Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

б. i иот

Союз Советских

Социаписткческкх

Респубттик

< 699538

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22}Заявлено 15.08.77 (21) 2516244/18 24 (51)М. Кл.

G 09 В7/07 с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР во делам изооретений н открыти* (23) Приоритет

Опубликовано 25, 1 1.7 9. Бюллетень .%43

Дата опубликования описания 28. 11.79 (53) УЕИ 681.3. .071 (088.8) В. Г. Слипченко, В. И. Корнейчук, В. H. Сороко, О. А. Палий и Г. С. Тодоров (72) Авторы изобретения (71) Заявитель Киевский ордена Ленина политехнический институт имени 50-летия

Великой Октябрьской социалистической революции (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОИСТВО

Изобретение касается автоматики и вычислительной техники, в частности, к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях.

Одно из известных обучаюших устройств содержит узел питания и управления, узел сравнения и ввода ответов, узел ! индикации программ, правильных ответов, группы реле, связанные с контактными платами (1).

Однако. данное устройство имее or раниченные дидактические возможности.

l1pyroe известное обучающее устройt5 ство содержит пульт ввода, логическую часть, счетчик, дешифратор, индикатор оценки (2).

Недостатком известного устройства является постоянный состав билетов, что снижает дидактические возможности устройства.

Наиболее бли:зкнм техническим решением к иастояи му изобретению являет ся обучающее устройство, содержащее пульты учашихся, соединенные через коммутатор пультов с блоками анализа ответов, подключенными через информационный коммутатор к блоку вывода информации, пульт преподавателя, соединенный с блоком памяти (31.

Однако недостатком известного ус тройства является недостаточная обьективность оценки знаний учащегося, что снижает дидактические возможности уст ройс тва.

Пель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства. за счет автоматизации составления тестов и равноценных билетов и обьективности контроля знаний.

Для этого в устройство введены блок анализа методик, блок анализа тестов, блок формирования билетов и блок формирования тестов, подключенный к 6локу памяти, соединенному, с блоком анализа методик, блоком анализа тестов и блоком формирования билетов, которь|й подключеH шее их сравнение, 13аиболее рациональная методика выбирается с учетом сохранения среднего балла группы, то есть выбирается такая методика, по которой для данного процента ошибок по контрольной. работе средний балл группы остается постоянным. Результат работы блока 9 поступает в блок памяти 7„который мо-. жет быть выполнен в виде ассоциатиьного запоминающего устройства, à также в коммутатор 4, который обеспечивает поступление результатов контроля в блок вывода информации 5 и поступление выделенных в блоках 3 параметров в блок анализа тестов 10, который представляет собой специальное арифметическое устройство, предназанченное для выделения тестов, по которым было зафиксировано максимальное число положительных и отрицательных ответов, что свидетельствует либо о недостаточной, либо о зна» чительной сложности тестов соответственно. Результат анализа качества тестов поступает в блок памяти 7 и, выделенные в блоке 10, тесты исключаются из дальнейшего использования. От пульта преподавателя 6 в блок 7 поступают указания о формировании новых тестов из информации, хранимой в последнем, а также признаки, по которым необходимо сформировать билетные последовательности. по окончании сеанса связи преподавателя с блоком 7, с последнего поступает признак в блок формирования тестов 8, который, пользуясь накопленной в блоке 7 информацией и записанными указаниями преподавателя, формирует тесты. Блок 8 представляет собой логическую структуру, управляемую указаниями преподавателя.

Согласно этим указаниям из соответствующих секций блока 7 выбираются слова", которые благодаря структуре блока 8 формируются в "предложения — тесты. Последние записываются в блок 7. Блок формирования билетов 11 выбирает вновь созданные и накопленные ранее тесты и по указанным преподавателем признакам формирует оптимальные билетные последовательности из тестов по критерию равноценности параметров билетов.

После. окончания процесса формирования билетов производится вывод тестов, от носящихся к данному билету, через коммутатор 4 в блок 5.

Предлагаемое обучающее устройство может быть использовано дпя текущего контроля и приема экзаменов у большой группы обучаемых по различным темам, 35

55 з 699538 4 к информационному коммутатору, соединенному с блоком анализа тестов и блоком анализа методик, подключенным к блокам анализа ответов.

На чертеже изображена структурная схема обучающего устройства, содержащая пульты учащихся 1, соединенные через коммутатор пультов 2 с блоками анализа ответов 3, подключенными через ин- формационный коммутатор 4 к блоку вы- 10 вода информации 5, пульт преподавателя

6, соединенный с блоком памяти 7, подключенным к блоку формирования тестов

8, блоку анализа методик 9, блоку анализа тестов 10 и блоку формирования билетов 1 1, соединенному с информационным коммутатором 4, который подключен к блоку анализа тестов 10 и блоку анализа методик 9, соединенному с блоками анализа ответов 3. 20

Обучающее устройство работает следующим образом: от каждого пульта 1 через коммутатор 2 ответы поступают в блоки анализа ответов 3, представляющие собой логическую структуру, в которой происходит опенка качества ответов методом сравнения с возможными вариантами и выделение параметров, необходимых для оценки предлагаемых обучаемому тестов, характеризуемых различными параметрами: уровнем теста, соответствующего уровню знаний, которыми должен обладать обучаемый для ответа на данный тест, трудностью теста,: определяемой как вероятность получения ошибочного ответа и зависящей от количества допущенных ошибок при ответе на данный тест и при достаточно большом коли честве предьявлений данного теста, оп40 ределяемом как отношение количества допущенных ошибок к количеству предъявлений, обьемом теста, под которым подразумеваетая минимальное количество информации, которой должен обладать обучаемый для правильного ответа, обьем

45 теста должен быть определен путем под счета количества знаков, трудоемкостью, характеризующей скорость ответа на данный тест, складываемой из времени, необходимого для чтения теста, времени, 50 необходимого для восстановления в памяти нужной для ответа информации и времени для совершения ряда математических операций и записи результата.

Далее результаты контроля по всем методикам поступают в блок анализа методик 9, представляющий собой специальное арифметическое устройство, обеспечивак

32/53 исное

5 699 что обеспечивается наличием нескольких блоков анализа ответов. Результатом контроля является вывод комплексной оценки знаний обучаемого с учетом ряда параметр ров тестов; 11аличие блока формирования тестов позволяет автоматизировать одну из самых трудоемких в процессе программированного обучения операций - формирования тестов, а учет параметров, характеризующих сформированные тесты, 10 позволяет формировать равноценные билеты, что повышает объективность оценки знаний обучаемых и, в конечном счете, дидактические возможности устройства.

Формула изобретения

Обучающее устройство, содержащее пульты учащихся, соединенные через коммутатор пультов с блоками анализа ответов, подключенными через информационный коммутатор к блоку вывода информации, пульт преподавателя, соединенный сблокамипамяти, отличающе25

538 6 е с я тем, что, с целью расширения длдактических воэможностей устройства эа счет автоматизации составления тестов и равноценных билетов и объективности контроля знаний, оно содержит блок анализа методик, блок анализа тестов, блок формирования билетов и блок формирования тестов, подключенный к блоку памяти, соединенному с блоком анализа методик, блоком анализа тестов и блоком формирования билетов, который подключен к информационному коммутатору, соединен ному с блоком анализа тестов и блоком анализа методик, подключенным К блокам анализа ответов.

Источники информапии, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 276544, кл. G 09 В 7/00, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 287423, кл. С 09 В 7/02, 1970.

3. Авторское свидеч льство СССР

¹ 478349, кл. G 09 В 7/02, 1975 (прототип) . тент", г.Ужгороп,ул,1!р -ектнаа,4