Гидротрансформатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

<">700730

Ф

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 0506.78 (21) 2625427/25-06 (51)М. Кл

F 16 H 41/24 с присоединением заявки Но

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубл иков ано 3 01 1 7 9 Бюллетень Мо 4 4

Дата опубликования описания 05.1279 (53) УДК 621. 224. ,225.3(088,8) (72) Авторы изобретения.С. П. Стесин, F.. А. Яковенко, О. А, Оганесов, В. Б. Анисимов и Б. Л. Скворцов (71 ) Заявители Московский автомобильно-дорожный институт и Московский машиностроительный завод им. М. И. Калинина (54 ) ГИДРОТРАНСФОРМАТОР

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при производстве гидро трансформаторов .

Известны гидротрансформаторы, содержащие насосное колесо с замыкающим кожухом, образующим с наружным тором турбинного колеса радиальный зазор, и устройство для уменьшения осевых усилий (1) .

Недостатком таких гидротрансформаторов является то, что их конструкция не позволяет автоматически снижать осевые усилия на всех колесах на стоповом режиме работы и имеет уменьшен- 15 ный КПД на оптимальном режиме работы.

Целью изобретения является повышение долговечности и КПД.

Поставленная цель достигается тем, что наружный тор турбинного колеса образует с насосным колесом щелевое уплотнение, а устройство для уменьшения осевых усилий выполнено в виде двуплечих рычагов, шарнирно установленных на наружном торе турбинного

25 колеса, и упругого кольца, закрепленного на одном иэ концов рычагов, другие концы к оторых с на бжены против овесами, полп1 у ж и не иными от нос итель но наружного т л

На фиг. 1 изображена схема гидротрансформатора; на фиг. 2 — вид по стрелке A на фиг. 1.

Гидротрансформатор содержит насосное колесо 1 с замыкающим кожухом 2, образующим с наружныч тором 3 турбинного колеса 4 радиальный зазор 5, и устройство для уменьшения осевых уси.лий. Наружный тор 3 турбинного колеса

4 образует с насосным колесом 1 щелевое уплотнение 6, а устройство для уменьшения осевых усилий выполнено в виде двуплечих рычагов 7, установленных на шарнире 8 .на наружном торе 3 турбинного колеса 4,и упругого кольца 9, закрепленного на одном из концов рычагов 7, другие концы которых снабжены противовесами 10 с пружинами 11.

Гидротрансформатор работает следующим образом.

Двигатель (не показан) вращает насосное колесо 1, которое сообщает жидкости энергию в виде напора насосного колеса Н„ Под действием этого напора рабочая жидкость поступает в каналы турбинного колеса 4 и в радиальный зазор 5, приводя турбинное колесо во вращение. Напор жидкости в турбинном колесе Н и момент этого колеса М

700730 изменяются в зависимости от момента сопротивления на рабочем органе (не показан) . На стоповом режиме работы (турбина не вращается) напор на на сосном колесе Ня максимальный. Чтобы . большая часть напора Н„при этом была реализована на лопастях турбины, между ее наружным тором и насосным колесом выполнено щелевое уплотнение

6, которое способ ств ует уме ныне н ию давления в радиальном зазоре 5, Известно, что давление в радиальном за-, зоре влияет на осевые силы, возникающие на лопастных колесах гидротрансформатора ° При этом на стоповом режиме осевые силы максимальные, а по ме- 5 ре снижения нагрузки на рабочем органе момент турбины Мт и напор насосного колеса Н, уменьшаются, что приводит к снижению осевых усилий на колесах гидротрансформатора ° Для автоматического уменьшения осевых сил на стоповом20 режиме и на режимах, близких к нему, в гидротрансформаторе установлено упругое кольцо 9, которое с замыкающим кожухом 2 образует дросселирующий зазор S определяющий давление в ради- 25 альном зазоре 5. На стоповом режиме работы противовесы 10 под действием пружины 11 прижимаются к наружному тору 3 турбинного колеса 4. При этом пружины 11 подбираются таким образом, gp чтобы на стоповом режиме работы они преодолевали давление, действующее на наружную поверхность упругого кольца со стороны щелевого уплотнения 6. ,Упругое кольцо на стоповом режиме ра-gg боты разжимается взаимодействующими с ним концами двуплечих рычагов таким образом, чтобы обеспечить минимальную величину зазора S. При минимальном зазоре S давление в радиальном зазо:ре 5 будет минимальное, что приведет к автоматическому снижению осевых усилий. По мере разгона турбинного колеса 4.при уменьшении нагрузки под действием центробежных сил противовесы

10 будут поворачивать двуплечие рычаги 7 относительно их шарниров 8, что приведет к перемещению упругого кольца 9 в сторону увеличения зазора S, увеличение зазора S на этих режимах способствует увеличению КПД гидротрансформатора за счет увеличения момента дискового трения между насосным и турбинным колесами, а осевые силы на этих режимах незначительны и не представляют опасности для опор гидротрансформатора.

Таким образом, в данном гидротрансформаторе осуществляется автоматическое снижение осевых усилий на стоповом и близких к нему режимах работы с одновременным увеличением КПД на всех режимах гидротрансформатора.

Формула изобретения

Гидротрансформатор, содержащий насосное колесо с замыкающим кожухом, образующим с наружньм тором турбинного колеса радиальный зазор, и устройство для уменьшения осевых усилий, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и КПД, наружный тор турбинного колеса образует с насосным колесом щелевое уплотнение, а устройство для уменьшения осевых усилий выполнено в виде двуплечих рычагов, шарнирно установленных на наружном торе турбинного колеса, и упругого кольца, закрепленного на одном из концов рычагов, другие концы которых снабжены противовесами, подпружиненными относительно наружного т.ора .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Брацлавский х. Л, Гщ родинами ческие передачи строительных и дорожных машин. М., Машиностроение, 1976, с. 49, рис. 29а.

700 730

11 10 7

Рие. 1

Рида

Щие. Я

Составитель С. Анисимов

Редактор Л. Гольдина Техред Я Яабурка Корректор M. Селехман

Подписное

Заказ 7361/30 Тираж 1139

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, РаУшскаЯ наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r Ужгород, ул. Проектная, 4