Синхронизатор коробки передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ио696216 (6!) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 06.11.73(2!) 1970065/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (З1)М. К .
F 16 ". 5/00
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений,. и открытий (53) УДК 521.833 (088. 8) Опубликовано 05.1 179 Бюллетень ¹ 41
Дата опубликования описания 081179 (72) Автор изобретения
В.А. Миронов (7!) Заявитель (54 ) CHHX РОИИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к синхрониэаторам коробок передач-и может найти применение в трансмиссии транспортных средств, силовых установок и станков.
Известны синхрониэаторы, содержащие конусные кольца с встречно направленными конусами, блокирующиепальцы, контактирующие с ними подвиж-!0 ную в осевом направлении каретку с равномерно расположенными по окружности отверстиями под блокирующие пальцы и фиксаторы нейтрального положения каретки Р3.
Указанные синхрониэаторы являются наиболее близкими rro технической сущности к предлагаемому изобретению.
Однако эти синхронизаторы недостаточно надежны в работе, имеются случаи ослабления пальцев в конических
20 кольцах.
Ввиду нераэборности соединения блокирующих пальцев и конусных колец ремонт данных синхронизаторов практи. чески невыполним. При неисправности отдельных деталей необходима замена синхронизатора в сборе.
Имеется повышенный расход латуни для изготовления конусных колец (на одну 5-ступенчатую коробку передач
5,03 кг), что является неизбежным для конструкции с жестким соедине,.нием колец с пальцами.
Целью изобретения является облегчение сборки и разборки синхронизатора, что приведет к обеспечению его ремонтопригодности, а также снижению расхода латуни.
Для этой цели в каретке синхронизатора выполнены радиальные пазы, синхронизатор снабжен блбкирующими штифтами, установленными в этих пазах и взаимодействующими с блокирующими пальцами, и стяжными пружинами, связывающими конусные кольца., а каждый блокирующий палец выполнен в виде цилиндрического валика с эксцентричными выступами на торцах и продольной канавкой со скосами и пазом в средней части, имеющим наклонные поверхности, угол наклона которых к дну канавки выбирается в пределах
30 45о
da фиг. 1 изображен синхронизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, с торца; на фиг. 3 — блокирующий палец, вид на продольную канавку и пазы; на фиг. 4 — разрез A A фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Б-Б фиг. 2, стяж696216 ные пружины и зацепы; на фиг. 6 разрез В-В фиг. 1.
Синхронизатор коробки передач содержит подвижную в осевом направлении каретку 1, конусные кольца 2, блокирующие пальцы 3 и фиксаторы нейтрального положения каретки с фиксаторными пальцами 4, шариками 5 и пружинами 6.
Каждый блокирующий палец 3(фиг. и 4) выполнен в виде цилиндрического валика с эксцентричными выступами 7 на торцах и продольной канавкой 8 со скосами 9 и пазом 10 в средней части, имеющим наклочные поверхности 11, угол наклона которых к дну кайанки выбирается в пределах 30-45
С целью обеспечения свободного поворота блокирующих пальцев относительно их осей, длина между их торцами меньше длины фиксаторных пальцев на 0,6-0,8 мм.
Каретка 1 имеет равномерно расположенные по окружности отверстия по числу блокирующих пальцев 3 для установки в них последних.
Кроме того, н каретке 1 выполнены рациальные пазы 12, число которых также равно числу блокирующих пальцев 3, для установки в них блокирующих штифтов 13, рабочие поверхности которых располагаются в зоне отверстий под блокирующие пальцы 3 и взаимодействуют с последними.
Конусные кольца 2 не имеют жесткой связи между собой, но прижимаются к торцам фиксаторных пальцев 4 посредством стяжных пружин 14 через зацепы 15 из стальных .пластинок.
Синхронизатор работает следующим образом.
В нейтральном положении конусные кольца 2 занимают осевое и угловое положения (изображенные на фиг. 1 и 2), что обеспечивается фиксаторными пальцами 4, к торцам которых конусные кольца прижимаются стяжными пружинами 14, и эксцентричными выступами 7 блокирующих пальцев 3.
При включении передачи конусные кольца 2 перемещаются фиксаторными пальцами 4 до соприкосновения с конусами шестерен (на чертежах не показано). При этом происходят поворОт конусного кольца 2 и передача действующих сил трения на эксцентричные выступы 7 блокирующих пальцев 3, что вызывает поворот последних относительно их осей на угол, допускаемый скосами 9 пальцен и блокирующим штифтом. В этом положении наклонные поверхности 11 будут препятствовать дальнейшему движению каретки.
Преимущестном предлагаемого синхронизатора, по сравнению с известными синхронизаторами, является ббеспечение его ремонтопригодности благодаря разборной конструкции синхронизатора. Это важно, поскольку при сравнительно небольшом износе конусов трения (0,3-0,4 мм) известные синхронизаторы становятся неработоспособными и не могут быть восстановлены. rleобходимый ремонт предлагаемых синхронизаторон может быть выполнен путем несложной замены конусных колец.
Обеспечивается также воэможность перехода от поставок в запчасти синхронизаторов в сборе на более рацио25 нальные поставки отдельными деталями
Вместе с повышением надежности синхронизатора это позволяет снизить объем производства запчастей и уменьшить эксплуатационные расходы.
Формула и зо бре те н и я
После выравнивания скоростей и исчезновения момента трения блокирующие пальцы 3 под действием усилия включения, передаваемого через каретку 1 и блокирующие штифты 13, будут поворачиваться вокруг своих осей в среднее положение и тем самым раэблокируют обойму.
Синхронизатор коробки передач, содержащий конусные кольца с встречно направленными конусами, блокирующие пальцы, контактирующие с ними подвижную в осевом направлении каретку с равномерно расположенными по окружности отверстиями под блокирующие пальцы и фиксаторы нейтрального положения каретки, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что„с целью обеспечения сборки и разборки синхронизатора, в его каретке выполнены радиальные пазы, синх рони затор снабжен блокирующими штифтами, установленными н з тнх пазах и взаимодействующими с блокирующими пальцами, стяжными пружинами, связывающими конусные кольца, а каждый блокирующий палец выполнен в виде цилиндрического валика с эксцентричными выступами.на торцах и продольной кананкой со скосами и пазом в средней части, имеющим наклонные поверхности, угол наклона которых к дну канавки выбирается в пределах
30-45
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Р 2.546.74б, кл, 192-53 . 1951 (прототип) °
696216 и
Составитель Г. Куэнецова
Редактор A. Семенова Техред Н.Вабурка Корректор А. ГРиценко
Тираж 1139 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Эакаэ 6738/36
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Ъ э
Ф ф ф
I е
Фиг. У