Устройство для торможения ротора центрифуги бытовой стиральной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соаетскнн

Соцналнстнческнн

Республнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 699061 (61) Дополнительное к авт. свил-ву -— (22) За я влено 05.08.77 (21) 2516666/28-12 с присоединением заявки,%— (23) Приоритет (51) М. Кл.

D 06 F 37/30

0 06 F 37/42

Гооудвротвенный намнтет

СССР по делам нзооретеннй н открь тнй

Опубликовано 25.11.79. Бюллетень Лв 43

Дата опубликования описания 27.11.79 (53) УДК

648.23 (088.8) Л. П. Петров, P. Г. Подзолов, А. В. Яковлев, Н. Л. Дорохольский, М. А. Верцман и Е. А. Кольчак (72) Авторы изобретения

Одесский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ РОТОРА ЦЕНТРИФУГИ

БЫТОВОЙ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к бытовым машинам для стирки и отжима и может быть использовано для торможения центрифуг стиральных машин.

Известно устройство для торможения ротора центрифуги бытовой стиральной машины, содержащее формирователь пульсирующего тОка, включающий диод и токоограничивающий резистор через контакт реле времени и блокировочный переключатель крышки центрифуги, подключенный к обмоткам приводного асинхронного двигателя, и непосредственно — к ис10 точнику переменного напряжения (1) .

При питании асинхронных однофаэных двигателей пульсирующим током наряду с тормозным моментом существует и двигательный, препятствующии торможению привода. Эти мо15 менты пропорциональны, соответственно, посто янной и переменной составляющим тока, причем в зоне высоких скоростей для большинства типов асинхронных машин, в том числе и применяемых в качестве привода центрифуги, дви20 гательные моменты преобладают. В известном устройстве для формирования пульсирующего тока применено однополупериодное вьшрямление, а для ограничения величины этого тока используется дополнительное сопротивление, что приводит к уменьшению результирующего момента во всем диапазоне изменения скорости и, соответственно, снижению эффективности торможения..

Целью изобретения является повышение безопасности обслуживания и увеличение производительности машины за счет сокращения времени торможения.

Указанная цель достигается тем, что формирователь пульсирующего тока снабжен демйфирующим диодом и выпрямляющим тиристором, анод которого соединен с катодом через последовательно соединенные диод, включенный в прямом направлении, постоянный резистор, зашунтированный конденсатором, и переменный резистор, отвод которого через другой конденсатор соединен с катодом, а через динистор— с управляющим электродом тиристора, а блокировочный переключатель выполнен двухполюсным, при этом один иэ его полюсов через второй контакт реле времени подключен к общей точке обмоток двигателя через токо699061

3 ограцичит JlbHbIH резистор, демпфируюший диод и второй полюс блокироночного переключа. теля электрически связан с катодом тиристора и со второй обмоткой двигателя и непосредственно — с первой обмоткой двигателя и источником переменного напряжения.

Повышение эффективности торможения достигнуто увеличением постоянной составляющей пульсирующего тормозного тока, обеспе чиваемого тем, что в непроводящий для вы- 10 прямляюшего тиристора период демпфирующий диод, включеннь1й параллельно одной или обеим обмоткам двигателя, создает контур для протекания тока в них под действием э.д.с. вращения и самоиндукции. Включенная >s между анодом и катодом тиристора цепь составляет схему управления тиристором, обеспечивающую при положительном анодном напряжении открывающие импульсы на управлявшем электроде и увеличивающую в процессе 20 торможения угол открывания тиристора от

0 до 90 эл.град., чем достигается ограничение действующего значения тормозного тока, плавность процесса торможения и автоматическое прекращение тормозного режима через время, достаточное для полного останова ротора центрифуги.

Двухполюсное исполнение блокировочного переключателя позволяет осуществлять торможение ротора центрифуги в двух случаях: ава- з0 рийном, когда крышка бака поднята до отключения двигателя контактами реле времени, и нормальном, когда крышка бака центрифуги поднята после срабатывания реле времени.

При аварийном торможении выпрямленный 35 ток протекает по одной из обмоток, шунтируемой диодом, а вторая обмотка оказывается эакороченной. Такая схема включения обеспечивает время торможения ротора центрифуги на

20 — 25% меныне времени нормального тормо40 жения. При нормальном режиме торможения обмотки двигателя включаются последовательно.

При этом тормозной ток в 2 — 2,5 раза меньше, чем при аварийном торможении, но эффективность остается высокой за счет создания магнит-4 ного потока обеими обмотками двигателя, Принципиальная схема устройства для торможения ротора центрифуги стиральной машины изображена на чертеже.

Устройство для торможения ротора центрифуги содержит приводной двигатель с обмотками 1 и 2 и фазосдвигаюшим конденсатором 3, включенным на напряжение сети 4 последовательно обмотке 1, формирователь пульсирующего тока 5 и переключатель с полюсами 6,7, Формирователь 5 состоит из встречно включенных HB напряжение сети 4 диода и тиристора 9 со схемой управления.

Параллельно тиристору 9 подключена последовательная цепочка, состоящая из диода 10, присоединенного анодом к аноду тиристора, параллельного RC контура, составленного иэ конденсатора 11 и резистора 12 и подстроечного переменного резистора 13. Средний вы вод переменного резистора 13 присоединен к катоду тиристора через конденсатор 14 и к управляющему электроду — через динистор 15.

Последовательно с диодом 8 включен токоограничивающий резистор 16. Для включения и отключения двигателя центрифуги имеются контакты 17, 18 реле, времени. Положение контактов полюсов переключателя и реле времени, изображенное на чертеже, соответствует открытой крышке бака центрифуги и включенному реле времени.

В условиях аварийного торможения при открытиии крышки центрифуги переключатель контактами полюсов 6, 7 отключает обе обмотки двигателя от напряжения сети 4 и подключает обмотку 2 параллельно диоду 8, а обмотку 1 замыкает накоротко.

При положительном напряжении на аноде тиристора 9 по цепи 4 — 10 — 11 — 13 — 14 — 2 — 4 протечет ток, заряжающий конденсаторы 11, 14. Величина емкости конденсатора 14 на два порядка меньше величины емкости конденсатора 11, поэтому напряжение на нем будет возрастать быстрее, чем на конденсаторе 11.

Когда напряжение на конденсаторе 14 достигнет напряжения переключения динистора 15, откроется тиристор 9 и зашунтирует цепь управления. Конденсатор 14 разряжается на управляющий переход, а конденсатор 11 сохраняет заряд в течение периода практически неизменным, так как постоянная времени RC цепи элементов 11-12 несоизмерима с длительностью периода напряжения сети. В момент разряда конденсатора 14 открывается тиристор 9 и по обмотке двигателя начинает протекать выпрямленный ток, При переходе напряжения сети через нуль тиристор 9 запирается, а под действием э.д.с, самоиндукции и против э.д.с. двигателя ток в обмотке продолжает протекать через диод 8, что уменьшает пульсацию тока в обмотках двигателя и увеличивает тормозной эффект. Закорачивание полюсом 7 обмотки 1 также способствует увеличению эффективности торможения. В следующий положительный полуцериод напряжения сети процесс пов орял ся, но, таккак с каждым последуюгцим включением тири.

crupa напряжение на конденсаторе l l увеличивается, то длительность включенного состояния тирнстора уменыпается и, когда напряжение на конденсаторе 11 сравнивался с ампли.

1удой напряжения сети. про скалив 1ормоз699061

11НИИПИ Заказ 7166/29 Тираж 505

Подписное

Фи11иал ППП "11атент", г. Ужгород,ул. Проектная, 4 ного тока прекратится. При асом среднее значение выпрямленного тока н процессе торможения автоматически уменьшается, так как угол отпирания тиристора постепенно увеличивается. Такой характер изменения тормозного тока благоприятно сказывается на процессе торможения, обеспечивая равномерный тормозной момент, развиваемый асинхронным двигателем во всем диапазоне скорости.

При нормальном режиме торможения при открывании крышки бака центрифуги переключатель контактами полюсов 6,7 (контакты

17, 18 разомкнуты) включает обе обмотки двигателя последовательно и параллельно им подключает диод 8. Работа формирователя 5 происходит так же, как и при аварийном торможении.

Переменным резистором 13 можно изменять время заряда конденсатора 14 и, соответственно, длительность протекания тормозного тока.При закрывании крышки контакты полюсов

6 и 7 переключателя разрывают тормозную цепь и подключают обмотки 1,2 к фазосдвигающему конденсатору 3, а конденсатор ll разряжается на резистор 12, автоматически подготавливая схему управления к повторному торможению.

Формула изобретения

Устройство для торможения ротора центри- 30 фуги бытовой стиральной машины, содержащее формирователь пульсирующего тока, включаю1ций диод и токоограничиваю ций резистор, через контакт реле времени и блокироночный переключатель крышки центрифуги подключенный к обмоткам приводного асинхронного дви. гателя и непосредственно к источнику перемен. ного напряжения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности обслуживания и увеличения производительности машины за счет сокращения времени торможения, формирователь пульсирующего тока снабжен демпфирующим диодом и выпрямляющим тиристором, анод которого соединен с катодом через последовательно соединенные диод, включенный в прямом направлении, постоянный резистор, зашунтированный конденсатором, и переменный резистор, отвод которого через другой конденсатор соединен с катодом, а через.динистор — с управляюшим электродом тиристора, а блокировочный переключатель выполнен двухполюсным, при этом один из его полюсов через второй контакт реле

1 времени подключен к общей точке обмоток двигателя, через токоограничительный резистор, демпфирующий диод и второй полюс блокировочного переключателя электрически связан с катодом тиристора и со второй обмоткой двигателя и, непосредственно с первои обмоткой двигателя и источником переменного напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ N 1298618, кл. 21 4 18/02, 1970.