Бульбовая носовая оконечность корпуса судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Рвспублин
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву
< 701859
Ж
Г - (1
1 6 3Nlir."i;;, (51)М. КЛ,2 (22) Заявлено 20.0777 (21) 2508885/27-11
В 63 В 1/06
В 63 В 1/40 с присоединением заявки Ио
I (23) ПрноритетГосударствеипый комитет
СССР по делам изобретеиий и открытий (53) УДК 629.12..011. 6 2.002.,54(088.8) Опубликовано 05-1279. Бюллетень Мо 45
Дата опубликования описания 05.1279 (72} Авторы изОбретения
A. Б. Байбаков, А„Г. Губиш, С. Н. Краснопольский и Н. В. Шайбо
Институт гидромеханики АН СССР (71) Заявитель (54) БУЛЬБОВАЯ HOCOBAH ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА
Иэ ббрет ение относит ся к судостроению и касается конструирования формы носа судна с бульбовой наделкой.
Известна бульбовая носовая оконечность корпуса судна водоизмещающего типа, содержащая наклонный форштевень и конусную горизонталь» ную бульбовую наделку (1).
Однако применение таких обвоI
10 дов у рыболовного судна может привести к повреждению рыболовных сетей.
Наиболее близким техническим решением является бульбовая носовая оконечность корпуса судна водоиэмещающего типа, содержащая наклон- 15 ный форштевень, палубу, днище и
V-образную форму носовых шпангоутов корпуса судна, имеющего коэффициент общей полноты, равный 0,40 †; 0,60 (2).
Однако такие обводы оконечности 20 не придают судну высоких эксплуатационных качеств, так как нос судна может задевать и повреждать рыболовные сети или таранить соседние суда при швартовых операциях весьма заостренной бульбовой наделкой, Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств судна.
Это достигается тем, что его .бульбовая носовая оконечность вы- 30 полнена по форме наклоненного вершиной вперед конуса, вершина которого расположена у палубы, а основание имеет поперечный размер, примерно равный 0,25 ширины корпуса судна, и расположено на уровне середины осадки, причем образующая конуса в диаметральной плоскости корпуса судна составляют с вертикалью угол,равный не менее 16, боковые поверхносQ ти корпуса плавно сопряжены с корпусом судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, а в нижней части выполнены переходящими в клинообразйую поверхность с углом о килеватости, равным не менее 38, продолжающую днище корпуса судна и плавно сопрягающуюся с основанием конуса.
На фиг. 1 — пок азана проек ци я блок; на фиг. 2 — изображена проекция полуширота; на фиг. 3 — показана проекция корпус, Здесь цифрами с 1 по 9 обозначены ватерлинии, а цифрами 1/2, О, 1/2 и 1/1/2 шпангоуты корпуса судна, которые выполнены Ч -образными.
На фиг. 1 штрих-пунктиром условно разграничены основные составляющие поверхности.10, 11 и 12, образующие
701859 в совокупности предложенную форму носовой оконечности. Образующая форштевень .,боковая iloHPpxHoo 10 наклоненного вершиной кругoHoI или эллиптического конуса обращена выпуклостью вперед а ее линия пересечения в дяа1
5 метральной плоскости (,ПП) судна образует угол с > 16 с вертикалью (для обеспечения возможности притапливания рыболовной сети). Поперечный размер (ось или диаметр) основания конуса, располагаемого в районе половины осадки судна, составляет д =- 1/4 ширины кор,пуса судна„ плоские поверхности 11 при-. мыкают к поверхности 10 с правого и левого бортов и переходят в обводы кор- 1 пуса либо с сохранением постоянства отстояния от ДП,. либо с небольшим сужением или расширением (до . 3 +
5 ) нижняя поверхность 12 заьыкает поверхности 10 и 11, образует форму клина с углом килеватости
Р> 38 (фиг. 3), нижняя кромка которого является продолжением линии киля днища, а. в передней части имеет закругление и плавно сопрягается с поверхностью 10 . Корпус имеет к оэффициент полноты, равный О, 4 —: О, 6 О.
Вершина 14 конуса. расположена на палубе 15 описываемой оконечности.
В технологическом отношении эта фор.ма имеет также преимущества по сравнению с обычныьж носовыми образованиями, так как в ней отсутствуют узкие, труднодоступные места в районе форштевня, а дополнительный объем, создаваемый новыми образов аниями предложенной формы (примерно 2-3Ъ ьодоизмешения судна) может быть использован для размещени я полез ных груз ов или балласта.
Еще одной особенностью формь1 опu- 4() сываемой оконечности является воз можность ее применения на существующих судах с обычной формой носовой чв.сти с целью повышения их ходовых и мореходных качеств. Такая переделка носовых образований может быть осуществлена в виде бульбовой наделки соответствующей формы при очередном ремонте или модернизации судна.
Списываемая форма бульбовой носовой оконечности судна была испытана на ряде моделей промысловых судов и показала свою эффективность как на тихой воде, так и в условиях волнее-1и я .
Достигаемое при этом снижение величины буксировочного сопротивления ча тихой воде в диапазоне чисел фруда О, 28-0, 37 (область ходовых скоростей современных промысловых судов) составляет 8-15%, а снижение коэффициента остаточного сопротивления 12-25 .
Ф ормула и з обр ет е ни я
Бульбовая носовая оконечность кор. пуса. судн а водоизмещающего типа, содержащаяя наклонный ф оршт еве нь, палубу,,цнише и -образную форму носовых шпангоутов корпуса судна, имеющего коэффициент общей полноты, равн ый 0,40 - . 0,60, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью улу пцения эк— сплуатационных качеств судна, его бульбовая носовая оконечность выполнена по форме наклоненного вершиной перед конуса„вершина которого расположена у палубы, а основание имеет поперечный размер, равный примерно
0,25 ширины корпуса судна, и расположено на уровне середины осадки, причем образующая конуса в диаметральной плоскости корпуса судна составляет с вертикалью угол, равный не менее
16, боковые поверхности конуса плавно сопряжены с корпусом судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, а в нижней части выполнены переходящими в клинообразную поверхность с углом килеватости, раво ным н е менее 38, продолжающую днище корпуса судна и плавно сопрягающуюся с основанием конуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 Патент CLQh 9 3946687 кл, В 63 В 1/06 „опублик. 30.03.76.
2. Авторское свидетельство СССР
У 404687, кл. В 63 В 1/40, 25.10.71 °
/01859
12
9 иг.7 р УЛ.7 45 6 7Ûß
7/2
Фиг. 2
Составитель В. Бернадский
Техред О.Андрейко Корректор Г. Назарова
Редактор С. Драчевский
Тираж 514 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7514/18
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4