Устройство для торможения тягового электродвигателя последовательного возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
Н. И. Джура и В. С. Ремха! и Г л,з 11(." м- ЬЙ
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт госрнорудйого машиностроения Г
1 (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Изобретение относится к области электротехники и предназначено для импульсного тор можения реверсивного тягового привода постоянного тока при помощи тиристорных регуляторов.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для торможения тягового электродвигателя последовательного возбуждения, якорная обмотка которого включена в диагональ тиристорного реверсивного моста, содержащее подключенные нарал-
10 лельно тяговому электродвигателю через коммутирующий элемент цепей движения, буфер-" ный диод и через коммутирующий элемент цепей торможения тормозной резистор, зашунтированный последовательно соединенными отсекающим диодом, тиристорным импульсным регулятором и тормозным диодом (1J.
Недостатком этого устройства является низкая надежность возбуждения двигателя, при переключении его в тормозной режим как при
26 . наличии питающего напряжения, так и при его отсутствии, так как процесс возбуждения в этом случае связан с использованием магнитного по«Ю
2 тока остаточного намагничивания. Кроме того, применение импульсного регулирования тока торможения приводит к скачкообразному изменению тормозного сопротивления от нуля (силовой тиристор открыт) до величины, равной номинальному значению сопротивления торможения (силовой тиристор закрыт). В результате этого s моменты закрытия сйлового тиристора на двигателе возникают всплески перенапряжения, достигающие трех-четырехкрат-: ных значений номинального напряжения электродвигателя, что снижает надежность работы последнего.
Цель изобретения — повышение надежности возбуждения тягового электродвигателя при исчезновении питающего напряжения.
Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено конденсатором, подключенным параллельно тяговому электродвигателю через тормозной резистор и коммутирующий элемент цепей торможения, зарядным диодом, шунтирующим этот коммутирующий элемент, и блокирующим диодом, включенным встречно с зарядному диодус; а тормозной реэистор вы703376
3 полнея в виде потенциометра, к промежуточному выводу которого подключена одна нз обкладок конденсатора.
На чертеже изображена электрическая схема предлагаемого устройства торможения тягового
5 электродвигателя последовательного возбуждения.
Устройство содержит тяговый электродвига,;тель постоянного тока с последовательной об-:моткой 1 возбуждения и якорной обмоткой 2, 1о включенной в диагональ тирнсторного моста, состоящего из тиристоров 3 — 6, параллельно электродвигателю через коммутирующий элемент 7 цепей движения подключен буферный диод 8 и через коммутирующий элемент 9 цепей торможения — тормозной резистор 10, эашунтированный последовательно соединенными отсекающим диодом 11, тиристорно импуль- сным регулятором 12 и тормозным диодом.13, конденсатор 14,подключенный параллельно тяго- W вому электродвигателю, встречно зарядному диоду 15. включен блокирующий диод 16, Устройство торможения тягового двигателя последовательного возбуждения работает . следующим образом.
В режиме движения замкнут коммутирующий элемент 7 цепей движения и разомкнут коммутирующий элемент 9 цепей торможения.
При поступлении импульсов управления на главный тиристор импульсного регулятора 12 в на- Зо чале движения происходит заряд конденсатора
14 по цели . + Оп (источник питания), диод 15, конденсатор 14, промежуточный вывод- резистора 10, диод 11,. главный тиристор импульсного регулятора 12, — Utt, (источник питания). 35
Импульсное регулирование тока в режиме движения происходит обычным образом — открываются в зависимости аг необходимого направления движения тиристоры 3,6 или 4 и 5 тири сторного моста и, изменяя скважность импульс- 4О ного регулятора 12, изменяют среднее значение на- пряжения на тяговом двигателе. Конденсатор 14 никаких изменений при этом в процесс тяги не- вносит, оставаясь все время заряженным.
При переводе тягового двигателя в режим торможения отключаются, управляющие электроды тнристоров 3, 6 или 4 и 5 тиристорного моста, размыкается коммутирующий элемент 7 цепей движения и замыкается коммутирующий элемент 9 цепей торможения. После включения 5а тнристоров плеча реверсора противоположного режиму движения происходит их открытие, а основная энергия конденсатора, разряжаясь по цепи 14-9 — 1 — 3 — 2 — 6 (— 5--2 — 4) — 10-14, воз. буждает тяговый двигатель.
При работе импульсного регулятора 12 после закрытии главного тирнстора ток двигателя замыкается через резистор 10, диод 16 и коммутирующий элемент 9 цепей торможения. Однако в первый момент, после закрытия главного тиристора регулятора 12, ток замыкается через незначительную часть тормозного резистора 10 и конденсатор 14 и исключает перенапряжения на двигателе (действует как RC-цепь), Прн открытии главного тиристора импульсного регулятора 12 конденсатор 14 разряжается по цепи 14-10-16-14 и 14-10-11-12-13-16 — 1, при очередном закрытии главноготирнстора импульсного регулятора 12 уже указанные процессы повторяются.
Формула изобретения
1. Устройство для торможения тягового электродвигателя последовательного возбуждения, якорная обмотка которого включена в диагональ тиристорного реверсивного моста, содержащее подключенные параллельно тяговому двигателю через коммутирующий элемент цепей движения буферный диод и через коммутирующий элемент цепей торможения тормоз- ной резистор, зашунтированный последователь но соединенными отсекающим диодом, тиристорным импульсным регулятором и тормоз- йым диодам, а т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьпцения надежности возбуждения тягового электродвигателя при исчезнавениях питающего напряжения, устройство снабжено конденсатором, подключенным параллельно тяговому электродвигателю через тормозной резистор и коммутирующий элемент цепей торможения, зарядным диодом щунтирующим этот коммутирующий элемент, и блокирующим диодам, включенным встречно зарядному диоду.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ееся тем,,что тормозной резистор выполйен в виде потенциометра, к промежуточному выводу которого подключена одна из обкладок конденсатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Волоткотский С. А. Испытания рудничного контактного электровоза К14 с тиристорно- импульсной системой управления."Электротехническая промышленность. Тяговое и подъемнотранспортное электрооборудование", М., Информэлектро, 1977, вып. 2(50), с. 9.
703316
Редактор М. Хариюнова
Заказ 7726/18
Тираж 804 Подлисное
UHHHIlM Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьпий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскал наб;, д; 4!5
Филиал ИПП "Патент", r: Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Л. Резникова
Техред С.Мигай Корректор М Демчнк