управления.селекторы максимального рассогласования давлений и датчики частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспечения равномерной выработки ресурса всеми двигателями и снижения общего расхода топлива, она дополнительно содержит датчики давления воздуха перед камерами сгорания, датчики температуры газа за турбинами высокого давления, блок сравнения ресурсных показателей, первые и вторые каналы коррекции, пороговые устройства, масштабные преобразователи и блоки вычисления ресурса, входы которых соединены с выходами датчиков частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления и температуры газа за турбинами высокого давления, а выходы соединены со входами блока сравнения ресурсных показателей, выходы которого через пороговые устройства соединены со вторымн входами вторых каналов коррекции, при этом выходы датчиков давления воздуха перед камерами сгорания соединены со входами блоков сравнения давлений, вторые входы которых соединены с задатчиком режимов, а выходы — с одним и:-. входов первых каналов коррекции непосредственно, а с другими— через селекторы максимального рассогласования давлений, вторые входы которых через масштабные преобразователи соединены с выходами блоков сравнения давлений другого двигателя, причем выходы вторых каналов коррекции соединены со аторымн входами блоков управления, а входы — с выходами первых каналов коррекции и вторыми входами пороговых устройств.
Источники информации, принэ1тые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии Х 1028657, F 02 С, опублик. 1966.
695894
Составитель С. Редьков
Техред О,Андрейко
Корректор .Е. Лукач
Редактор М. Васильева
Заказ 6684/19
Тираж 514 Подписное
ЙНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4