Зубчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

сееоа внал пвтен но тщлн.нчфснал

ОП И

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик оя700724

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.0678 (21) 2631973/25-28 с присоединением заявки Но— (23) Приоритет

Опубликовано 3011.79. Бюллетень Ио 44

Дата опубликования описания 05,1279 (51)М. Кл.2

F 16 Н 1/08

Государственный комнтет

СССР по делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК 621.833.1 (088.8) (72) Автор изобретения

В. В. Ланд ик (71) Заявитель (54 ) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к редукторостроению и может быть использовано в силовых и кинематических передачах.

Известны червячные передачи, у которых с целью увеличения объема смазки, заклиненного внутри между активными поверхност ями элементов, в осевом сечении передачи профиль зуба колеса очерчен образующей витка червяка в ее движении относительно колеса, а профиль образующей витка — вершиной зуба колеса (1) .

Недостатком известных передач являются неудовлетворительные условия максимилизации объема смазки при заданных габаритах зубьев.

По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близкой к изобретению является зубчатая передача с произвольным расположением осей колес и замкнутой ломаной -линией мгновенного контакта активных поверхностей (2).

Недостатком передачи является ее невысокая нагрузочная способность.

Цел изобретения — повышение нагрузочной способности передачи путем увеличения объема смазки, заключенного внутри замкнутого контура.

Для этого в предлагаемой зубчатой передаче наружная кромка зуба одного из колес выполнена в виде произвольной плавной кривой, активная поверхность зуба второго колеса очерчена указанной кромкой в ее движении относительно второго колеса, наружная кромка зуба второго колеса выполнена в виде плавной кривой, дважды пересекающей следы первой крсмки на поверхности зуба второго колеса, и активная поверхность зуба первого колеса очерчена наружной кромкой второго колеса в его движении относи1з тельно первого, Кроме того, с целью повышения надежности работы Передачи на активных поверхностях зубьев одного иэ колес выполнены маслоподводящие каналы, передача снабжена мас20 лораспределителем для подачи смазки по указанным каналам в период зацепления одной пары зубьев, соответствующий начальной фазе.

На фиг. 1 показана предлагаемая зубчатая передача на фиг. 2 — сечение по A-A на фиг ° 1.

Передача содержит два зубчатые колеса 1 и 2 с произвольным расположением осей, например ортогональным .

30 Наружная кромка 3 зуба колеса 1 вы. той ломаной линией мгновенного контакта активных поверхностей, о т личающаяся тем,что,сцелью повышения нагруэочной способности передачи путем увеличения объема

5 смазки, заключенного внутри замкнутого контура, наружная кромка зуба одного из колес выполнена в виде произвольной плавной кривой, активная поверхность зуба второго колеса очер чена укаэанной кромкой в ее движении относительно второго колеса, наружная кромка зуба второго колеса выполнена в виде плавной кривой, дважды пересекающей следы первой кромки на повер15 хности зуба второго колеса и активная

Ф поверхность зуба первого колеса очерчена наружной кромкой второго колеса в его движении относительно первого.

2, Передача по п, 1, о тл и ч а юща яс я тем, что, с целью

20 повышения надежности работы передачи, на активных поверхностях зубьев одного иэ колес выполнены маслоподводящие каналы, передача снабжена маслораспределителем для подачи смазки

25 по укаэанным каналам в период зацепления одной пары зубьев, соответствующий начальной фазе.

Формула и з об ре те ни я

1. Зубчатая передача с произвольным расположением осей колес и замкну3 : .. 700

/ полнена в виде произвольной плавной кривой, активная поверхность 4 зуба второго колеса 2 очерчена указанной кромкой 3 в ее движении относительно колеса Э, наружная кромка 5 зуба колеса 2 выполнена в виде плавной кривой, дважды пересекающей следы кромки 3 на поверхности 4 зуба колеса, и активная поверхность 6 зуба колеса 1 очерчена наружной кромкой колеса 2 в его движении относительно колеса 1. На активных поверхностях 6 зубьев колеса -1 выполнены маслоподводящие каналы 7, передача снабжена маслораспределителем 8 для подачи смазки по каналам 7 в период зацепления одной пары зубьев, соответствующий начальной фазе при максимальном объеме смазки между активными поверхностями 4, 6 зубьев колес 2 и 1.

При работе передачи ведущим является колесо 2. Одновременно подводят масло в маслораспределитель 8. При начальной фазе зацепления одной пары зубьев маслораспределитель 8 подает ,смазку через каналы 7 в объем между активными поверхностями 4, 6 зубьев.

При дальнейшем повороте колес 1 и 2 подача смазки прекращается. Объем смазки между активными поверхностями

4 и 6 уменьшается, в масляном кармане появляется избыточное давление, и смазка выдавливается, образуя увеличенный смазочный слой вдоль линии контакта. При зацеплении следующей пары зубьев процесс повторяется, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Лагутин С. A. Червячные передачи с замкнутой линией контакта. Машиностроение, 1970, 9 66, с. 42, рис. 2а, 2. Коростелев Л. В., Ильин М, В,, Лагутин С. A. Прямоэубая цилиндрическая передача с замкнутой линией контакта. — Станки и инструмент, 1975, 9 10, с. 8-9 (прототип), Фие.1

Юе. g

ЦНИИПИ Заказ 7361/30

Тираж 1139 Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4