Способ восстановления зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
««703264 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) 3а я влево 09. 03.7 6 (21) 2 33 22 42/25-27 (51)М. Кд.
В 23 К 9/04
В 23 К 25/00 с присоединением заявки РЙ
Гееудератееииьй кемитет
СССР ио делам изебретеиий н атирытий (23) Приоритет (53) УДК621.791, . 79 3.037 (088.8) Опубликовано 15.12 79 Бюллетень М 46
Дата опубликования описания 18.12.79
О. И. Кузьменков,,А. С. Соболев и E. Л. Воловик (72) Авторы изобретения н
®
Институт проблем надежности и долговечности
АН Белорусской ССР
l (71) Заявитель
4
° ° ! Гк7@,, (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может найти применение при восстановлепии переключаемых зубчатых колес, имею-. щих повышенный износ тордов зубьев.
Известен способ восстановления зуб чатых колес, включающий пластическое деформирование нерабочих участков зубчатого колеса с нелью перемещения металла к изношенному зубчатому вен у с одновременной накаткой зубьев зубчатым накатником 313 .
Этот способ позволяет восстанавливать полный профиль зубчатого венпа, имеющий сравнительно небольшой равномерный износ зубьев по всей их длине, но не позволяет эффективно и полно
;восстанавливать изношенные торны зубьев переключаемых зубчатых колес.
Наиболее близким по технической сущности и предлагаемому изобретению является способ восстановления зубчатых колес, при котором дополнительный металл наносят на поверхности одновре2 менно всех изношенных зубьев неподвижно установленного колеса и одновременно осуществляют пластическое деформирование зубьев в замкнутом колибре деформирующими элементами, рабочий профиль которых соответствует профилю восстанавливаемых зубьев 2) .
Известный способ может быть использован для восстановления сравнительно равномерно:изношенных зубьев.
Однако при торновом износе он не обеспечивает требуемого качества восстановления зубчатых колес. Невысокая точность восстановления требует последующей механической обработки всего
15 зубчатого венда.
Целью изобретения является повышение качества восстановления зубчатых колес, имеющих торцовой износ зубьев.
Поставленная дель достигаетСя тем, 26 что по предлагаемому способу нанесение металла осуществляют плавящимн электродами, которые подают перпендикулярно плоскости колеса с возвратно7032
3 поступательными колебаниями в направлении, высоты зубьев, а пластическое деформирование осушествляют планетарно движушимися деформируюшими элементами.
На чертеже изображено устройство для осушествления предлагаемого способа.
Восстанавливаемое зубчатое колесо 1, имеющее торцовой износ, устанавливают неподвижно между деформируюшими элементами 2, выполненными в виде зубчатых накатников, расположенных симметрично вокруг зубчатого колеса и находящихся с йим в зацеплении.
Перпендикулярно плоскости колеса ст устанавливают плавлашиеся электроды
3 с воэможностью возвратно-поступательного перемещения в направлении высоhû зубьев. Электролы 3 подаются в изно- 20 шенной торцовой поверхности зубьев через профильные отверстия, выполнен »"ные по форме зуба в медной кондукторной понте 4.
Вооотвнов енпе зубьев зубчатых колес производится следующим образом.
Дополнительный металл на изношенные торцовые поверхности зубьев колеса 1 подается одновременно всеми плавящимися электродами 3, которые в то же время совершают колебательные движеннп по контуру проейпьпйх отверстйб конлукторной плиты 4.
Одновременно с наплавкой производится накатка зубьев зубчатого колеса 1 з5 деформируюшими элементами 2, которые совершают планетарное движение вокруг зубчатого колеса 1, образуя закрытый калибр для расплавленного металла и формируют профиль зубчатого венца.
Пример осуществления способа. Подвергалось восстановлению зубчатое колесо третьей передачи коробки скоростей трактора МТ3-50, имеющее .торцовой износ. Аргонодуговая наплавка од- 45 повременно всех торцов зубьев осушествлялась электродами из проволки
08 Г, которые приводились в колебатель-. ное движение в пределах профильных отверстий кондукторной медной плиты при помоши специального кулачкового устройства. Одновременно с наплавкой
64
4 производилась накатка зубьев зубчатого колеса тремя деформируюшими зубчатыми элементами с модулем, равным моaymo восстанавливаемого колеса, К электродам подводился электрический ток Jgg= 425 А и 0 = 24 В. Число оборотов деформирующих зубчатых элементов равнялось.950 об/мин. После восстановления на токарном станке обрабатывались торцы и наружный диаметр зубчатого колеса. Время восстановления одного зубчатого колеса составило 2/2 мин.
Такой способ позволяет повысить качество восстановления переключаемых зубчатых колес с торцовым износом и повысить производительность восстановления, При этом механической обработке подвергаются лишь торцы и наружный диаметр восстановленных зубчатых колес, Формула изобретения
Способ восстановления зубчатых колес, при котором дополнительный металл наносят на поверхности одновременно всех изношенных зубьев неподвижно установленного колеса и одновременно осуществляют пластическое деформирование зубьев в замкнутом калибре деформируюшими элементами, рабочий профиль которых соответствует профилю зубьев, отличающийся тем, что, с целью повышения качества восстановления зубчатых колес, нанесение металла осуществляют плавящимися электродами, которые подают перпендикулярно плоскости колеса с возвратнопоступательными колебаниями в направлении высоты зубьев, а пластическое деформирование осуществляют планетарно движущимися деформируюшими элементами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1. Авторское свидетельство СССР
No. 343747, .кл. В 23 К 9/04, 1970, 2. Авторское свидетельство СССР
M 499068, кл. В 23 К 9/04, 1973.
703264
Составитель Л. Суханова
Редактор Л. Василькова Техред 3, Фанта Корректор К). Макаренко
Заказ 7712/12 . Тираж 1222 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент», г, Ужгород, ул. Проектная, 4