Подшипниковый узел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИЮ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ф а ., I те :, Yl E

Союз Советских

Социалистических

Республик )703245

Ф.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.06.77 (2l ) 249513З/25-27 с присоединением заявки М (51)М. Кл.

В 23 В 19/02

F 16 С 25/06

Ваударстааииый камитет

СССР по далем иэабратеиий и аткрктий (23) Приоритет

Опубликовано 15.12.79 Бюллетень ле 46 (53) УД К 621.822.6 (088.8) Дата опубликования описания 18.12,79 (72) Авторы изобретения

Э.В.Коргичев, О.Т.Оснач и О.И.Аверьянов

Украинский научно — исследовательский институт станков и инструментов (7I) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть испол зовано в авиационной, машиностроительной, приборостроительной, станкостроительной

I и других отраслях промышленности.

Известен подшипниковый узел, содержа- ший смонтированный на валу подшипник, например радиально - упорный роликовый, и регулятор натяга в подшипнике, выполненный в виде втулки, контактирующей с

1Î одним из элементов подшипника и установленной на валу с возможностью осевого перемешения, инерционных грузиков и упругого элемента, поджимаюшего втулку к подшипнику (1).

Недостатком известного подшипникового узла является невозможность организовать оптимальный закон регулирования натяга из-за квадратичной зависимости усилия, развиваемого регулятором натяга с инерционными грузиками, от скорости врашения, Этот недостаток приводит к тому, что в диапазоне малых оборотов вана натяг изменяется несушественно, а в ди2 апазоне больших оборотов — существенно, т.е. в диапазоне малых оборотов регулятор натяга недостаточно эффективен.

Этот подшипниковый узел является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому резуль тату.

Целью изобретения является повышение эффективности регулирования натяга на низких оборотах вала путем компенсации квадратичной зависимости усилия регулятора от скорости.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом подшипниковом узле упругий элемент регулятора выполнен в виде подшипника качения.

На чертеже изображен предлагаемый подшипниковый узел.

Шпиндельный узел содержит шпиндель

1, смонтированный на передней опоре и задней опоре 2. Передняя опора выполнена в виде предлагаемого подшипникового узла, который содержит смонтированный

7032 на валу сдвоенный конический подшипник

3 с регулятором натяга. Регулятор натяга выполнен в виде установленной на шпинделе 1 с возможностью осевого перемещения втулки 4, взаимодействующей с подшипником 3, упругого элемента, вы полненного в виде упорного шарикового подшипника 5, поджимаюшего втулку 4 к

""подшийнику 3, гильзы 6, свободно сидящей на втулке 4 и связанной неподвижно

: со шпинделем посредством фланца 7 и инерционных грузиков 8. Инерционные грузики 8 размещены в каналах, образованных винтовыми канавками 9 и 10, соответственно, на втулке 4 и гильзе 6.

Канавки на гильзе 6 выполнены с конической стенкой 11.

Подшипниковый узел работает следующим образом. При вращении шпинделч 1 вращаются внутренние кольца подшипника 3 и все элементы регулятора натягавтулка 4, гильза 6, подшипник 5, фланец

7 и инерционные грузики 8. При этом под действием центробежных сил грузики г

8, упираясь в стенку ll канавки 10, перемещают втулку 4 от опоры 3, деформируя подшипник 5.

По мере увеличения чисел оборотов шпинделя 1 центробежные силы, раэвйваезо мые грузиками 8, стремятся деформировать упругий элемент, выполненный в виде подшипника 5, пропорционально квадра- ту скорости, однако характеристика жест-:. кости подшипника 5, близкая к квадратич35 ной параболе, обеспечивает деформацию, 45 близкую к линейной зависимости от скорости.

От этого в любом диапазоне скоростей шпинделя 1 приращение скорости на одну и ту же величину обеспечивает изменения натяга практически на одну и ту же вели.чину. Регулятор натяга одинаково эффективен на разных оборотах вала.

Повышение эффективности регулирования ,натяга на малых оборотах позволяет обес печить более высокую точность и термо стабильность на низких оборотах.

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий смонтированный на валу пбдшипник качения, например радиально — упорный роликовый, и регулятор натяга в подшипнике, выпол- ненный в виде втулин, контактирующей с

Ф одним из элементов подшипника и установленной на валу с воэможностью осевого перемешения, инерционных грузиков и" . упругого элемента, поджимаюшего втулку к подшипнику, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышейия эффективности регулирования натяга на низких оборотах вала путем компенсации квадратичной зависимости усилия регулятора от скорос-. ти, упругий элемент регулятора выполнен в виде подшипника качения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2459930/25-27, кл. Р 16 С 25/06, 01.03.77.

UHHHHH Закаэ 7711/11 Тираж 1222 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4