Способ определения коэффициента трения в клиновых соединения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

СоциалистическиМ

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 080877 (21) 2515807/25-28 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.2

G 01 К 19/02

Государственный комнтет

СССР ло делам нзобретеннй н открытий (53) УДК531. 44 (088.8) Опубликовано 05.1179 Бюллетень Ио41

Дата опубликования описания 051179 (72) Авторы изобретения

В. Г. Виноградов, П. И. Лешерн, В. A. Нелюбин и П. А. Пылайкин

71) ЗаяВИтЕЛЬ Уральский завод тяжельго машиностроения им. С.орджоникидзе (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ТРЕНИЯ В КЛИНОВЬИ СОЕДИНЕНИЯХ

Изобретение относится к иссле- дованиям физико-механических свойств материалов и может быть и"пользовано при конструировании клиновых зажимов и соединений.

Известен способ определения коэффнциента трения материалов, заключающийся в том, что индентор плавно внедряют в испытуемый материал путем относительного перемещения индентора и образца, выполненного в виде наклонной плоскости или клина, замеряют усилие сопротивления перемещению, соответствующую ему глубину внедрения индентора и rro полученным результатам подсчитывают коэффициент трения (1).

Недостатком указанного способа является невозможность полного воспроизведения условий работы клиновых соединений.

Наиболее близким по техническому существу к предложенному изобретению является способ определения коэффи циента трения в клиновых соединениях, заключающийся в том, что нагружают клиновое соединение в направлении перемещения клина, замеряют усилие нагружения в момент прекращения нагружения, а по результатам измерения рассчитывают по формуле коэффициент трения (2).

При определении коэффициента

5 трения по данному способу предусматривают измерение распорного усилия, действующего в клиновом соединении.

Однако экспериментальное определение распорных усилий требует установку дополнительных измерительных элементов и контроль за их показаниями.

Целью изобретения является упрощение определения коэффициента трения.

Поставленная цель достигается тем, что в процессе испытания разгружают клиновое соединение, определяют момент начала скольжения и при этом замеряют усилие разгружения.

На фиг. 1 изображена схема реализации способа при определении коэф2() фициента трения в клиновом соединении головки правильно-растяжной машины; на фиг. 2 — зависимость перемещения клина от внешней силы в одном цикле нагружения и разгружения клинового соединения.

По предлагаемому способу определения коэффициента трения в клиновых соедйнениях, в частности в клиновых зажимных гЬловках правильно-растяжных машин, к подвижным клиньям

696352

2(tgoL Qd ) 1-

Формула изобретения

Фм. е

Тираж 1073 Подписное

ЦИНИПИ Заказ 6756/43

Филиал ППП Патент, r . Ужгород, ул. Проектная, 4 (фиг. 1), расположенным в зеве корпуса

2, прикладывают внешнюю силу P через растягиваемое изделие 3. Для замера силы P на изделии 3 укрепляют датчик

4, а для замера перемещения L подвижного клина 1 относительно корпуса

2 на корпусе 2 устанавливают датчик

5. Выходы датчиков 4 и 5 подклю-. чают к регистрирующему прибору 6.

Для нагружения клиновой зажимной головки увеличивают внешнюю силу Р, при этом клинья 1 перемещаются относительно неподвижного корпуса .2 под действием увеличивающейся силы

P и зажимают иэделие 3. Получив заданную нагрузку головки остаI

15 навливают рост силы Р, замеряют ее и обозначают как силу нагружения Рн, при этом движение клиньев 1 прекращается. Затем плавно уменьшают силу Р. Происходит разгрузка головки. разгружения клиньев 1 возобновляется при значении силы P которую замеряют и обозначают как силу разгружения P (P (Р Р

<Рн), при этом движение клиньев происходит в обратную сторону. На этом цикл нагружения и разгружения головки правильно-растяжной машины заЪ вершается. На протяжении всего цикла нагружения и разгружения получаемые сигналы с датчиков 4 и 5, пропорцио- 30 нальные силе P и перемещению L, одновременно регистрируют прибором 6.

Экспериментальная запись зависимости перемещения L клиньев 1 от величины внешней силы Р, получае- 35 мая на двухкоординатном самописце, подобна графику на фиг. 2 и позволяет уверенно определить величины

Pz и Рр в моменты остановки клиньев

1 в конце нагружения (точка A) и 40 начала движения их при разгружении (точка B) . Величина перемещения клина при этом соответствует значению (величине затяжки клина).

Коэффициент трения определяют по. формуле

Рр где rn= — - отношение силы раэгружения к силе нагружения; с(.„ис(" углы наклона плоскостей скольжения клина.

Способ определения коэффициента трения в клиновых соединениях, заключающийся в том, что нагружают клиновое соединение в направлении перемещения клина,,замеряют усилие нагружения в момент прекращения нагружения, а по результатам измерения расчитывают по формуле коэффициент трения, о т л и ч а ю— шийся ; тем, что, с целью упрощения определения коэффициента трения, разгружают клиновое соединение, определяют момент начала скольжения и при этом замеряют усилие разгружения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское Свидетельство СССР

И, 373594, кл. G 01 N 19/02, 1970.

2. Поздняков С. Н. Клиновые -соединения. В кн: -Детали машин. Т. 1.

М., Машгиз, 1963, с. 17 (прототип).