Устройство для ограничения разряда аккумуляторной батареи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. санд-ву (22) 3аявлеио 120б78 (21) 2632091/24-07 (51}М. Кл.
Н 01 М 10/48
Н 02 J 7/10
Н 02 Н 7/18
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий
{23) Приоритет (53) УДК 821. З55. .1 (088.8) Опубликовано j 511.79. Б олл®тень 42
Дата опубликования опнсания 1511,79 (72) Авторы
ИЗОбрйтония B.N Сидько и H.B.Øóáíû (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ЛПЯ ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗРЯДА
А ККУИУЛЯТОР НОЙ BATAP EH
Изобретение относится к устройства электр спи тани я потребит елей .
Известно устройство для ограничения разряда стационарных аккумуляторных батарей f ll содержащее подключенный к аккумулятору электронный вольтметр, который срабатывает при снижении напряжения на аккумуляторе до минимально допустимого значения. Вольтметр1 управляет коммутирующим нагрузку конструктивным элементом, который при срабатывании вольтметра отключает нагрузку от аккумулятора. Дополнительный вольтметр позволяет вернуть схему в исходное состояние. только при увеличении напряжения на аккумуляторе в процессе разряда до заданного этим вольтметром уровня. Однако указанная схема не защищена от токовых перегрузок и коротких замыканий; измеритель- 2О ная схема постоянно подключена к аккумуляторной батарее, при этом батарея продолжает разряжаться малыми токами после отключения нагрузки; ресурс работы схемы ограничен ресурсом работы конструктивного коммутирующего элемента (электромагнитного реле).
Известно также устройство для отключения светильника аварийного освещения (2), в котором нагрузка подключается к аккумуляторной батарее через транзистор, который управляется при помощи подключенного к делителю напряжения управляющего транзистора так, что при наличии напряжения в сети он заперт, а при исчезновении сетевого напряжения отпирается, Начинается разряд аккумуляторной батареи, который продолжается до тех пор, пока напряжение на батарее достигнет минимально допустимого значения, прй этом упранляющий транзистор запирается и разряд батареи прекращается.
Без управляющего- транзистора через резистор связана цепью обратной снязи с коллектором транзистора, нключенного последовательно с нагрузкой.
Делитель напряжения управляющего транзистора состоит из трех резисторов, один из которых включен между базой упранляющего транзистора и минусовой шиной внешнего источника питания, другой — между базой и плюсовой шиной внешнего источника, третий — между базой и плюсовой шиной аккумуляторной батареи, а между плюсовыми шинами внешнего источника питания и аккумуляторной ба.тареи включен разделительный диод.
698081
Однако и это устройство не защищено от токовых перегрузок и коротких замыканий в нагрузке, после отключения перегрузки к батарее остается подключенным делитель напряжения управляющего транзистора.
Наиболее близким к изобретению ,техническим решением является устройIñòÂÎ для ограничения разряда аккуму-; ляторной батареи, содержащее выходной и регулирующий транзисторы, стабилитрон, конденсатор, резисторы, полевой транзистор, исток которого соединен с базой регулирующего транзистора и одновременно, через резистор подключен к общей точке одного иэ полюсов аккумуляторной батареи, :одной иэ обкладоФ„конденсатора, эмиттера регулирующего транзистора и коллектора выходного транзистора, при этом сток через стабилитрон и второй резистор подключен к другому полюсу аккумуляторной батареи, а затвор соединен с другой обкладкой конденсатора и через третий резистор с базой выходного и коллектором регулирующего транзисторов (3). Это устройство также не защищено от токовых перегрузок, действующих длительное время. .В.результате токовых перегрузок могут выйти из строя управ ляющий и выходной транзисторы, что в свою очередь приводит к перераз. ряду и выходу из строя аккумуляторной батареи.
«целью изобретения является обеспечение защиты,аккумуляторной батареи силового и управляющего тран .зисторов от токовых,перегрузок, возникающих при неисправностях н нагрузке. Это достигается тем, что в, предлагаемое устройство для ограниче ния разряда аккумуляторной батареи, содержащее батарею аккумуляторов, одним полюсом подключенную к общей шине, а другим через выключатель к- эмиттеру управляющего транзистора и коллектору силового транзистора, подключенного базой к коллектору управляющего транзистора, полевой транзистор, подключенный стоком через переменный резистор к базе и эмиттеру управляющего транзистора, истоком через токоограничивающий резичтор и стабилитрон к общей шине, а за вором через запускающую емкость к ,эмйттеру управляющего транзистора, и нагрузку, дополнительно введен датчик токовой перегрузки, включенный между эмиттером силового транзистора и нагрузкой, а затвор полевого транзистора подключен через ограничивающий резистор к точке соединения датчика токовой перегрузки и нагрузки.
На чертеже дана электрическая схема описываемого устройства..
О
60 устройство для ограничения разряда аккумуляторной батареи, содержащее две входные клеммы, одна из которых подключена к общей шине, а . другая через выключатель — к эмиттеру управляющего транзистора и коллектору силового транзистора, подключенного базой к коллектору управляющего транзистора, полевой транзистор, подключенный стоком через переменный резистор к базе и эмиттеру управляющего транзистора, истоком через токоограничивающий резистор и стабилитрон к общей шине, а. затвором через запускакщую емкость к эмиттеру управляющего транзистора, н клеммы для подключения нагрузки, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью
Устройство содержит батарею 1 аккумуляторон, ныключатель 2, переменный резистор 3, регулирующий напряжение срабатывания схемы, полевой транзистор 4, токоограничивающий резистор 5, опорный .стабили,трон б, запускающий конденсатор
7,управляющий 8 и силовой 9 ранэисторы, резистор 10, датчик 11 токовой перегрузки и нагрузку 12.
При замыкании контактов выключателя 2 напряжение заряженной аккумуляторной батареи 1 подается на вход измерительной схемы и через конденсатор 7 прикладывается к затвору поле15 ного транзистора 4 и отпирает его .создавая условия для отпирания транзисторон 8 и 9. Напряжение с аккуму ляторной батареи прикладывается также к нагрузке 12 и через резистор 10, к затвору полевого транзистора 4, удерживая его в открытом состоянии.
В процессе разряда-напряжение на аккумуляторной батарее уменьшается и достигает порога срабатывания, при этом развивается ланинный процесс
25 запирания схемы, транзисторы 4, 8 и 9 запираются и разряд батареи прекращается. При нозникйовении токовой перегрузки напряжение на нагрузке уменьшается ниже порогового значения, :30 транзисторы 4, 8 и 9 запираются и разряд батареи полностью прекращается.
Введение в предлагаемое устройстро датчика токовой перегрузки пред отвращает выход из строя управляющего
35 и силового транэисторон при возникновении неисправностей в нагрузке и исключает воэможности разряда бата реи недопустимо большими токами: и переразряда ее при выходе из строя силового транзистора из-эа токоных перегрузок, что делает устройстно более удобным при регулировке в процессе производства и более надежным в эксплуатации..
Формула изобретения
698081
Составитель И.Найдина
Редактор A.Ïåéño÷åíêî Техред С. Мигай Корректор М.Вигула
Заказ 6937/37 Тираж 9 23 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4 обеспечения защиты от токовых перегрузок аккумуляторной батареи, силового и управляющего транзисторов, в него дополнительно введен датчик токовой перегрузки, включенный между эмиттером силового транзистора и нагрузочной клеммой, подсоединенной через ограничивающий резистор к затвору полевого транзистора.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Заявка ФРГ Р 1788108, кл. Н 02 1 7/10, 1973.
2. Заявка ФРГ 9 2235763, кл. Н 02 У 7/10, 1973.
3. Авторское свидетельство СССР
9 530374, кл. Н 01 М 10/48, 1975.