Лопаточный венец турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ЛОПАТОЧНЫЙ ВЕНЕЦ ТУРБО- МАШИНЫ с межлопаточными каналами, имеющими граничные четырехугольные ;сечения, отличающийся тем, что, с целью повьапения экономичности путем уменьшения вторичных потерь, среднее сечение каждого канала выполнено в форме овала с плавным изменением по периметру и по длине канала радиуса кривизны его очертания, минимальное и максимальное значения которого на участке канала с шагом лопаток на их периферии, меньшем их высоты, составляют:а на участке с шагом лопаток у их корня большем их высоты,2t, h'0.5.t^<R,,^^^<0,6 -^ , R."•H /waitc >&0.5-t^^R,^^^^ 0.^-r^^bOK...«^0.5.h^0.5 t.-R. <0,6.t.tg(45%|).где oi - arctg
СОЮЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19> (11) 1194 A
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ою5 к Екмакс н макс ° .1 Я сЯ
Ь
04 — R 05h ьок. мнн и мальное значение радиуса кривизны овала у корня лопаток; минимальное и максимальное значения ра- С диуса кривизны овала
R R кмнн.» со стороны лопаток; е шаг лопаток на их периферии; шаг лопаток у их корня; высота лопаток.
t к
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2606542/24-06 (22) 19.04.78 (46) 30.03.86. Бюл. Ф 12 (72) А.А.Сазонов (53) 621.438:621.515 (088.8) (56) Емин О.Н ° и Зарицкий С.П. Воздушные и газовые турбины с одиночными соплами. М.: Машиностроение,1975, с. 16, рис. 1.9б.
Холщевников К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. М.:
Машиностроение, 1970, с.20. (54)(57) 1. ЛОПАТОЧНЪП.1 ВЕНЕЦ ТУРБОМАШИНЫ с межлопаточными каналами, имеющими граничные четырехугольные, .сечения, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности путем уменьшения вторичных потерь, среднее сечение каждого канала выполнено в форме овала с плавным изменением по периметру и по длине канала радиуса кривизны его очертания, минимальное и максимальное значения которого на участке канала с шагом лопаток на их периферии, меньшем их высоты, составляют:
0.5 к Екм„н.0»6 < к tg(45 -) э к где oc — arctg(0 5 - †-)
У» °
В мин Rn нн 0э5 ""» 2 (5l) 4 F 01 D 9/02к F 01 D 5/341
F04D1700 а на участке с шагом лопаток у их корня большем их высоты, л где R,R — минимальное и максикмин "макс мальное значения радиуса кривизны овала на периферии лопаток;
R К вЂ” минимальное и максикмнн» кмакс
2. Венец по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что среднее сечение канала расположено от граничных сечений на расстоянии, составляющем
0,2-1,5 от среднего шага лопаток на указанном расстоянии.
701194
Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к лопаточным венцам турбомашин.
Известен лопаточный венец турбины с межлопаточными каналами, имеющими круглое сечение.
Однако при таком выполнении экономичность венца и турбины в целом недостаточно высоки из-за увеличены профильных и кромочных потерь.
Известен также лопаточный венец турбины с межлопаточными каналами, имеющими граничные четырехугольные сечения.R „;К„„— минимально и мак акммн бок маке симальное значения радиуса кривизны овала со стороны
5 лопаток;
t„ - шаг лопаток на их периферии;— шаг лопаток у их
bIX, корня;
10 h — высота лопаток.
Среднее сечение канала может быть расположено от граничных сечений на расстоянии, составляющем 0,2-1,5 от среднего шага лопаток на указанном
15 расстоянии.
На фиг.1 изображен меридианальный разрез колеса турбомашины с поперечными сечениями межлопаточного канала предлагаемого лопаточного венца; на
20 фиг.2 — сечение межлопаточного канала на участке с шагом лопаток у их корня, меньшем их высоты t
25 их высоты tÄ>h.
Лопаточный венец 1 рабочего колеса 2 имеет межлопаточные каналы с че" тырехугольными граничными сечениями 3 и 4. Среднее сечение 5 каждого кана- ла выполнено в форме овала с плавным изменением по периметру и длине канала радиуса R кривизны его очертания 6, минимальное и максимальное значения которого определены из указанных соотношений. Корень и пери35 ферия лопаток расположены на диаметрах Р„и О„D„+ 2h.
Среднее сечение 5 расположено от граничных сечений 3 и 4 на расстоянии, составляющем 0,2-1,5 от среднего ша4О га лопаток на укаэанном расстоянии (соответственно 1з„ и 1цп,„).
При работе турбомашины на поток рабочего тела, проходящий через меж-лопаточные каналы, накладывается вто" ричное циркуляциоиное течение, вызванное вращением рабочего колеса 2, а также винтовой формой каналов и тем, что шаг лопаток переменный.
Выполнение сечения овальным с
5О плавным изменением по периметру радиуса кривизны, соответствующим форОднако экономичность,и в этом случае недостаточно высока, особенно при малых высотах лопаток, из-за значительных вторичных потерь, обусловленных вихревыми течениями.
Целью изобретения является повышение экономичности путем уменьшения вторичных потерь.
Эта цель достигается тем, что среднее сечение каждого канала выполнено в форме овала с плавным изменением по периметру и по длине канала радиуса кривизны его очертания, минимальное и максимальное значения которого на участке канала с шагом, лопаток на их периферии, меньшем их высоты, составляют:
0 5 к Кк „ 1).6 к tg(45 + —..), к Кп ммнк.0е5 к мин
0 5»h
h е >о маке и а на участке с шагом лопаток у их корня, большем их высоты, н
0 ° 5 е-и е R x uaeкК л меекс где R Ê вЂ” минимальное и макЬмнм п маке симальное значения радиуса кривизны овала на периферии лопаток;
R„ ;R„ „ - минимальное и маккмн к к макс симапьиое значения радиуса кривизны овала у корня лопаток;
tn tlc где g, arctg(0,5 " ), ме линий тока циркуляционногс течения, .обеспечивает условия для безотрывного обтекания лопаток, что способствует уменьшению вторичных потерь и приводит к повышению экономичности как лопаточного венца, так и всей турбомашины в целом.
701194 прилr t
Ь.
ПРи й<Т„
Составитель С.Зарицкий
Редактор О.Кузнецова Техред И.Верес
Корректор В,Бутяга
Подписное
Заказ 1626/4 Тирах 500
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. У кгород, ул. Проектная, 4