Способ восстановления деталей из высокопрочных сталей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски к

Социалистических

Республик

699025

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 30.06.7 8 (21) 26 36478/ 22-0 2 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 25.11.79. бюллетень K 4.3

Дата опубликования описания 28.11.79 (51) М. Кл.

С 21 9 1/78

ВЧ91еретеепивй квинтет

CCCP ие лелем изееретеиий и атерытий (53) УЙК621.785, .7 9 (088.8 }

М. С. Данилов, A. И. Богдан, A. В. Калинин, A. М, Карасев и A. A. Ковачев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54} СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ

ВЫСОКОПРОЧНЫХ СТАЛЕЙ

Изобретение относится к восстановле-нию деталей нз высокопрочных сталей при предупредительном ремонте в процессе нх эксплуатации.

Известен способ восстановления дета5 лей, например прокатных валков, путем обточки валков на глубину 2,5З,О мм для удаления наклепанного при эксплуатации слоя Ы °

Известен также другой способ восстановления деталей нз высокопрочных сталей Г21.

По этому способу деталь подвергают при ремонте отпуску, затем поверхность упрочняют н хромируют по упрочненной поверхности. Отпуск при 200-250 С проводят в течение 12-25 ч в воздушной или нейтральной среде. Е!ель такой обработки - стабилизировать структуру метал ла и снять остаточные напряжения. Упроч-Эъ пенне выполняется путем пескоструйной нлн другой обработки поверхности. Такая обработка позволяет создать сжимающие остаточные напряжения, особенно в местах деталей, работающих с высоким уровнем напряжений. При таком способе ремонта повышение усталостной прочности достигается эа счет создаваемых в поверхностном слое сжимающих остаточных напряжений, которые компенсируют растягиваюшне напряжения в поверхностном слое от хорошого покрытия.

Однако этот способ восстановления .деталей, бывших B эксплуатации, не устраняет вредного влияния на усталостную прочность поверхностного слоя металла, поврежденного действием спектра эксплуатационных нагрузок..Пля высокопрочкых сталей характерно то, что под действием переменных нагрузок в некоторых кристаллах поверхностного слоя детали возникают пластические деформапии и появляются линии сдвига.

При дальнейшем действии переменных нагрузок пластические деформации распространяются на соседние кристаллы к зарождаются микротрещины. Кроме того, 699025

Заказ 7451/17 Тираж 653 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитете СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 под действием пластических деформаций в высокопрочных сталях происходит структурное изменение поверхностного слоя, связанное с выделением карбидов. Комплекс этих факторов значительно снижает 5 усталостную прочность деталей в. процессе их эксплуатации.

Бель изобретения - увеличить ресурс работы деталей за счет повышения усталостной прочности .

Это достигается тем, что в известном способе восстановления перед поверхностным упрочнением производят механическую обработку поверхности детали путем снятия слоя металла толщиной 0,2-0,8мм и ее полирование.

Способ включает термическую обработку детали - отпуск, выполненную для снятия остаточных напряжений; механич еСкую

20 обработку поверхности детали (омоложение) путем снятия слоя металла толщиной 0,2-0,8 мм для удаления возможных микротрещин в поверхностном слое, возникших в результате пластических дефор25 маний отдел ьных кристаллов металла. Обработка выполняется в тех местах детали, которые работают с максимальным уров нем напряжений или имеют наибольшую концентрацию напряжений.

Интервалы для толщины снимаемого слоя металла выбирают из следующих соображений: минимальную величину О, 2 мм выбирают из условия обеспечения гарантированного удаления слоя металла, поврежденного в процессе ограниченной эксплуатациир максимальную величину 0,8 мм в пределах допуска на изготовление, определяют из условия статической прочности детали, так как более значительное умень-40 шение геометрических размеров приводит к повышению максимальных эксплуатационных напряжений проводят полировку поверхности, подвергавшейся механической обработке (омоложению) для устранения . 45 рисок и других механических дефектов поверхности, что также увеличивает сопротивление усталости, выполняют упрочняющую обработку этих же мест детали, например пневмодинамический наклеп дробе- so

I струйная обработка, обкатка.

Состави тель

Редактор E. Полионова Текред Л, А

Предлагаемый способ восстановления рекомендуетси для сталей оба >< 140 кгlмм, например ЗОХГСНА, ЭИ643, ВНС-2, ВНЛ.

Отрабатывают технологию ремонта шасси из стали ЗОХГСНА с закалкой на

= 170 кг/мм, отпуск проводятввоз о душной печи при 230 С и выдержке 12ч, Затем снимают слой металла толщиной

0,5 мм путем обработки детали твердосплавными фрезами с помощью ручной пневмодрели. После полировки детали шкуркой и резиновыми кругами выполняют уп- рочнение методом пневмодинамического наклепа, Проведенный по предлагаемому способу ремонт увеличил ресур шасси цо нервого планового ремонта и и назначенный ресурс.

Аналогично проводят ремонт гидроцилиндра уборки и выпуска шасси. При этом механическую обработку мест концентрации проводят на токарном станке по копиру, а упрочнение выполняют обкаткой мест доработки роликом.

Стельной узел крыла при наработке

500-750 ч дорабатывается путем фреееровки внешней поверхности до 0,5 мм, после чего поверхность виброупрочняется.

Увеличение ресурса составляет 1000ч.

Формула изобретения

Способ восстановления деталей из высокопрочных сталей; включающий отпуск и поверхностное упрочнение, о т л и ч аю ш и и с я. тем, что, с целью увеличения ресурса работы за счет повышения усталостной прочности, перед поверхност ным упрочнением производят механическую обработку поверхности детали путем снятия слоя металла толщиной 0,2 0,8 мм и ее полирование.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И,210199, кл. С 21 9 9/38, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР

N 443081, кл. С 21 Р 1/78, 1972.

Г. Шевченко лферова Корректор М. Шароши