Устройство для проверки параметров трехзвенника передней подвески автомобиля, влияющих на углы наклона осей поворота колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

+ „i - - +:чв с

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

С<щиалистических

Республик

< 696334

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6t) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 260774 (21) 2050616/27-11 (51)М. Кл.2

G 01 М 17/04 с присоединением заявки М— (23) Приоритет

Государственный «омнтет

СССР мо делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК620.178.

° 3 (088.8) Опубликовано 05.11.79. Бюллетень Йо 41

Дата опубликования описания 10.11.79 (72) Авторы изобретения

И.Р, Дронов и Ю,П. Кукоба (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПАРАМЕТРОВ

ТРЕХЭВЕННИКА ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЯ

ВЛИЯЮЩИХ HA УГЛЫ НАКЛОНА ОСЕЙ ПОВОРОТА КОЛЕС

Изобретение относится к устройст= вам для проверки параметров подвески.

Известно устройство для проверки параметров трехзвенника передней подвески автомобиля, влияющих на. углы наклона осей поворота колес, содержащее станину, механизм фиксации ступицы, траверсу с выступом, имитирующим места идеального кузова, на которые устанавливается нерегулируемое звено трехэвенника, и индикаторные устройства для отсчета величины погрешностей (1).

Конструкция известного устройства не позволяет учитывать производственные погрешности трехзвенника, влияющие на угол продольного наклона оси поворота колеса.

В результате этого в подвеске автомобиля угол продольного наклона осей поворота колес получается нестабильньж и зачастую его значение выходит за пределы допустимого, ухудшая управляемость автомобиля.

Кроме того в этом устройстве отсутствует механизм, имитирующий зажим нерегулируемого звена трехзвенника при установке на кузов, что приводит к появлению зазоров между ЗО торцами присоединительных мест этого звена и установочными торцами устройства и не обеспечивает идентичность крепления звена в устройстве по сравнению с креплением его на кузове. Вследствие этого устройство показывает искаженное значение погрешностей.

Цель изобретения — учет погрешностей, влияющих на угол продольного наклона оси поворота колеса, и повышение точности его работы.

Это достигается тем, что устройство снабжено механизмом ориентации колес, выполненным B виде годводимых установочных элементов, ориентирующих ось поворота колеса по углу относительно установочной оси нерегулируемого звена трехэвенника, а траверса снабжена механизмом, имитирующим зажим нерегулируемого звена при установке на кузов автомобиля и имеющим два подводимых фиксатора, и выполнена подвижной в двух заимно перпендикулярных направлениях.

Ра фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 - разрез

А-А фиг. 1;. на Аиг. 3 - разрез В-В фиг.

334

3 696

На станине 1 установлен механизм фиксации ступицы 2 колеса автомобиля, состоящий из ложемента 3, рычагов 4, шарчирно установленных в кронштейчах 5, и пневмоцилиндра 6, шарнирно прикрепленного к нижним концам рычагов 4.

На вертикальной стойке станины 1 закреплены направляющие 7, в которых перемещается в вертикальном направлении ползун 8 с кронштейнами 9 и 10.

".ереэ кронштейн 9 полэун 8 уравновешен на нужной для работы высоте с помощью пружины 11, опирающейся на станину 1.

В отверстии кронштейнов 10 установлены с воэможностью свободного осевого перемещения скалки 12, на которых жестко смонтирована траверса 13. Траверса имеет выступ 14 с отверстием и установочными торцами

15 и 16.

Выступ 14 имитирует место кузова, куда устачавливается нерегулируемое звено 17 трехзвенника (т.е. верхний рычаг) подвески, Соосно с отверстием выступа 14 на кронштейнах 18, закрепленных на траверсе 1 3, установлены пневмоцилиндры 19, на штоках которых жестко закреплены фиксаторы 20 с фланцами 21.

На верхней балке траверсы 13 имеются отверстия, в которые установлены индикаторные устройства 22 для отсчета величины погрешностей.

Оси этих отверстий расположены относительно установочных торцов 15 и 16 и оси отверстия в выступе 14 так, как расположены оси болтов кузова для крепления регулируемого звена 23 трехэвенника (т.е. нижнего рычага) относительно торцов и оси отверстия посадочного места кузова для крепления нерегулируемого звена 17.

Ложемент 3 расположен так, чтобы установленная в его гнездо ступица

2 колеса заняла такое положение относительно оси отверстия выступа 14, какое она занимает относительно оси качания нерегулируемого звена 17 идеальной подвески в положении, при котором контролируются на автомобиле углы наклона оси 24 поворота колеса.

На станине 1 также установлены направляющие 25, в которых с помощью пневмоцилиндра 26 перемещается ползун 27 с цапфами 28, в которых на оси 29 шарнирно закреплены установочные элементы 30 со ступицами 31 и рабочими поверхностями 32, ориенти.рующими ось 24 поворота колеса при работе на устройстве.

Индикаторные устройства 22 состоят (фиг. 3) иэ стержня 33, на котором закреплен индикатор 34. da нижнем конце стержня 33 имеются измерительный торец 35 и хвостовик 36 °

Стержень 33 удерживается в верхнем положении шариковым фиксатором 37 и предохраняется от полного выдергивания и поворота штифтом 38.

Для проверки и настройки устройства применяется контрольный калибр, который имитирует собой присоединительные места, ступицу 2 и базовые поверхности, принятые для ориентации оси 24 поворота колеса идеального трехэвенника в том положении его звеньев, при котором определяются углы наклона оси поворота колеса на автомобиле.

Калибр устанавливается в устройство и фиксируется в нем фиксаторами 20, фланцами 21 и рычагами 4, После этого элементы 30 своими рабочими поверхностями 32 подводятся к поверхностям калибра, имитирующим поверхности трехзвенника, принятйм за базовые при ориентации оси поворота колеса. В технически исправном устройстве рабочие поверхности 32 обоих элементов 30 должны касаться этих поверхностей калибра.

Затем стержни 33 индикаторных устройств опускаются хвостовиками 36 в отверстие калибра до соприкосновения измерительных торцов 35 с плоскостью калибра. В этом положснии индикаторы

34 настраивают на нуль.

Определение погрешностей трехзвенника производится следующим образом.

Трехэвенник ступицей 2 устанавливается в ложемент 3 и эажимается в нем рычагами 4 посредством пневмоцилинд-ра 6 (на фиг. 1 трехзвенник показан тонкими линиями) . Поворачивая трехзвенник в ступице 2 и перемещая при. необходимости траверсу 13 вдоль скалок 12, присоединительные места нерегулируемого звена. 17 заводятся в зону между торцами вьступа 14 и фиксаторами 20. . С помощью пневмоцилиндров 19 и фиксаторов 20 с зажимными фланцами

21 производится фиксация и зажим звена 17 трехзвенника, имитирующий

его зажим при установке на кузов.

Возможность колебания ползуна 8 с траверсой 13 вверх и вниз в некоторых пределах позволяет попасть фиксаторами 20 в установочные отверстия звена 17 трехзвенника, а через нихв отверстие выступа 14. При такой фиксации и зажиме звено 17 трехэвенника занимает относительно выступа

14 такое положение, которое оно займет в будущем относительно мест ку- . эона, на которые оно устанавлйвает» ся.

Включением пневмоцилиндра 26 ползу н 2 j вместе с элементами 30 пеРе мещается к трехзвеннику. Рабочие поверхности 32, входя в соприкосновение с поверхностями трехзвенника, принятыми эа базовч@ для ориентации оси 24 поворота колеса, н апример, )

i5

65 96334 с гайками 39 пальцев шаровых опор

40 ориентируют ось 24 по углу продольного наклона относительно установочной оси 41 нерегулируемого звена 17, доворачивая трехэвенник в ступице. Поворот трехэвенника в ступице обеспечивается шаровыми шарнираии 40 трехэвенника и перемещением траверсы 13 в двух взаимно перпендик уляр вы;< нагтравлени ях.

По.r челне ze заданного угла боков ак-

Обеспечив зетс Я коггструе<тивно поло ,";< е и и е м гго„.; ем е н т а 3 *. о т в а рс т и я z .- с -.

/и;-) После этого регулируемое эве:o

23 трехэвенника подводят в зону под индикаторные устройства 22, хьостовики 36 которьгх чаправляются в отверстия ocN 4 2 звена 23 затем стер;;<г33 опу<."каются до соприкосновения иэмер-:=т:и.::-:.ь х торцов 35 с установоч- 20 г- no c 1< o c i0 4 3 ос и 4 2, H H El;H K B o ры 34 при этом указывают приведенные к звену 23 погрешности трехзвечника, которые необходимо скомпенсировать установкой в этих местах при сборке автомобиля, например, регулировочных шайб, приведя тем самым производственный трехзвенник к идеальному по углам наклона оси поворота колеса„

Зг формула изобретения

Устройство для проверки параметров трехэвечника передней подвески автомобиля, влияющих на углы наклона осей поворота колес, содержащее станину, механизм фиксации ступицы, траверсу с выступом, имитируюг1им места идеального кузова, на которые устанавливается нерегулируемое звено трехэвенника,. и индикаторные устройства для отсчета величины погрегвностей, о т л и ч а ю ru е е с я тем, что,, с целью учета погрешностей, влияющих на угол продольного наклона

ooè поворота колеса и повыгяения точности работы, оно снабжено механизмом ориентации колес, выполненным в виде подводимых установоччых элементов, ориентируюкчх ось поворота колеса по углу относительно установоч— ной оси нерегулируемого звена. трехзвенника, а траверса снабжеча махани эмом, игятирующим зажим неоегулируемого звена при установке на кузов и имеющим два подводим.х Фиксатора, и выполнена подвижной в двух взаимно перпендикул ярных направлени ях.

Источники информации, принятые во вчимание при экспертизе

1. Устройство Аирмы <г ИАТ для проверки параметров передней подвески автомобилей. Техническое опи=ание, Тольятти, ВАЭ, 1973.

6""334

Йа 2 в-в юг.J

Составитель В. Ильина

Техред Н.Бабурка Корректор Е.Папп

Редактор С. Титова

Заказ 6752/42 Тираж 1073 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35,. Рауиская наб., д..4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4