Способ восстановления деталей из высокопрочных сталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски к
Социалистических
Республик
699025
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 30.06.7 8 (21) 26 36478/ 22-0 2 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 25.11.79. бюллетень K 4.3
Дата опубликования описания 28.11.79 (51) М. Кл.
С 21 9 1/78
ВЧ91еретеепивй квинтет
CCCP ие лелем изееретеиий и атерытий (53) УЙК621.785, .7 9 (088.8 }
М. С. Данилов, A. И. Богдан, A. В. Калинин, A. М, Карасев и A. A. Ковачев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54} СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ
ВЫСОКОПРОЧНЫХ СТАЛЕЙ
Изобретение относится к восстановле-нию деталей нз высокопрочных сталей при предупредительном ремонте в процессе нх эксплуатации.
Известен способ восстановления дета5 лей, например прокатных валков, путем обточки валков на глубину 2,5З,О мм для удаления наклепанного при эксплуатации слоя Ы °
Известен также другой способ восстановления деталей нз высокопрочных сталей Г21.
По этому способу деталь подвергают при ремонте отпуску, затем поверхность упрочняют н хромируют по упрочненной поверхности. Отпуск при 200-250 С проводят в течение 12-25 ч в воздушной или нейтральной среде. Е!ель такой обработки - стабилизировать структуру метал ла и снять остаточные напряжения. Упроч-Эъ пенне выполняется путем пескоструйной нлн другой обработки поверхности. Такая обработка позволяет создать сжимающие остаточные напряжения, особенно в местах деталей, работающих с высоким уровнем напряжений. При таком способе ремонта повышение усталостной прочности достигается эа счет создаваемых в поверхностном слое сжимающих остаточных напряжений, которые компенсируют растягиваюшне напряжения в поверхностном слое от хорошого покрытия.
Однако этот способ восстановления .деталей, бывших B эксплуатации, не устраняет вредного влияния на усталостную прочность поверхностного слоя металла, поврежденного действием спектра эксплуатационных нагрузок..Пля высокопрочкых сталей характерно то, что под действием переменных нагрузок в некоторых кристаллах поверхностного слоя детали возникают пластические деформапии и появляются линии сдвига.
При дальнейшем действии переменных нагрузок пластические деформации распространяются на соседние кристаллы к зарождаются микротрещины. Кроме того, 699025
Заказ 7451/17 Тираж 653 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитете СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 под действием пластических деформаций в высокопрочных сталях происходит структурное изменение поверхностного слоя, связанное с выделением карбидов. Комплекс этих факторов значительно снижает 5 усталостную прочность деталей в. процессе их эксплуатации.
Бель изобретения - увеличить ресурс работы деталей за счет повышения усталостной прочности .
Это достигается тем, что в известном способе восстановления перед поверхностным упрочнением производят механическую обработку поверхности детали путем снятия слоя металла толщиной 0,2-0,8мм и ее полирование.
Способ включает термическую обработку детали - отпуск, выполненную для снятия остаточных напряжений; механич еСкую
20 обработку поверхности детали (омоложение) путем снятия слоя металла толщиной 0,2-0,8 мм для удаления возможных микротрещин в поверхностном слое, возникших в результате пластических дефор25 маний отдел ьных кристаллов металла. Обработка выполняется в тех местах детали, которые работают с максимальным уров нем напряжений или имеют наибольшую концентрацию напряжений.
Интервалы для толщины снимаемого слоя металла выбирают из следующих соображений: минимальную величину О, 2 мм выбирают из условия обеспечения гарантированного удаления слоя металла, поврежденного в процессе ограниченной эксплуатациир максимальную величину 0,8 мм в пределах допуска на изготовление, определяют из условия статической прочности детали, так как более значительное умень-40 шение геометрических размеров приводит к повышению максимальных эксплуатационных напряжений проводят полировку поверхности, подвергавшейся механической обработке (омоложению) для устранения . 45 рисок и других механических дефектов поверхности, что также увеличивает сопротивление усталости, выполняют упрочняющую обработку этих же мест детали, например пневмодинамический наклеп дробе- so
I струйная обработка, обкатка.
Состави тель
Редактор E. Полионова Текред Л, А
Предлагаемый способ восстановления рекомендуетси для сталей оба >< 140 кгlмм, например ЗОХГСНА, ЭИ643, ВНС-2, ВНЛ.
Отрабатывают технологию ремонта шасси из стали ЗОХГСНА с закалкой на
= 170 кг/мм, отпуск проводятввоз о душной печи при 230 С и выдержке 12ч, Затем снимают слой металла толщиной
0,5 мм путем обработки детали твердосплавными фрезами с помощью ручной пневмодрели. После полировки детали шкуркой и резиновыми кругами выполняют уп- рочнение методом пневмодинамического наклепа, Проведенный по предлагаемому способу ремонт увеличил ресур шасси цо нервого планового ремонта и и назначенный ресурс.
Аналогично проводят ремонт гидроцилиндра уборки и выпуска шасси. При этом механическую обработку мест концентрации проводят на токарном станке по копиру, а упрочнение выполняют обкаткой мест доработки роликом.
Стельной узел крыла при наработке
500-750 ч дорабатывается путем фреееровки внешней поверхности до 0,5 мм, после чего поверхность виброупрочняется.
Увеличение ресурса составляет 1000ч.
Формула изобретения
Способ восстановления деталей из высокопрочных сталей; включающий отпуск и поверхностное упрочнение, о т л и ч аю ш и и с я. тем, что, с целью увеличения ресурса работы за счет повышения усталостной прочности, перед поверхност ным упрочнением производят механическую обработку поверхности детали путем снятия слоя металла толщиной 0,2 0,8 мм и ее полирование.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
И,210199, кл. С 21 9 9/38, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР
N 443081, кл. С 21 Р 1/78, 1972.
Г. Шевченко лферова Корректор М. Шароши