Упругое зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сееоэ Советских
Сециал исти чеспих
Республик
<и> 702201
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (?2) Заявлено 180178 (21) 2570342/25-28 с присоединением заявки й© (23) Прморитет (51)М. Кл.2
F 16 Н 55/14
В 61 С 9/06
ГосударствеккыЯ. «емнтет
СССР яе делам язебретеннЯ и от«рыткЯ
Опубликовано 0 5.1 27 9 Бюллетень М 4 5
Дата опубликования опмсания 051279 (53) УДК 621.8З1-(088 .8) (72) Авторы изобретения
А.И.Беляев, В.Н.Иванов. Б.Д.Никифоров, Л.И.Родова и Н.С.Яров(71) Заявитель
l . (54) УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к машиностроению и мажет быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения.
Известно упругое зубчатое колесо для тяговой передачи локомотива, содержащее ступицу, венец с диском, соединяющее его со ступицей с возможностью поворота центрирующее звено, выполненное B виде подшипника качения, Фланцы, охватывакщие диск, резинометаллические блоки, установленные с натягом в отверстиях диска зубчатого венца и фланцев и включающие каждый сегменты и амортизатор, разме- щенный между сегментами tl) °
Однако для данного зубчатого колеса рсарактерна недостаточно эластичная передача тангеициальных связей.
Применение в качестве центрирую цего звена роликоподшипника ие
:позволяет испольэовать данную кон"струкцию в косозубой передаче.
Цель изобретения — обеспечение эластичной.тангенциальной связи ко- соэубого венца со ступицей.
Для достижения этой цели сегменты имеют направляющие бурты и центрирующие глухие отверстия, в которых закреплены амортизаторы, в каждом; из которых выполнено центральное сквозное отверстие,— а отверстие во фланцах и диске зубчатого венца расположены эксцентрично, центрирующее звено выполнено в виде двустороннего. шарикоподшипника, насыпные шарики которого размещены в беговых дорожках, образованных Фланцами и диском венца, а кблеса снабжены планками, 10 прикрепленными к фланцам, фиксирующйми осевое смещение резийометал- лических блоков»
Кроме того, опорные поверхности сегментов и амортизатора расположе15 ны IIo радиусу зубчатого венца.
На Фиг. 1 изображено зубчатое ко,лесо1 на фиг. 2 — разрез A-А фиг. 1.
Упругое зубчатое колесо содержит зубчатый венец 1 с косым зубом, 20 боковые фланцы: 2, крепящиеся болтами 3 и гайками 4 к ступице 5, резинометаллические блоки, состоящие иэ резиновых амортизаторов 6-с центральным сквозным отверстием, 25 установленных между металлическими сегментами 7 (имеющими направляющие бурты и центрнрующие глухие отверстия), с предварительным натягом в зксцентрйчно ""расточенные
Я отверстия 8 в зубчатом венце 1 и
702201 фланцах 2, предохраняющие резинометаллические блоки от вращения вокруг собственной оси.
Для исключения осевого смещения рЕзийометаллических блоков на боковых фланцах 2 предусмотрены ограничительные планки 9, крепящиеся болтами
10 к фланцам 2. центрирующее звено, выполненное в виде двустороннего шарикоподшипника, состоящего из насыпных шариков11, заполняющих беговые дорожки, образованные фланцами 2 и диском зубчатого венца 1. позволяет исключить влияние трения при относитель ном угловом перемещении зубчатого, венца 1 и ступицы 5, а также.обеспечивает вбс риятие зубчатйм -вейцом больших бсевых усилий.
Регулировка необходимого зазора обеспечивается прокладками 12, устанавливаемыми по привалочным плоскостям фланцев 2 и диска зубчатого венца 1.
В сегментах 7 выполнены технологические отверстия l3 для установки 25 приспособлений поджатия резиновых амортизаторов 6.
Колесо работает следующим образом.
Крутящий момент, действующий в зубчатом зацеплении, передается через 30 зубчатый венец 1 и резинометаллические блоки на фланцы 2, которые жестко связаны оо ступицей 5.
Предлагаемая конструкция улучшает технико-экономические характеристики 35 эксплуатации подвижного состава за счет снижения динамических нагрузок, действующих на зубья шестерен и якорные подшипники электродвигателя.
Формула изобретения
1 . Упругое зубчатое колесо для тяговой передачи локомотива, содержащее ступицу, венец с диском, соединяющее его со ступицей с воэможностью поворота центрирующее звено, выполненное в виде подшипника качения,фланцы, охватывающие диск, резинометаллические блоки, установленные с натягом в отверстиях диска зубчатого венца и фланцев и включающие каждый сегменты и амортизатор, размещенный между сегментами, о т-.. л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью обеспечения эластичной тангенциальной связи косозубого венца со ступицей, сегменты имеют направляющие бурты и центрирующие глухие отверстия, в которых закреплены амортизаторы, в каждом из которых выполнено центральное сквозное отверстие, а отверстия во фланцах и диске зубчатого венца расположены эксцентрично, центрирующее звено выполнено в виде двустороннего шарикоподшиПника, насыпные шарики которого размещены в беговых дорожках, образованных фланцами и диском венца, а колеса снабжены планками, прикрепленными к фланцам, фиксирующими осевое смещение резинометаллических блоков .
2. Колесо по n l, от ли ч ающ е е c я тем, что опорные поверхности сегментов и амортизатора расположены по радиусу зубчатого венца.
Источники информации, принятые во внимание при .экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 249415, кл. В 61 С 9/06, 1967 (прототип) .
702201 ,4-Я фцз.y
Составитель A.Ìàòâååâ
Техред О.Андрейко КоРРектоР Г.Решетник
Редактор A.Cåìåíîâà
Заказ 7566/36 Тираж 1139 Подписное
-- -ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПДП Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4