Способ измерения динамических характеристик червячного зацепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВМЮ1тн" е;:

С АН И

ОЙЧ

ЙЗОЬРЕТЕН ИЯ

"697795 и АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 6.03.78 (21) 2587291/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

G0l В 5/20

Гкудвретевннкй юатеф

СССР а делам взабрвтеккй,и еткрыткй

Опубликовано 15.11.79. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 25.11.79 (53) УДК 531.717 (088.8) (72) Авторы изобретения

М. В. Райко, В. П. Кадомский, В. Н. Павлов, В. С. Белоус и Н. Ф. Дмитриченко

Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ЧЕРВЯЧНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к области техни-ческих измерений в машиностроении, а именно к способам измерения динамических характеристик червячного зацепления.

Известен способ оценки качества зубчатого зацепления, заключающийся в определении колебания амплитуды электрического напряжения, генерируемого в зубчатом зацеплении в процессе трения зубьев.

Недостатком этого способа является то, что он не позволяет количественно определить коэффициент перекрытия.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является способ измерения динамических характеристик червячного зацепления, заключающийся в том, что измеряют падение электрического напряжения в режиме нормального тлеющего разряда между зубьями зацепляющихся колес.

Однако этот способ может быть применен лишь в том случае, если на рабочих поверхностях передачи фор миру ются граничные смазочные слои. Однако в червячных передачах граничные слои не формиру. ются.

Целью изобретения является измерение действительного значения коэффициента псрекрытия червячной передачи.

Цель достигается тем, что по предлагаемому способу производят приработку передачи до образования номинального пятна контакта, в статике через один зуб, два последующих зуба червячного колеса смачивают водным раствором сернистого натрия и в динамике по падению напряжения определяют длину линии зацепления, по которой находят коэффициент перекрытия.

На фиг. 1 изображена электрическая схема измерения TDJlLllHHbl смазочного слоя между зубьями червячного колеса и витком червяка; на фиг. 2 — схема тощины.смазочного слоя между зубьям и червячного колеса витком червяка после смачивания зубьев водным раствором сернистого натрия, где U< — падение электрического напряжения на слое (гидродинамическом);

Ug — падение электрического напряже20 ния на пленке С и S;

Ug — падение электрического напряжения, характеризующее полную толщину смазочного слоя;

697795

Формула изобретения

Фиг. t

Составитель И. Шваб

Редактор Л. Батанова Техред О. Луговая Корректор М. Пожо

Заказ 6912/27 Тираж 8И Подписное

ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 33, Раушская наб., д. 4/б

Филиал .ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 — отрезок, характеризующий фазы зацепления и пропорциональный фактической длине рабочего участка линии зацепления.

Коэффициент перекрытия червячного зацепления определяется по формуле

E = —, L ьо где о — основной шаг червячного колеса.

Электрическая схема измерения толщины смазочного слоя в червячной передаче 10

1 содержит милливольтметр 2, осциллограф

3, токосъемные кольца 4, реостат 5, источник 6 тока и амперметр 7.

Способ реализуется следующим образом

После приработки червячной передачи

1 в статике через один зуб два последующих зуба колеса смачивают водным раствором сернистого натрия. Через некоторое время смоченная поверхность зубьев покрывается пленкой соли черного цвета CuS. Далее в динамике при помощи милливольтметра 2 26 и осциллографа 3 измеряют падение электрического напряжения на смазочном слое между зубьями колеса и витком червяка.

Электрическое напряжение подводится к передаче через токосъемные кольца 4. При помощи реостата 5 в электрической цепи поддерживается постояннй ток 1,5А. Электрический ток создается источником 6 и измеряется амперметром 7.

Описанный способ позволяет определить динамические характеристики червячного зацепления (коэффициент перекрытия, биение и другие параметры) и будет способствовать совершенствованию червячных передач за счет более обоснованного определения величин действующих нагрузок и их распределения.

Способ измерения динамических характеристик червячного зацепления, заключающийся в том, что измеряют падение электрического напряжения в режиме нормального тлеющего разряда между зубьями червячного колеса и витком червяка, отличаюи1ийся тем, что, с- целью измерения действительного значения коэффициента перекрытия, производят приработку передачи до образования номинального пятна контакта, в статике через один зуб, два последующих зуба червячного колеса смачивают водным раствором сернистого натрия и в динамике по падению напряжения определяют длину линии зацепления, по которой находят коэффициент перекрытия.