Устройство для контроля знаний учащихся

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик ()698037

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.03,78 (21) 2591184/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет

2 (51) М. Кл

6 09 В 7/02

Государственный ааивтет

СССР ва делам азобретенай и еткрытвй (53) УДК 681,3. .071 (088.8) Опубликовано 15Л1.79. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 18.11.79 (72) Авторьг изобретения

В. И. Корнейчук, М. К. Тодорова, Г. С. Тодоров и В. И. Павловский

Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (7 l) Заявите ь (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть исполь эовано при организации программированного контроля знаний в различных учебных заведениях.

Известно устройство для контроля знаний, содержащее связанные соответствующим образом блок ввода вопроса и ответа, блок поиска информации, блок определения оценки, блок анализа сложности вопроса, блок индикации и регистрации, блок предъявления информации,, блок формирования .вопроса, блок формирования ответов (1).

Известно также устройство, которое в качестве носителя учебной и управляющей информации использует кинопленку и содержит блок ввода ответа, фотоэлектрические преобразователи, узлы определения оценки, блок индикации и печати оценки, блок выдержки времени для ограничения времени на обдумывание и ответ, а также узлы управления (2).

Недостатками известных устройств являются: низкая техническая надежность иэ-за наличия ряда механических и оптико-электронных блоков (перемещение носителя информации, считывание информации с помощью фотодатчиков и т.п.), большое время обращения при поиске информации, зависящее от длины носителя (объема хранимой информации) и скорости его перемещения, ограниченные дидактические возможности.

Наиболее близко предлагаемому по технической сущности и доститаемому эффекту устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответа, выходы которого подключены к блоку выбора задания и к логическому блоку, который через блок оценки соединен со входом блока предъявления заданий и индикации результатов контроля, второй вход которого подключен к выходу блока памяти, соединенного со входом логического блока и выходом блока выбора задания (3).

Устройство позволяет реализовать многоэлементный способ построения контролирующей программы и предоставить обучаемь|м одинаковые по трудности контрольные задания, но его . эффективность ограничена нэ-эа низкой степени:

698037

Формула изобретения

3 адаптации к индивидуальным особенностям учащихся. Оценка знаний производится с помощью заранее установленного числа контролирующих вопросов или заданий, и качество ответов обучаемого на отдельные вопросы не влияет на их количество, в то время как при традиционном контроле происходит утлубление контроля в случае неоднородности ответов по качеству или досрочное его окончание в противном случае.

Цель изобретения — повышение точности 1р контроля за счет адаптации контролирующих . программ к индивидуальным особенностям учащихся.

Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода ответов, под- 15 ключенный через блок выбора задания к блоку памяти и непосредственно — к блоку анализа ответов, соединенному с блоком памяти и блоком оценки, который подключен к блоку предъявления учебной информации, соединенно- 20 му с блоком памяти, введены блок анализа однородности ответов, блок анализа заданий и счетчик количества заданий,,подключенный непосредственно к блоку выбора заданий и через блок анализа заданий — к блоку оценки, котос рый соединен с блоком анализа однородности ответов, подключенным к блоку вь бора заданий.

На чертеже иэображена блок-схема предлагаемого устройства для контроля знаний.

Устройство содержит блок 1 ввода ответа, входы которого подключены к блоку 2 выбора заданий и к блоку 3 анализа ответов, который через блок 4 оценки соединен со входом блока 5 предъявления учебной информации, второй вход которого подключен к выходу И блока 6 памяти, соединенного со входом блока

3 и выходом блока 2. Блок оценки 4 связан также со входом и первым выходом блока анализа однородности ответов 7, второй выход которого подключен ко второму входу блока выбора заданий 2, выход которого через счетчик количества заданий 8 соединен с блоком анализа заданий 9, подключенным к блоку оденки 4.

Устройство работает следующим образом.

По сигналу из блока ввода ответа 1 о навалее контроля с помощью блока выбора заданий

2 по определенному критерию из блока памяти

6 считывается соответствующее задание (контрольный вопрос). Затем с помощью блока 5 контрольный вопрос предъявляется обучаемому.

Одновременно с этим иэ блока памяти 6 в блок

3 поступает правильный ответ на выбранное задание. После обдумывания обучаемый вводит свой ответ с помощью блока 1, который затем поступает в блок 3, где происходит сравнение с правильным ответом. Информация о правильности или неправильности ответа на вопрос поступает в блок оценки 4. 4

В случае однородности (одинаковое качество) ответов на контрольные вопросы есть смысл прекратить дальнейший контроль знаний, а в случае неоднородности его следует углубить.

Управление контролем и адаптация к индивидуальным особенностям учащихся происходят с помощью блока анализа однородности ответов

7, счетчика количества заданий 8 и блока анализа заданий 9 следующим образом.

После прохождения определенного количества контрольных вопросов, которое фиксируется счетчиком 8, блоком 7 вырабатывается сигнал блоку оценки 4, который определяет текущую оценку знаний данного учащегося, Текущая оценка поступает в блок анализа однородности ответов 7. После накопления заданного количества текущих оценок, которое определяется контролирующей программой, происходит непосредственно определение однородности ответов (оценок) путем сравнения оценок и нахождения их разброса. В случае однородности ответов (разброс находится в определенных пределах) по сигналу из блока 7 в блоке 4 происходит окончательное определение оценки и ее индикация в блоке 5. В противном случае,при значительном разбросе качества ответов, по соответствующему сигналу иэ блока анализа однородности ответов 7 блоком выбора заданий 2 задается адрес следующего контрольного задания, считываемого из блока памяти 6, т.е. происходит продолжение контроля, его углубление. Конец контроля определяется содержанием счетчика количества заданий 8 по сигналу из блока 9 блоку оценки 4.

Предлагаемое устройство позволяет расширить дидактические возможности машинного контроля путем адаптации программы контроля к индивидуальным особенностям учащихся и по высить качество его проведения, что также повышает точность контроля знаний учащихся, Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный через блок выбора задания..к блоку памяти и непосредственно — к блоку анализа ответов, соединенному с блоком памяти и блоком оценки, который подключен к блоку предъявления учебной информации, соединенному с блоком памяти, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля за счет адаптации контролирующих программ к индивидуальным особенностям учащихся, оно содержит блок анализа однородности ответов, блок анализа заданий и счетчик количества заданий, подключенный непосредственно к блоку выбора заданий и че698037

Составитель А. Карлов

Редактор А. Кравченко Техред O.Àíäðt;HKn Корректор М.Ыароши

Тираж 475 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 6566/17

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4 г .) рез блок анализа заданий -- к блоку опенки, который соединен с блоком анализа однородности ответов, подключенный к блоку выбора заданий.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство С(:СР Ч" 48Я24о, кл. G 09 В 7/02, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР М 287424, кл. G 09 В 7/02, 1969:

3. Авторское свидетельство СССР по заявке

У 2115127/24, кл. G 09 В 7/02, 1976 (прототип).