Система управления судовым главным двигателем и винтом регулируемого шага

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскнх

Сощиапмстическнх

Республик 11,7О0375

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 03.05.78 (21) 2611987/27-11 с присоединением заявки Рй— (23) Приоритет— (51)М. Кл.

В 63 Н 21/22

Гвсудерственньй евнетет

СССР вв делан нзвбретение и вткрнтей

В 63 Н 3/10 (53) УД К629.12..84 (088.8) Опубликовано 30.11.79. Бюллетень .% 44

Дата опубликования описания 30.11.79 (72) Авторы изобретения

А. В. Защеринский, В. Д. Михалев и E. И. Скворцов (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ

ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И ВИНТОМ

РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА

Изобретение относится к судостроению.

Известна система автоматического регулирования скорости хода судна путем изменения шага гребного винта (1).

Известна система управления судовым глав5 ным двигателем и винтом регулируемого шага (ВРШ), содержащая блок задания режимов работы, связанный через программный блок, регулятор нагрузки и исполнительный механизм винта регулируемого шага с механизмом изме.10 нения шага винта,с датчиком положения лопастей винта и посредством исполнительного механизма двигателя — с регулятором оборотов двигателя, снабженным датчиком нагрузки, выход которого соединен с одним из входов регулято15 ра нагрузки (2).

Однако известные системы не обладают достаточным быстродействием при смене режимов работы, что снижает их эксплуатационные характеристики.

Белью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы.

Бель достигается тем, что система снабжена сумматором, включенным в линию управления винта регулируемого шага и связанным своими входами с регулятором нагрузки и датчиком положения лопастей винта, а выходами — с исполнительным механизмом винта регулируемого шага.

На чертеже изображена футпсционалъная схема системы управления судовым главным двигателем и винтом регулируемого шага.

Система содержит блок 1 задания режимов работы, связанный одним из своих выходов через программный блок 2, регулятор 3 нагрузки, сумматор 4, исполнительный механизм 5 винта 6 регулируемого шага с механизмом 7 изменения шага, имеющим датчик 8 положения лопастей, соединенный со входом сумматора 4.

Другой выход блока 1 задания связан через исполнительный механизм 9 главного двигателя 10 с всережимным регулятором 11 оборотов главного двигателя с главным двигателем

10, имеющим датчик 12 нагрузки, соединенный со входом регулятора 3 нагрузки.

Система работает следующим образом.

При воздействии оператора на органы управленив блок 1 задания вырабатывает задающий сигнал — величину частоты вращения двигателя — на исполнительный механизм 9 и програм мный блок 2, Исполнительный механизм 9 главного двигателя при изменении задающегс сигнала воздействует на всережимный регулятор 11, который устанавливает и поддерживает частоту вращения двигателя 10, соединенногс с ВРШ 6. Крутящий момент двигателя измеряется датчиком 12 нагрузки, с которого сигнал истинной величины нагрузки двигателя поступает в регулятор 3 нагрузки.

Программный блок 2 по заданной величине частоты вращения формирует значение нагрузки двигателя в соответствии с заданной программой управления. Этот сигнал поступает в регулятор 3 нагрузки, с выхода которого через сумматор 4 поступает на исполнительный механизм 5, регулирующий положение лопастей ВРШ посредством механизма 7. Датчик 8

Вырабатывает сигнал истинной величины шага и подает его на вход сумматора 4, где корректирует сигнал регулятора 3 нагрузки.

В статическом режиме на выходе программного блока 2 и датчика 12 нагрузки сигналы равны, выходной сигнал регулятора 3 равен нулю, а выходные сигналы сумматора 4 и датчика 8 равны.

При изменении одного иэ входных сигналов регулятора нагрузки, например при изменении задающего сигнала от блока 1 в сторону увеличения нагрузки, на выходе регулятора 3 появля. Отся сигнал на увеличение разворота лопастей

ВРШ. Этот сигнал, проходя через сумматор 4, воздействует на исполнительный механизм 5, уве йичивающий разворот лопастей ВРШ, что нризодит к увеличению сигнала на выходе датчика 8 и через сумматор 4 дополнительно влияет на механизм 5, еще больше увеличивающий разво00375 4 рот лопастей. Увеличение разворота лопастей вызывает увеличение нагрузки двигателя 10, фиксируемое датчиком 12, и на входе в регулятор

3 сигналы выравниваются. При этом сигнал на выходе регулятора 3 становится равным нулю.

Аналогично работает система нри задании от блока 1 сигнала на уменьшении разворота лопастей.

Данная система управления уменьшает вре10 мя вывода установки на заданный режим.

Формула изобретения 5 Система управления судовым главным двигателем и винтом регулируемого шага, содержащая блок задания режимов работы, связанный через программный блок, регулятор нагрузки и исполнительный механизм винта регулируемо20 го шага с механизмом изменения шага,с датчиком положения лопастей винта и посредством исполнительного механизма двигателя — с регулятором оборотов двигателя, снабженным датчиком нагрузки, выход которого соединен с одним из входов регулятора нагрузки, о т л ич а ю щ а я с я тем, что., с целью улучшения эксплуатационных характеристик системы, она снабжена сумматором, связанным своими входами с регулятором нагрузки и с датчиком положения лопастей винта, а выходами — с исполнительным механизмом винта регулиру мого шага.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии И 45 — 11262, кл. 84 Е -- 12>

84 Π— 00, опублик. 1970.

2. Авторское свидетельство СССР Н 575268, кл. В 63 ll 21/22, 27, 10.75 (прототип).

700375

Составитель С. Зенкович

Техред О.Андрейко Корректор E. Лукач

Редактор А.Купрякова

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7318/16 Тираж 514 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5