Устройство для контроля знаний учащихся

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

В, И. Корнейчук, М. К. Тодорова, Г. С. Тодоров и В. Н. Сороко (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к автоматике и вы:

- числительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при органиэации программированного контроля знаний в различных учебных заведениях.

Известно устройство для контроля знаний, содержащее связанные соответствующим образом блок ввода вопроса и ответа, блок поиска информации, блок определения оценки, блок анализа сложности вопроса. блок индикации и .!О регистрации, блок предъявления информации, блок формирования вопроса, блок формирования ответов (1), 15

Известно также устройство, которое в качестве носителя учебной и управляющей информации использует кинопленку..и содержит блок случайной выборки кадра, блок представления информации, блок ввода ответа, фотоэлектричес20 кие преобразователи, узлы определения оценки, блок индикации и печати оценки, блок выдержки времени для ограничения времени на обдумывание и ответ, а также узлы управления (2) ".

Недостатками известных устройств являют1 ся низкая техническая надежность из-за наличия ряда механических и оптико-электронных блоков (перемещение носителя информации, считывание информации с помощью фотодатчиков и тд.), большое время обращения при поиске информации, зависящее от длины носителя (объема хранимой информации) и скорости его перемещения, ограниченные дидактические возможности.

Наиболее близко предлагаемому цо достигаемому эффекту и технической сущности устройство для контроля знаний, содержащее блок ввода ответа, выходы которого подключены к блоку выбора задания, логического блока и блока задания времени, соединенного через блок оценки с входом блока предъявления заданий и индикации результатов контроля, вход которого подключен к выходу блока памяти заданий, соединенного е выходом блока выбора задания и вторым входом логического блока, выход которого соединен со входом блока оценки (3).

Устройство позволяет реализовать многоэлементный способ построения контролирующей

698036

t0

25

Т=К+ — +—

В 3

З0

45 ла 8

3 программы и предоставлять обучаемым одинаковые но трудности контрольные задания, - но его эффективность ограничена, так как при оценке знаний учитывается только количество правильных ответов, что не всегда приводит к объективным результатам из-эа неодинаковой информационной емкости (объема контролируемого материала) отдельных вопросов, В силу того, что отдельные учащиеся отвечают по-разному, то объем контролируемых знаний будет различен даже в том случае, когда количество допущенных ошибок одинаковое.

Цель изобретения — повышение точности устройства за счет учета объема учебного материала при контроле знаний.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для контроля знаний учащихся, содержа щее блок ввода ответов, соединенный через блок выбора заданий с блоком памяти заданий и непосредственно — с блоком задания времени. и с блоком анализа учебной информации, подключенным к блоку памяти заданий и блоку оценки, который соединен с блоком задания времени и с блоком предъявления учебной информации, подключенным к блоку памяти заданий, введеньг блок памяти статистической информации, счетчик количества символов задания и блок определения объема учебной информации, соединенный через счетчик количества символов .задания с выходом блока памяти заданий, а непосредственно — с выходами блока анализа учебной информации, блока памяти заданий и блока задания времени и со входами блока оценки и блока памяти статистической информации, подключенного к выходу блока задания времени.

На чертеже изображено предлагаемое устройство для контроля знаний учащихся.

Устройство содержит блок ввода ответов 1, выходы которого подключены к-входу блока выбора заданий 2, блока анализа учебной информации 3 и блока времени 4, соединенного через блок оценки 5 со входом блока предъявления учебной информации 6. Второй вход блока 6 подключен к выходу блока памяти заданий 7, соединенного с выходом блока выбора заданий

2 и входом блока 3, выход которого соединен со входом блока оценки 5. Устройство содержит также блок определения объема учебной информации 8, выходы которого соединены с блоком оценки 5 и подключенным к блоку задания времени 4 блоком памяти статистической информации 9, а входы соединены с выходом блока анализа учебной информации 3, блока задания времени 4, блока памяти заданий 7 и счетчика количества символов задания 10, вход которого подключен к выходу блока памяти заданий 7.

Устройство работает следующим образом.

По сигналу из блока ввода ответов 1 о начале контроля с помощью блока выбора заданий

2 по определенному критерию из блока 7 считывается соответствующее задание (один контрольный вопрос билета), которое посредством блока 6 предъявляется обучаемому, Одновре1менно с этим из блока 7 в блок 3 поступает правильный ответ на вопрос и блоком ввода ответов 1 вырабатывается сигнал для включения счетчика в блоке задания времени 4 для отсчета времени решения контрольного вопроса, представляющего его трудоемкость. После обдумывания обучаемый вводит с помощью блока1 свой ответ, который затем поступает в блок 3, где происходит сравнение с правильным ответом.

Информация о правильности или неправильности ответа на вопрос поступает в блок оценки 4 и в блок определения объема контролируемого материала 8. Если ответ правильный, то объем

1 контролируемого материала данным контрольным заданием определяется исходя иэ трудоемкости вопроса по формуле где Й вЂ” "расчетно-логическая" трудоемкость задания, т.е. время, необходимое для записи

/ знаков, для сложения, умножения, округления и других арифметических операций при решении данного задания. Время R фиксируется составителем задания путем отсчета времени выполнения соответствующих операций. Значение величина R вместе с контрольным заданием вводится в блок 7, при первоначальной записи в нем информации и при каждом считывании из пего конкретного задания в блок определения объема контролируемого материала 8 поступает соответствующая величина R.

Вторая часть формулы (1) определяет трудоемкость чтения задания. Здесь 6j — количество знаков в тексте; 3 — скорость чтения текста (B=10-45 симв/сек). Количество символов в задании определяется счетчиком количества символов задания 10 и запоминается в блоке определения объема контролируемого материаТретья часть формулы (1) определяет трудоемкость "воспроизведения" контролируемого заданием учебного материала Ч.

Тогда из (1) находим объем Ч

Ч = В (Т вЂ” R) — ЯТ (2) Для упрощения устройства можно принять величину B=16 или 32 симв/сек. Тогда

В (Т вЂ” R) получим путем сдвига (Т вЂ” R) на 4 или соответственно 5 разрядов влево.

698036

На основе выражения (2) в блоке 8 определяется объем контролируемого учебного материала при использовании операции вычитания и сдвига в том случае, если из логического блока

3 поступила информация о правильности ответа.

В противном случае объем не определяется.

Так полученный объем контролируемого материала поступает в блок памяти статистической информации 9, где происходит хранение и уточнение объема по мере предъявления контрольных 10 заданий, и в блок оценки 5. Оценка знаний определяется на основании подсчета правильных ответов на экзаменационный билет, а рассчитанные объемы после прохождения всех вопросов .контрольного билета используются для коррекции основной оценки в зависимо и от суммарного объема контролируемого вопросами учебного материала, на которые даны правильные ответы (связь "блок определения объема учебной информации 8 — блок оценки 5"), Кроме того, применяемый для определения трудоемкости задания блок времени 4 может быть использован для коррекции оценки и в зависимости от времени ответа.

Предлагаемое устройство для контроля знаний позволяет расширить дидактические воэможности машинного контроля и повысить эффективность его применения путем учета не только количества правильных ответов на отдельные

30 вопросы экзаменационного билета, но и объема контролируемого вопросами учебного материала, на которые даны правильные ответы. Кроме того, данное устройство позволяет производить накопление значений объема контролируемого материала и на этой основе анализировать качество составления контрольных вопросов, что позволяет вьщслять вопросы с граничными значениями этого параметра, а это повышает качество и точность контроля знаний.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, соединенный через блок выбора заданий с блоком памяти заданий и непосредственно — с блоком задания времени и блоком анализа учебной информации, подключенным к блоку памяти заданий и блоку оценки, который соединен с блоком задания времени и с блоком предъявления учебной информации, подключенным к блоку памяти заданий, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, оно содержит блок памяти статистической информации, счетчик количества символов задания и блок определения объема учебной информации, соединенный через счетчик количества символов задания с выходом блока памяти заданий, а непосредственно — с выходами блока анализа учебной информации, блока памяти заданий и блока задания времени и со входами блока оценки и блока памяти статистической информации, подключенного к выходу блока задания времени.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР К 488246, кл. G 09 В 7/02, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР Р 287424, кл, G 09 В 7/02, 1968.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке

Р 2115431/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1976 (прототип).

ЦНИИПИ Заказ 6566/17

Тираж 475 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная. 4