Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советснии
Соцналистичеслиз
Реслублнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 030577(21) 2481181/24-07 с присоединением заявки М— (23) ПриоритетОпублнковано 0 1 1.79. Бюллетень М 41
Дате опубликования описания 05.11.79 (51)М. Кл.2
Н 02 К 3/22
Н 01 L 39102
Госудврствеииый комитет
СССР по деявм изобретений и открытий (53} УДК 621. 313., 713 (088. 8) (72) Авторы изобретения E. K. Áåðçèí, A. Ã. ÌèðîøHH×åíÊÎ И Л. И. Янтовский (71) Заявитель
Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В.И.Ленина (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности, к сверхпроводящим магнитным системам электрических машин.
Известна электрическая машина, содержащая корпус и сердечники с катушками, закрепленными на сердечниках посредством распорных элемента (1) .
Недостатком этой конструкции является малая эксплуатационная надежность иэ-за слабого механического крепления витков катушек, в особенности, расположенных на периферии, и воэможности их перемещения.
Известка электрическая машина, со- 15 держащая герметичный контейнер с наружной и внутренней цилиндрическими оболочками, и закрепленные на оболочке внутри контейнера сердечники с катушками, выполненными из сверхпроводящего материала и имеющими каналы для прохода жидкого гелия (2).
Однако такая конструкция не обеспечивает достаточной надежности крепления в условиях значительных темпе- 25 ,ратурных деформаций.
Белью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и упрощение эксплуатации.
Это достигается тем, что машина снабжена распорными рейками, выполненными с пазами, клиньями, пружинящими распорными элементами, раэжимнь|ми конусами и выполненными в виде частей кольца нажимными элементами, закрепленными на сердечниках, имеющих пазы, распол .меженные на боковых поверхностях, и выступы, на которые плотно одета наружная оболочка контейнера, а катушки закреплены на сердечниках посредством реек и клиньев, установленных в пазах сердечников и реек, разжаты посредством распорных элементов и конусов, размещенных между катушками соседних сердечников, и расположены на внутренней оболочке контейнера, На фиг.1 схематически изображена электрическая машина, поперечный разрез; на фиг.2 — то же, продольный разрез; на фиг.3 — укрупненный попе речный разрез; на фиг.4 — электрическая машина, план.
Электрическая машина содержит герметичный контейнер 1 с наружной 2 и внутренней 3 цилиндрическими оболоч» ками, закрепленные на оболочке 3 внутри контейнера сердечники 4 с катушками 5, выполненными из сверхпроводящего материала, имеющими каналы
696576 для прохода жидкого гелия, и разде,ленными между собой посредством изоляционных прокладок 6.
Катушки 5 закреплены в тангенциальном направлении на сердечниках 4 посредством распорных реек 7 и клиньев 8. Рейки 7 и сердечники 4 имеют на боковых поверхностях пазы 9, куда вставляются попарно встречно клинья
8. В аксиальном направлении катушки
5 закреплены на сердечниках 4 посред- 10 ством фиксирующих планок 10, одетых на аксиальные выступы сердечников.
Между собой катушки соседних .сердечников разжаты пружинящими распорными элементами 11, фиксированными в нижней части на разжимных конусах 12, установленных на внутренних элементах
3 и на нажимных элементах 13, выполненных в виде частей кольца, которые, в свою очередь, закреплены на сердеч- 20 никах 4 ° Сердечники 4 со стороны, обращенной к наружной оболочке 3, имеют выступы 14, на которые плотно одета эта оболочка. Между ка2ушками.
5 Рейками 7, РаспоРками ll, планками 10 проложены изоляционные прокладки 15.
При сборке электрической машины после закрепления нажимных элементов
13 на сердечниках 4, последние фиксируются в тангенциальном направлении, вдавливая клинья 8 в пазы сердечников
4 и реек 7, а конусы 12 в соответствующие отверстия распорок ll. Для внешнего сжатия катушек 5 в элементах 13 установлены отжимные винты 16.
Элементы 13 при закреплении íà сердечниках упруго деформируются из-за противодействия, клиньев 8, конусов
12, винтов 16, к которым приложено усилие, 40
Объемная тепловая деформация катушек 5 при охлаждении уменьшает их геометрические размеры, что приводит к увеличению усилий на рейки 7 и ,планки 10, при этом уменьшаются уси- 45 лия на распорки 11 и винты 16.
Вследствие предварительной упругой деформации элементов 13 в случае пониженных температур изменяется лишь ее величина при одновременном повышении модуля упругости. Это приводит к увеличению распорных усилий элементов 11, а в случае, если жесткость элементов 13 значительно больше жесткости элементов ll к практически неизменной величине давления на катушки 5, обеспечивая практически постоянное механически прочное их крепление.
Постоянство механического крепления обеспечивает высокую эксплуатационную надежность при любых температурныХ деформациях. Выполнение нажимных элементов 13 в виде частей колец, фиксирующих только смежные стороны катушек соседних сердечников упрощает демонтаж при замене вышедших иэ строя катушек.
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая
1 герметичный контейнер с наружной и нутренней цилиндрическими оболочка ми и закрепленные на оболочке внутри контейнера сердечники с катушками, выполненными из сверхпроводящего материала и имеющими каналы для прохода жидкого гелия, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения экс:плуатационной надежности и упрощения эксплуатации она снабжена распорными рейками, выполненными с пазами, клиньями, пружинящими распорными элементами, раэжимныья конусами и выполненными в виде частей кольца нажимными элементами, закрепленными на сердечниках, имеющих пазы, расположенные на боковых поверхностях, и выступы на которые плотно одета наружная оболочка контейнера, а катушки закреплены на сердечниках в тангенциальном направлении посредством реек и клиньев, установленных в пазах сердечников и реек, разжатых посредством распор.ных элементов и конусов, размещенных между катушками соседних сердечников, и расположенных на внутренней оболочке контейнера °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании
Р 1184208, кл. Н 1 Т, 1970, 2. Казовский Е.Ф., Карцев В.П. и
Шахтарин В.Н. Сверхпроводящие магнитные системы, Л., Наука, 1967, с.229-232 °
696576 в
Составитель С.Бражник
Техред O.Àëäðåéêî Корректор М.Демчнк
Редактор И.Апышева
Тираж 857 Подписное
ЦНИИПИ .Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскай наб., д. 4/5
Заказ 6788/55
Филиал. ППП Патент, r.Ужгород, ул. Проектная, 4