Гидравлическая система управления блокировкой гидротрансформатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, саид-ву (22) Заявлено 060977 (21) 2524301/25 — 06
{51)М. Кл.2
F 16 H 45/02
F 16 Н 41/18 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет (53) УДК 62-82 (088.8) Опубликовано 2 53. 1.79 Бюллетень ¹ 4 3
Дата опубликования описания2511.79 (72) .Авторы изобретения
М. H .Мук и И .М. Кудрявцев (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ CHCTEMA УПРАВЛЕНИЯ
БЛОКИРОВКОЙ ГИДРОТРАНСФОРМА10РА
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается систем управления блокировкой гидротрансформатора транспортных средств .
Известна гидравлическая система управлени я блокировкой гидротрансформатора,содержащая клапан управления с золотником, цилиндр блокировочной муфты, главную магистраль, связывающую клапан управления с цилиндром блокиров очной муфты, гидравлический датчик час тоты вращени я т урби нного колеса, гидравлически соединенный с клапаном управления, клапан разблокировки,включающий корпус, пружину и золотник (1) .
Однако такая система работает лишь при значительном перепаде давления на о клапане раэблокировки, что практически невыполнимо на коробках передач вального типа
И эвестна также гидравлическая система управления блокировкой гидротрансформат ора, содержащая клапан управления с золотником, связанным через главную магистраль, снабженную насосом с цилиндром блокировочной муфты, перепускной клапан, гидравлический датчик властовы вращения турбинного колеса, гидравлически связанный с клапаном управления, клапан разблокировки, включающий корпус, пружину, золотник с дросселем внутри, причем проточка золотника образует с корпусом кольцевую полость, соединенную с пружинной полостью,и гидравлическое реле времени с плунжером и пружиной, избиратель ступеней, выполнен ный в виде клапанов пер еключени я фрикционных элементов с гидравлическим управлением от электромагнитных клапанов, и переключающее устройство в виде клапанов с плавающими шарами (2) .
Недостатком такой системы является ненадежная раэблокировка гидротрансформатора во время переключения ступеней в коробке передач.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности системы.
Это достигается тем, что предложенная гидравлическая система снабжена дрос"елями, раэположенными в избирателе ступеней, и еще одним дросселем, установленным на выходе в атмосферу, причем кольцевая полость, образованная проточкой золотника кла699264 пана разблокировки и корпусом, соединена с главной магистралью в установившемся режиме включенной ступени через переключающее устройство, минуя дроссель этой ступени в избирателе ступеней, а в начальный момент пе эеключени я ступеней через этот дроссель и в обоих режимах соединена с атмосферой. При этом дроссели н избирателе ступеней расположены в торцах клапанов переключения фрикционных элементов.
На фиг. 1 представлена схема гидравлической системы управления блокировкой гидротрансформатора в установившемся режиме 1 ступени с заблокированным гидротрансформатором; на фиг . 2 — то же, в момент переключения с первой стчпени на вторую.
Система содержит клапан 1 управления с золотником 2 и пружиной 3, связанный через гланную магистраль
4„ снабженную насосом 5, с цилиндром
6 блокировочной муфты (не показана), перепускной клапан 7, гидравлический датчик 8 частоты вращения турбинного колеса гидротрансформатора, гидравлически связанный магистралями 9 и
10 через кольцевую полость 11 с клапаном 1 управления, клапан 12 разблокировки, включающий корпус 13, пружин
14„золотник 15 с дросселем 16 внутри
Проточка золотника 15 образует с корпусом 13 кольцевую полость 17, соедийенную с пружинной полостью 18.
В корпусе 13 клапана 12 разблокировки размещено гидравлическое реле 19 времени, содержащее плункер 20 с пружиной 21, образующий с корпусом
13 полости 22 и 23. Кроме того система имеет избиратель ступеней 24, переключающее устройство 25 и дроссель
26 на выходе в атмосферу. Избиратель ступеней выполнен н ниде клапанов
27, содержащих золотник 28 с дросселем 29 в его торце, пружину 30, и электромагнитных клапанов 31 с золотником 32 и пружиной 33. Переключающее устройство 25 выполнено в виде клапанов 34 и 35 с плавающими шарами. Полости 22 и 18 постоянно соединены между собой каналом
36. Полость 37 клапана 1 управления соединена главной магистралью
4 с цилиндром 6 блокировочной муфты и со сливом.
Главная магистраль 4 соединена через кольцевую полость 38 магистралью 39 с полостью 23.Полость
40 клапана 12 управления соединена каналом 41 с главной магистралью
4.С последней соединены также клапаны 27 и электромагнитные клапаны 31.
Магистралями 42,43 и 44 клапаны 31 соединены между собой. Клапаны 27 управления магистралями 45,46,47,48 соединены через переключающее устройство 25,кольцевую полость 17 и дроссель 16 с полостью 18 клапана
12 разблокировки в начальный момент переключения ступеней в коробке передач, а в установившемся режиме магистралями 45, 46, 47, 48, 49 через переключающее устройство 25, кольцевую полость 17 и дросссель 26 с атмосферой.
Устройство работает следующим образом.
При достижении транспортным средством определенной скорости движения в гидравлическом датчике
8 частоты вращения турбинного колеса создается давление, достаточное для перемещения в правое крайнее положение золотника 2 клапана 1 управления.При этом поясками золотника
2 полость 37 разобщается со сливом и соединяется с главной магистралью
4.Рабочая жидкость под давлением подается по главной магистрали 4 в цилиндр 6 блокировочной муфты и в полость 23.Муфта замыкается и блокируется гидротрансформатор.Плунжер 20 гидравлического реле перемешается в левое крайнее положение. Другие элементы системы при включенной ступени и с заблокированным гидротрансформатором с учеУ том описанных гидравлических свя° 0 зей занимают положение, показанное на фиг. 1.
В момент переключения ступеней выключается один электромагнитный клапан,и включается другой.
При выключении электрома клапана первой ступени происходит разобщение магистралей 42, 45, 48, 49, дросселя 16 и полости 18 с главной магистралью 4 и соединение
40 их через электромагнитный клапан 31 со сливом. Включение электромагнитного клапана второй ступени осуществляет соединение главной магистрали 4 в начальный момент переклвг чения ступеней с полостью 17 через дроссель 29, расположенный в торце золотника клапана 27. Но так как полость 17 соединена через дроссель
l6 с полостью 18 клапана 12 разбло50 кировки и с атмосферой — через дроссель 26, в магистралях 46, 48, 49 и полости 18 давление понижается, по сравнению с давлением в главной магистрали, а также в канале 41 и
55 полости 40 минимум в два раза.
Понижение давлени я прин одит к перераспределению усилий, действующих на торцы золотника 15. Последний перемещается в крайнее правое по60 ложение и перекрывает магистрали
9, 49, а магистрали 10, 39 сообщает со сливом
При этом золотник 2 клапана 1 управления под действием усилия пружины 3 перемещается в крайнее ле699264
Bop положение, разобщает полость
37 с главной магистралью 4 и соединяет ее со сливом, что приводит к размыканию блокировочной муфты и разблокировке гидротрансформатора.
Время разблоки1 овки определяется параметрами дросселя 16 и объемом полости 23. Давление в полости 18 определяется усилием пружины 21 и площадью торца плунжера 20 и при всех условиях меньше давления в главной магистрали 4, поэтому золотник 15 надежно удерживается в крайнем правом положении; При достижении плунжером 20 крайнего правого положения давление в полости 18 повышается до величины давления в главной магистрали, тем самым обеспечивается возвращение золотника 15 пружиной
14 в крайнее левое положение. При этом система возвращается в исходное положение.
Такое техническое решение позволяет обеспечить четкое автоматическое срабатывание золотника клапана разблокировки на всех режимах работы гидропередачи, тем самым 25 достигается надежная разблокировка гидротрансформатора в момент переключения ступеней.
ЗР
Формула изобретения
1. Гидравлическая система, управлени я блокиров к ой гидротрансформат ора, содержащая клапан управления с золот- 35 ником, связанным через главную магистраль, снабженную насосом c цилиндром блокировочной муфты, перепускной клапан, гидравлический датчик частоты вращения турбинного ко- 4р леса, гидравлически связанный с клапаном управления, клапан разблокировки, включающий корпус, пружину, золотник с дросселем внутри, причем проточка золотника образует с корпусом кольцевую полость, соединенную с пружинной полостью,и гидравлическое реле времени с плунжером и пружиной, избиратель ступеней, выполненный в виде клапанов переключения фрикционных элементов с гидравлическим управлением от электромагнитных клапанов, и переключающее устройство в виде клапанов с плавающими шарами, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, система снабжена дросселями, расположенными в избирателе ступеней, и еще одним дросселем, установленным на выходе в атмосферу, причем кольцевая полость, образованная проточкой золотника клапана разблокировки и корпусом, соединена с главной магистралью в установившемся режиме включенной ступени через переключающее устройство, минуя дроссель этой ступени в избирателе ступеней, а в начальный момент переключения ступеней через этот дроссель и в обоих режимах соединена с атмосферой.
2. Система по п 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что дроссели в избирателе ступеней расположены в торцах клапанов переключения фрикционных элементов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 . Патент Великобритании 9883879, кл. F 06 Н, 1960.
2. Авторское свидетельство СССР
9 552449, кл. F16 Н 45/02, 1976.
699264
Составитель В.Комолов
Техред И. Асталош Корректор И.Михеева
Редактор О.Волков
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä„ óë.Проектная,4
Закаэ 7993/39 Тираж 1139 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откры гий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5