Предохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22). Звявчено 28.09,77(21) 2526012/25-27

Союз Советских

Социалистических

Республик

«i>,696198 ТБ фЩ (1 (51)M. Кл.2

F D 7/04 с присоединением заявки М

Государстаемиый комитет

СССР по «елам изобретеиий и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 05.1179. Бюллетень N9 41

РЗ) УДК 621. 825.,5 (088. 8) Дата опубликования описания 05.11.79 (72) Автор изобретеиия

А.Г.Кутовой (71) Заявитель (54) ПРЕДРХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов

Известйы предохранительные эластичные муфты, содержащие две полумуфты, связанные между собой с помощью эластичных колец, установленных на ведущей полумуфте, которая выполнена в виде разностенной чаши с про,тивоположно смещенными наружным и внутренним эксцентриситетами, для уменьшения потерь на трение эластичные кольца установлены на подшипни- ках. Ведомая полумуфта выполнена в виде чаши с внутренним эксцентриситетом, охватывающей наружное эластичное кольцо и имеющей внутренний выступ с эксцентрической шейкой, входящей в отверстие внутреннего - 20 эластичного. кольца. Эластичные кольца могут быть выполнены из резины, пластмассы и других материалов (1).

K недостаткам данной муфты можно отнести:нестабильность упругих 25 свойств эластичных колец с течением времени (старенне); воздействие, например перепада температур, окружающей среды, на стабильность упругих свойств; сравнительно большие ради" 30 альные габариты и невозможность соз- дания такой муфты с осевой компановкой.

Известна также предохранительная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты, имеющие зубчатые венцы и соединейные упругим элементом.

Зубчатый венец одной из полумуфт находится В зацеплении с зубчатыми колесами, имеющими эксцентрики и закрепленными на штырях в другой полумуфте. При этом эксцентрики зубчатых колес опираются на упругий элемент, деформируя который они могут поворачиваться при перегрузках. Упругий элемент выполнен в виде подвижного металлического кольца, охватывающего эксцентрики и подпружинивающего их (2).

К недостаткам данной муфты можно отнести, консольное расположение колес, которые нагружаются усилиями в зацеплении и силой, создаваемой упругим кольцом, а также усилиями, возникающими при компенсации несоосности и перекоса соединяемых валов, все это приводит к необходимости создания жесткой заделки штырей зубчатых колес в полумуфтах и, как результат, к увеличению веса муфты и ее радиальных и осевых габаритов;

3 69 зубчатые колеса с наружными зубьями расположены в плоскости, перпендикулярной штырям соединяемых валов, что ограничивает минимальные радиальные габариты, так как для каждого зубчатого колеоа существует минимум зубьев, нареэаемых беэ подрезания; компвнсат;ия несовпадения осей соеди няемых валов осуществляется только в пределах боковых зазоров зацепления

Целью изобретения является повышение нагрузочной и компенсирующей способностей, уменьшение габаритов.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена сегментами, установленнйми попарно на наружной поверхности полумуфт - на ведомой неподвиж" но и на ведущей свободно, а упругий элемент выполнен в виде гибкого зубчатого колеса, находящегося в зацей" ленни с зубчатыми венцами»"полумуфт и бхватывающего сегменты, -расположен- ные диаметрально йротивоположно друг другу в каждой паре.

На фиг,1 изображена муфта в продольном разрезе; на фйг.2 - разрез

A-А на фйг.1) на фйг.З - pàçðåý

Б-Б на фиг.2.

Муфта-содержит полумуфту 1 с зубчатым венцом 2 и коЛьцевой проточкой 3 на наружной поверхности 4 и .пОлумуфту 5, также имеющую зубчатый венец 6. Зубчатйе венцы 2 и б

ПОЛУМуфт, ЗамыкаЮтся гибким зубчатым колесом 7. В йолумуфте .5 неподвйжно

:установлены два cei ìåíòé 8, в полумуфте 1 установлены в кольцевоЯ проточке 3 два подвижных сегмента 9.

Двв пары сегментов 8 и 9 растягивают гибкое зубчатое.колесо.7, замыкая им зубчатые венцы 2 и б полумуфт 1

:и 5. Рабочий участок зацепления -полу муфт .1:и 5 определяется суймарныМ углом K+/.

Муфта работает следующим образом.

При передаче крутящего момента в зуб" .чатых за Геплениях полумуфт 1,5 и

:.гибкого зубчатого колеса 7 возникают

1 .Усилия, стремящиеся BHBBCTB гибкое

|колесо 7 из зацепления с полумуфта-. ми 1 и 5, увеличивая радиус кривизны гибкого колеса 7 На участке дуги.)Одновременно увеличивается радиус гибкого колеса .7 по вврШийам эубьвв на участке дуги д . При предельной величине крутящего момента,:когда . радиус зубчатого колеса 7 по вершийам зубьев на участке дуги, Ц. становится больше 1/2 диаметра выступов зубьев на долумуфтах 4,5, наступает проскок, т,е. разобщение полумуфт. В этот момент ведомая полумуфта, например, полумуфта 5, останавливается и через нейодвижные по отношению к ней сегменты 8 удерживает гибкое зубчатое колесо 7 эа счет сил трения, возника«. юших между гладкими поверхностями сегментов и проточки в гибком колесе

6198 4

1 7. Гибкое колесо, в свою очередь, таким же образом удерживает подвиж. .ную пару сегментов 9, относительно которых начинает вращаться ведущая полумуфта 1, так как подвижная пара сегментов 9 установлена в кольцевой

5 проточке полумуфты 1. Если перегрузка устранилась, произойдет автоматическое включение муфты путем замыкания гибким зубчатым колесом 7 обеих полумуфт 1 и 5, При этом одним из условий нормального замыкания по10 лумуфт является четность числа зубьев на полум»уфтдх 1 и 5 и гибком колесе 7. Кроме " гого, для улучшения условий замыкания гибкое зубчатое колесо 7 и зубчатые венцы 2 и 6 по15 лумуфт имеют неравнссмещенную коррекцию, В результате, если при эамйканни полумуфт происходит упор вершин зубьев гибкого колеса 7 в вершины зубьев зубчатых венцов 2 и б полумуфт 1 и 5, то при обкатывании гибким колесом 7 остановившейся полумуфты 5 замыкание произойдет эа счет разности окружных шагов, достиг—

25 нутой коррекцией Если перегрузка не устранйлась, то муфта будет работать как предохранительная в режиме прос.кока.

Прн нарузке моментом менвше пре- дельного она выйолняет несколько функций, работая как упругая эа счет участка Ъ гибкого колеса 7 с одно-. временной значительной компенсацией погрешностей расположейия валов, так как замыканйе зубчатйх венцов.

2 и б происходит гибким зубчатым колесом 2

Под сегменты можнО устанавлйвать пружины или упругие элементы..

Предлагаемое изобретеййе благо40 даря примейению гибкого зубчатого: колеса 7 и исключению консольно ..Установлейны»х зубчатых колес снизить вес, увеличить более чем в два раза компенсирующую способность, уменьшить осевые и радиальные габариты муфты."

45 Формула изобретения

Предохранительная муфта, содер- .

50 жащая ведомую и ведущую полумуфты, имеющие зубчатые .венцы и соединенные упругим элементом, о т л и ч а - ю щ а я с я твм, что, с целью rioвышения коййенсирующвй и нагруэочной способностей, уменьшения габаритов, она сйабжена сегментами, установленными попарно на наружной поверхности.нолумуфт = на ведомой неподвижно и на 5едущей свободно, а упругий элемент выполнен в виде гибкого зубчатого колеса, находящегося в зацеплении с зубчатыми

65 .венцами полумуфт и охватывающего

696198

4-4

Фиг.2 фиаЗ

Составитель О.Логвинова

Редактор И.Карпас Техред С.Мигай Корректор Г.назарова

-Заказ 6736/35 Тираж 1139 Подписное

ЦНИИПИ Гасударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, E-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП; Патент, г.ужгород, ул .Проектная,4 сегменты, расположенные диаметрально противоположно друг к другу в каж"

-дой паре.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе д Z

Б

Фи@1

1. Авторское

Р 282851, кл. F

2. Авторское

Р 341983, кл. Р (прототип). свидетельство СССР

16 D 7/02, 1969 . свидетельство СССР

16 D 7/04, 1971