Устройство для регулирования газотурбинного двигателя

Реферат

 

(19)SU(11)698348(13)A1(51)  МПК 6    F02C9/46, F04D27/02(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк авторскому свидетельствуСтатус: по данным на 17.12.2012 - прекратил действиеПошлина:

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области регулирования газотурбинного двигателя и может быть использовано для предотвращения срывных режимов работы двигателя. Известны устройства для регулирования газотурбинного двигателя, содержащие датчики давления потока в компрессоре и температуры за турбиной, подключенные к дифференцирующим контурам, которые через суммирующие блоки, связанные с пороговыми задатчиками градиентов давления и температуры, подсоединены к селекторному блоку, управляющему исполнительным механизмом. Такие устройства не обеспечивают достаточное быстродействие и надежность в широком диапазоне работы двигателя по высоте и скорости полета самолета. Целью изобретения является увеличение быстродействия и надежности. Это достигается тем, что в предлагаемое устройство дополнительно введен преобразователь, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику градиента температуры газа за турбиной. На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства. Устройство содержит датчик 1 давления потока в компрессоре и датчик 2 температуры за турбиной, подключенные к дифференцирующим контурам 3 и 4, которые через суммирующие блоки 5 и 6, связанные с пороговым задатчиком 7 градиента давления и пороговым задатчиком 8 градиента температуры, подсоединены к селекторному блоку 9, управляющему исполнительным механизмом 10, и преобразователь 11, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику 8 градиента температуры газа за турбиной. Устройство работает следующим образом. При появлении срывного режима падает давление воздуха за компрессором и одновременно растет температура выхлопных газов за турбиной. Сигнал от датчика 1, пропорциональный давлению воздуха Р2 в компрессоре, поступает на вход дифференцирующего контура 3, с помощью которого определяется изменение давления Р2 по времени d/dt. Величина d/dt сравнивается с пороговым значением dP2'/dt из задатчика 7 в суммирующем блоке 5, вырабатывающего выходной сигнал только при превышении заданного порогового значения. Сигнал от датчика 2, пропорциональный температуре газов за турбиной, поступает на вход дифференцирующего контура 4. Определяемая с помощью дифференцирующего контура 4 величина d /dt сравнивается с заданным значением d /dt из задатчика 8 в суммирующем блоке 6, который вырабатывает выходной сигнал только в случае d /dt > dT14 /dt. Сигналы из суммирующих блоков 5 и 6 поступают в селекторный блок 9, вырабатывающий сигнал на исполнительный механизм 10 только в случае нарастания температуры и одновременного падения давления , т.е. при появлении сигналов на выходе суммирующих блоков 5 и 6. На входе в суммирующий блок 6 на всех режимах работы ГТД, пороговый сигнал, вырабатываемый задатчиком градиента d /dt, изменяется пропорционально давлению за компрессором, измеряемым датчиком 1, сигнал с которого преобразуется через преобразователь 11, который вырабатывает закон коррекции порогового сигнала задатчика 8 градиента температуры. Таким образом, наличие в устройстве преобразователя, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику градиента температуры газа за турбиной, дает положительный эффект, заключающийся в том, что обеспечивается надежная индикация срывных режимов двигателя во всем диапазоне его работы. Применение данного способа позволит предотвратить разрушение двигателя от помпажа, тем самым повысить надежность его работы.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее датчики давления потока в компрессоре и температуры за турбиной, подключенные к дифференцирующим контурам, которые через суммирующие блоки, связанные с пороговыми задатчиками градиентов давления и температуры, подсоединены к селекторному блоку, управляющему исполнительным механизмом, отличающееся тем, что, с целью увеличения быстродействия и надежности, в устройство дополнительно введен преобразователь, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику градиента температуры газа за турбиной.

РИСУНКИ

Рисунок 1