Способ преобразования информации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(iii 699537
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву . (22) Заявлено 13.05.77(21) 2476251/18-22 (51)М. Кл.
G 09 В 7/02 с присоединением заявки М
Гесудерстееииый комитет
G 09 В 19/06 (23) Приоритет ао делам изобретений и открытий
ОпУбликовано 25.11.79. Бюллетень Ж 43 (5З) УДК 681. 136.
° 54 (088. 8) Дата опубликования описания 27. 11.79 (72) Авторы изобретения
В. В. Пе трусинский (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАБИИ
Изобретение относится к области технических средств обучения и может быть использовано в системе заочного массового ускоренного обучения различным дисциплинам, преимущественно иностранным
5 языкам. Известен способ преобразования информации, заключающийся в формировании аудиовизуальных сигналов учебной информации, сигналов субсенсорного и суггестивного воздействия и сигналов функционального фона, преобразовании сигналов в информационный сигнал, воспроизведении информации и регистрации реакций обучаемого на воспринимаемую учебную информацию с последующей коррекцией информационного сигнала (1.1.
Недостатком известного способа является низкая эффективность преобразования в процессе обучения.
Белью настоящего изобретения является повышение эффективности преобразования в процессе телевизионного обучения.
Поставленная цель достигается тем, что дополнительно формируют аудиовизуальные сигналы тес ров состояния, восприятия и усвоения, субсенсорные сигналы информационной, стимуляции, субсенсорные и суггестивные сигналы тормозного и то низирующего воздействия, сигналы маскировки телевизионного изображения,.ауди осигналы функционального фона и сигналы управления, при этом преобразование сформированных сигналов производят их микшированием, коммутированием и модулированием поднесущей частоты в стандартный телевизионный сигнал, воспроизведение информации осуществляют передачей телевизионного сигнала в эфир, а регистрацию реакций на воспринимаемую учебную информацию осуществляют
lIo эталонному обучаемому.
На фиг. 1 изображена функциональная схема преобразования информации для телевизионного обучения; на фиг. 2 блок-схема устройства для обучения эталонного обучаемого; фиг. 3 - вид сигнала на эк20
3 6995 ране воспроизводяшего устройства эталонного обучаемого; фиг. 4 — вид сигнапа, передаваемого по телевизионным каналам на экран воспроизводящего устройства обучаемого .
На фиг. 1 показаны аудиосигналы 1 учебной информации, виэуапьные сигналы
2 учебной информации, аудиосигналы 3 тестов состояния, аудиосигналы 4 информационной стимуляции, аудиосигналы 5 10 субсенсорного и суггестивного воздействия, аудиосигналы 6 маскировки, аудиосигналы 7 функционального фона, модулированный аудиосигнал 8, визуальные сигналы 9 тестов состояния, визуальные сигналы 10 информационной стимупяпии, визуальные сигналы 11 субсенсорного и суггестивного воздействия и визуальные сигналы 12 маскировки, скоммутированный и микшированный визуальный сигнал 13, стандартный телевизионный сигнал 14, сигналы 15 управления, сигнапы 16 реакций и ответов атапонного обучаемого, кодированные сигналы 17 управления и реакций и ответов атапон25 ного обучаемого, выходной стандартный телевизионный сигнал 18. . На фиг. 2 воспроиэводяшее устройство 19 представляет собой телевизор.
Выход датчика 20 ответов и реакций ата- З0 лонного обучаемого подкпючен ко входу формирователя 21 сигналов ответов и реакций эталонного обучаемого, выход которого подключен к одному входу копировщика 22 сигналов 17 управления и реакций и ответов эталонного обучаемого, а к другому его входу подключен выход блока 23 сигналов управления.
Выход кодировщика 22 подключен к воспроизводящему устройству 19.
Визуальные сигналы на акране воспрс изводяшего устройства 19 представляют собой комплекс зрительных полей, где поле 24 (фиг. 3) служит дпя воспроиэ ведения визуальных сигналов поле 25 спу.4
45 жит дпя воспроизведения кодированных сигналов ответов атапонного обучаемого поле 26 служит дпя воспроизведения кодированных сигналов реакций эталонного обучаемого.
Визуальные сигналы, передаваемые по телевизионным каналам на экран воспроизводяшего устройства обучаемого, представляют собой также комплекс эрп55 тельных полей, где: *опе 27(фиг. 4) спужит дпя воспроизведения визуапьных сигналов 2 (фиг. 1) учебной информации; поле 28 (фиг. 4) служит дпя воспроиз37 4 ведения сигнапов 10 (фиг. 1) информационной стимуляции; поле 29 (фнг. 4) служит для воспроизведения тонизирующих сигналов 1 1 (фиг. 1) субсенсорного и суггестивного воздействия; поле 30 (фиг. 4) служит дпя воспроизведения тормозных сигналов 11 (фиг. 1) субсенсорного и суггестивного воздействия; попе 31 (фиг. 4) служит дпя воспроизведения кодированных сигналов 17 (фиг. 1)
-управления и реакций и ответов эталонного обучаемого;
Процесс преобразования обучающей информации дпя передачи по тепевизнонным каналам согпасно предпагаемому способу обучения происходит следующим образом.
Предварительно формируются и записываются на носитель аудиосигналы 1 учебной информации и визуапьные сигналы 2 учебной информации; аудиосигналы 3 и визуапьные сигналы 9 тестов .состояния, включающие тесты психофизиологического состояния обучаемого, тесты восприятия и усвоения учебной информации обучаемым, представпяюшие собой тестовые формулы и зрительные образцы, позволяющие классифицировать показатели состояния, восприятия и усвоения; аудиосигналы
4 и визуальные сигналы 10 информационной стимуляции, вкпючающие в себя сигналы учебной информации, воспроизводимые со скоростью исключающей осознан,ное их восприятие; аудиосигналы 5 и визуапьные сигналы 11 субсенсорного и суггестивного воздействия, представляюшие собой суггестивные формулы и зрительные образы, направленные на управление состоянием обучаемого и включающие сигналы тормозного и тинизируюшего воздействия, аудиосигналы 6 и визуапьные сигналы 12 маскировки, представляющие собой сигналы помехи; аудиосигналы
7 функционального фона, представпяющие собой музыку, содержашую составляющие в ритме основных биологических процессов человека; сигнапы 15 управления, предназначенные дпя управления принимаюшим и воспроизводяшим устройством..
Указанными аудиосигнапами 3,4,5,6 и
7 модупируют поднесушую частоту и попучают модулированный аудиосигнал 8.
Визуальные сигналы 9,10,11 и 12 коммутируют и микшируют, в результате чего получают скоммутированный микшированный визуальный сигнал 13.
Из аудиосигналов 1 учебной информации, визуальных сигналов 2 учебной нн45
5 699 формации, модулированного аудиосигнала
8 и визуального сигнала формируют стандартный телевизионный сигнал 14, который воспроизводят эталонному обучаемому, посредством воспроизводящего устройства 19 (фиг. 2) воспроизводят сиг налы 1 и 2 учебной информации. При этом, регистрируют ответы обучаемого на сигналы учебной информации и реакции обучаемого посредством датчика 20 отве- 1О тов и реакции эталонного обучаемого.
Формирователь 21 формирует сигналы 16 (фиг. 1) ответов и реакций и ответов эталонного обучаемого, на кот рые также поступают сигналы 15 управления с блока 23. В закодированном виде сигналы ответов воспроизводятся на поле 25, а сигналы реакций — на поле
26 воспроизводящего устройства 19.
Сигналы 15 (фиг. 1) управления и сигналы 16 ответов и реакций эталонного обучаемого кодируют и преобразуют в кодированные сигналы 17 управления и реакций и ответов эталонного обучаемого, которые смешивают со стандартным телевизионным сигналом 14, в резуль тате чего получают стандартный телевизионный сигнал 18.
Выходной стандартный телевизионный сигнал 18 (фиг. 1) передают по телеви.зо .зионным каналам обучаемым, находящим-ся вне центра обученин. B качестве приемных и воспроизводящих устройств используют телевизор, видеотелефон или видеомагнитофон. Применение видеомагни35 тофона позволяет записывать обучающие программы на носитель и воспроизводить их в удобное для обучаемого время. Кроме того, обучаемый должен- иметь спе40 циальную маску, посредством чего и осуществляется индивидуализированное воопроиэведение обучающей информации.
Электронная маска на экране воспроизводящего устройства выполняет следующие функции, При нормальной работе обучаемого электронная маска оставляет видимым только поле 27 (фиг. 4), на котором воспроизводится учебная информация. При .уменьшении количества от»
50 ветов обучаемого на учебную информацию электронная маска открывает поле 28, на котором воспроизводятся сигналы 10 (фиг. 1) информационной стимуляции. При появлении признаков утомления обучаемо55
ro электронная маска открывает поле 29 (фиг. 4) тонизирующих сигналов 11 (фиг. 1)
При возбужденном состоянии эталонного обучаемого электронная маска открывает
537 о поле 30 (фиг. 4) тормозных сигналов 11 (фиг. 1).
В процессе преобразования обучающей информации для обучения формируют следующие сеансы, входящие в курс обучения : — сеанс тестирования, включающий психофизиологические и специальные тесты для определения психофизиологических параметров обучаемого и особенностей его восприятия и усвоения информации; указанные параметры сравнивают с теми же параметрами эталонного обучаемого, на основания чего относят обучаемого к определенной группе, причем каждой из групп соответствует своя программа обучения; — сеанс суггестивной стимуляции, направленный на оптимизацию психофизиологического состояния обучаемого, вклюI чающий сигналы субсенсорного и суггестивного воздействия, — сеанс информационной стимуляции, I способствующий усвоению больших объемов информации; — сеанс пассивного усвоения учебной информации; — сеанс активизации усвоенной учебной информации, при этом дополнительнач учебная информация подается на н уш ники; — сеанс стимуляции работоспособности, включающий прогаамму аутотренинга и сигналы субсенсорного и суггестивного воздействия.
При воспроизведении обучаемому курса обучения периодически проводят тес тирование обучаемого и сравнивают его показатели с закодированными показателями эталонного обучаемого. В соответствии с результатами сравнения упомянутая приставка формирует на экране соответствующего воспроизводящего устройства электронную маску, оставляк . щую видимой ту или иную часть изображения на экране.
Формула изобретения
Способ преобразования информации, преимущественно для телевизионного обучения, заключающийся в формировании аудиовизуальных сигналов учебной информации, сигналов субсенсорного и суггестивного воздействия и сигналов функци-. онального фона, преобразовании сигналов в информационный сигнал, воспропзведе699
7 нии информации и регистрации реакций обучаемого на воспринимаемую учебную информацию последующей коррекцией информационного сигнала, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения эффективности преобразования в процессе телевизионного обучения, дополнительно формируют аудиовизуальные сигналы тестов состояния, восприятия, и усвоения, субсенсорные сигналы информационной стимуляции, субсенсорные и суггестивные сигналы тормозного и тонизирующего воздействия, сигналы маскировки телевизионного изображения, аудисси налы .функционального фона и сигналы
537 8 управления, при этом преобразован .е сфо > мированных сигHBJIQB производят их микшированием, коммутированием и модулированием поднесущей частоты в стандарт ный телевизионный сигнал, воспроизвед ние информации осуществляют передачей телевизионного сигнала в эфир,.регистрацию реакций на воспринимаемую учебную информацию осуществляют по эталонному обучаемому.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Выложенная заявка ФРГ
jgo 2521412, кл. G 09 В 7/02, 10.03.1977г.
699537
Составитель С. Алексанов
Редактор Н. Грязнова Техред О. Андрейко Корректор Ю. Макаренко
Заказ 7 2 32/5 3 Тираж 475 Подписное
ЦИНИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и окрытий
113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4