Реверсивный электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

6, {72) Автор изобретения

А, П. Инешин

{7I) Заявитель (54) РЕВЕРСИВНЫЙ ЗПЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

Иобретение относится к электротехнике, в частности, к реверсивному электроприводу постоянного тока с двигателем последовательного возбуждения и питанием от вентильного преобразователя.

Известны реверс ивные тиристорные электроприводы с двухобмоточными исполнительными двигателями постоянного тока последовательного возбуждения, в которых, благодаря спепиальному исполнению сериесного двигателя с характерной трехплечной Т-образной схемой включения, удается использовать параллельно-согласную схему построения

15 двухтактного вентильного преобразователя, чем исключается появление уравнительных токов в его силовой цепи, упрощается устройство и повышается надежность npu àà В

Известен также реверсивный электроприеэд, содержащий двухтактный вентильsbCh преобразователь - управляемый выпрямитель, собранный по схеме согласно

2 параллельному включению двух однотакч ных трехфазных тиристорных групп, к двум выходным однополярным клеммам которых и общей нулевой точке источника питания подключен по Т-образной схеме включения двухобмоточный сериесный электродвигатель (21.

В статическом установившемся режиме работы и при раздельном управлении однотактными группами преобразователя выходное напряжение соответственно открытой группы прикладывается к одной из обмоток якоря и последовательно с ней включенной сериесной обмотке возбуждения, в то время как вторая якорная обмотка, подключенная к выходу запертой вентильной группы, обесточена и не используется. При открытии этой второй вентильной группы (первая группа запирается) запитывается вторая якорная обмотка двигателя с изменением знака якорного зэка и тем же нлправлением

3 69 протекания тока возбуждения, s результате чего электропривод реверсируется.

Недостатком известных электроприводов является поочередное использование обмоток двигателя, сопровождаюшееся в итоге их половинным электрическим и тепловым использованием. Поэтому электродвигатель, используемый в известных электроприводах имеет завьпдениые массогабаритные характеристики, обусловленные как вынужденным применением двухобмоточной конструкции якоря, так и недостаточной электрической и тепловой степенью их использования.

Пелью изобретения является улучшение массогабаритных характеристик электропривода. с

Для этого обмотка возбуждения двухякорного двигателя выполнена в виде двух секций, соединенных через обмотки якорей параллельно и согласно друг другу по мостовой схеме, в диагонали которой включены выходы вентильного преобразователя.

На фиг. 1 показан электропривод с реверсированием по цепи якоря; на фиг.2то же, с реверсированием по цепи возбужденн ия.

Устройство содержит вентильный преобразователь с согласно-параллельно включенными группами 1 и 2, электродвигатель 3 с якорными обмотками 4-5 и секциями обмотки 6-7 возбуждения, соединенными по мостовой схеме, в диагонали которой подключены выходы групп 1 и 2 вентильного преобразователя. Относительно выхода групп 1 вентильного преобразователя обмотки якоря и соответствуюшие секции обмотки

Ф возбуждения включены согласно, относительно выхода группы 2 — встречно.

Злектропривод работает следуюшим образом.

В статическом установившемся режиме работы и при раздельном управлении вентильными группами преобразователя, когда, например, открыта группа 1 (группа 2 закрыта), выходное напряжение этой группы прикладывается к парал« лельно включенным цепям: якорь 4секция (полуобмотка) 7 и секция (полуобмотка 6 - якорь 5, а параллельно разветвляюшиеся токи, обтекаюшие согласно включенные якорные обмотки и полуобмотки возбуждения, обеспечивают суммирование магнитных потоков возбуждения и моментов якорей двигателя. Соответственно при отпирании группы 2 ме0635 4

50 няется направление токов в якорных обмотках 4 и 5 при неизменном направлении токов и ма-нитных потоков полуобмоток возбуждения 6 и 7.

Электропривод может работать и при согласованном методе управления вентильными группами 1 и 2 питаюшего двухтактного преобразователя. При равенстве углов отпирания вентильных групп средние значения токов якорных обмоток 4 и 5 равны нулю (ввиду равенства средних значений выходньм напряжений вентильньм групп) и двигатель находится в неподвижном состоянии. B то же время постоянная составляюшая уравнительного тока вентильных групп, замыкаюшаяся в контуре: группа 1 — полуобмотка 6— группа 2 — полуобмотка 7, обеспечивает начальные значения токов полуобмоток возбуждения двигателя и, следовательно, начальное значение его магнитного потока. Благодаря атому обстоятельству улучшается жесткость механических характеристик привода, приближаюшемуся по своим свойствам к двигателю с независимым возбуждением, и одновременно устраняются нелинейности и зоны нечувствительности, проявляюшиеся при реверсировании тиристорных электроприводов с раздельным способом управления однотактных вентильных групп.

На фиг. 2 представлен вариант электропривода, реверсируемого изменением направления магнитного потока возбуждения в сериесных полуобмотках 6 и 7.

Здесь, в отличие от фиг. 1, при раздельном управлении вентильными группами токи в якорных обмотках 4 и 5 направления не меняют, а реверсирование электропривода осушествляется изменением направлений юков и, следовательно, обшего магнитного потока возбуждения сериесных полуобмоток 6 и 7.

Положительный технико-экономический эффект обеспечивается полным тепловым и электрическим использованием обмолвок двухякорного сериесного двигателя, что позволяет при равной выходной мошности улучшить массогабаритные характеристики используемого двухобмоточного двигателя или при одинаковых массогабаритных характеристиках поднять уровень выходной мошности электропривода.

Формула изобретения

Реверсивный электролривод постоянного тоха, содержаний двухякорный двиб99

635

All. 1

ИНИИПИ 3аказ 7430/58 Тираж 857 Подписное

Филиал ППП Патент", г Ужгород, ул. Проектная, 4

5 гатель последовательного возбуждения, подключенный к статическому двухтактному вентильному преобразователю, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью улучшения массогабаритных показателей привода, обмотка возбуждения двухякорного двигателя выполнена в виде двух секций, соединенных через обмотки якорей параллельно и согласно друг другу по мостовой схеме, в диагонали которой включены выходы указанного вентильного преобразователя, Источники информации, принятые во внимание при ркспертпзе

1, Климов В. П., Тнристорный электропривод с исполнительным двигателем последовательного возбуждения, М., "Энергия, 1 972, с. 7.

2. Каган В. Г. и др., Полупроводни10 ковые системы электропривода с двигателями последовательного возбуждения, М., "Энергия, 1971, с. 55.