Устройство для сигнализации о засыпании водителя транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
) а;"aÃ,эн ° >< - " L и ь
Союз Советскик
Социалистических
Республик
О П И C" А""Й И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ (iii 703385
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) M. Кл.
В 60 0 9/00//
G 08 В 23/00//
В 60 Т 7/14 (22) Заявлено 24.01.77 (21) 2446827/27-11 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
3ЬвулирствеииЫ1 комитат
СССР
so двиаи изобретений и етирмтий
Опубликовано 15.12.79 Бюллетень %46 (53) УДК
629.113-596.9 (088.8) Дата опубликования описания 18.12.79
Н. M. Джариашвили и В. А. Харитонашвили (72) Авторы изобретения
{71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ЗАСЫПАНИИ ВОДИТЕЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к устройствам для подачи сигналов тревоги и защиты от аварий при потере бдительности водителем, в частнос- ти для сигнализации о засыпании водителей транспортных средств, например автомобилей, и может быть использовано для воздействия на органы чувств водителя или на исполнитель-: ные системы транспортного средства;
Известно устройство для сигнализации о засыпании водителя автомобиля за рулем, содержащее монтируемый на специальных очках водителей тонкий стержень, один конец которого горизонтально касается века, а другой связан с включателем звуковых сигналов тревоги (11. 1
Опираясь на поднятое веко, стержень держит включатель в нерабочем состоянии. При закрывании .глаза конец стержня вместе с веком опускается и включатель срабатывает. Подача сигналов начинается при полузакрытых глазах. Стержень запрессовывается в упругую проволочную оплетку и связан, с включателем через двухстороннюю спирапьную пружину.
Недостатки этого устройства — сложность конструкции, неудобство в эксплуатации и низкая надежность в работе.
Известно также устройство, сигнализирующее о засыпании водителя за рулем и содержащее закрепляемый на заушнике очков
"ртутный выключатель, сухой элемент и зуммер, заключенный в общем корпусе (2). Если водитель, засыпая, опускает голову, ртутный выключатель замыкает цепь зуммера, Это устройство конструктивно сложно, неудобно и ненадежно в работе, так как оно срабатывает только при опускании головы, тогда как иэвестнът случаи; когда водитель засыпает, не опуская головы.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для сигнализации о засыпании водителя -траттспортного средства, содержащее связанный с упругими браслетами датчик растяжения-сжатия с пружинами и включенными в цепь сигнализатора подвижным и неподвижным контактами, последний из которых жестко связан с корпусом датчика (31.
3 7033
Ileni изобретения — упрощение конструкции уст ройства.
Укаэанная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве браслеты выполнены в — виде лружййящих лирообразных скоб, надеваемых на надколенную часть ног водителя, .I н снабжены направляющими с йадетыми на них кольцами, соединенными с пружинами, одна иэ которых свободным концом соединеыа с корпусом датчика, а другая — с его подвиж- 1р йь!и контактом.
На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство; на фиг, 2 — электрическая схема устройства; на фиг. 3 — устройство в момент засыпания водителя. 15
Устройство включает две лирообразные пружинящие скобы 1 с закрепленными на них направляющими 2. На направляющие 2 надеты кольца 3, соединенные с пружинами 4 и 5..
Свободный конец пружины 4 крепится к кор- 20 пусу датчика б растяжения-сжатия с неподвижными контактами 7 — 10, а свободный конец пружины 5 крепится к подвижному контакту
11 датчика 6. Сигналнзатор 12 установлен в кабине водителя. 25
Водитель размыкает руками одну скобу и надевает ее на ногу выше колена, а затем таким же образом надевает друтую на вторую ногу.
В процессе работы с педалями при поднятии зо вверх одного колена кольцо на второй скобе перемещается вверх по своей направляющей и поэтому датчик б не срабатывает (не замыкаются контакты 7 и 8).
Когда оба колена находятся на одном уров- з не, кольца 3 занимают нижнее положение. Как только водитель начинает засыпать эа рулем, его организм расслабляется и в любом случае, при любом положении тела раздвинутся его ноги (см. фиг. 3). При этом подвижный кон- 4О такт 11 перемещается относительно неподвижного датчика 6, контакты 7 и 8 замыкаются, 85 4 и срабагывает сигналиэатор 1 . Одновременно размыкаются контакты 9 и 10, и отключается система зажигания.
Эти контакты могут быть включены, например, в цепь управления тормозами.
В том случае, когда водитель не пользуется устройством, он снимает его с ног и во избежание отключения зажигания включает схему последнего выключателем 13, минуя контакты 9 и 10.
Устройство просто в изготовлении и его использование повышает безопасность движения.
Формула изобретения
Устройство для сигнализации о засыпании водителя транспортного средства, содержащее связанный с упругими браслетами датчик растяжения-сжатия с пружинами и включенными в цепь сигнализатора подвижным и неподвижным контактами, последний из которых жестко связан с корпусом датчика, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, браслеты выполнены в виде пружинящих лирообраэных скоб, надеваемых на надколенную часть ног водителя, и снабжены направляющими с надетыми на них кольцами, соединенными с пружинами, одна из которых свободным концом соединена c корпусом датчика, а другая — с его подвижным контактом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Патент США N 3524030, кл. 200 — 52, 1972.
2. Патент Франции N 1593039, кл. G 08 В,.
1974.
3, Авторское свидетельство СССГ по заявке Р 1921194/11, кл. G 08 В 23/00, 16.05,73 (прототил).
Составитель Л. !!обан
Техред С.Мигай
Редактор 1 :. Я кончик
Кнр1: к «р Ч. Лемчик
Тираж 804 Подrmc лов
ИНИИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открьпий
1! .т035, Москва, Ж--35, Раупккая наб., д. 4/5
Заказ 772(/1Х 1> левал 11П11 "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная. 1
1
1у !
) г
/ /
/ /! / /
/ /
cx! J (Q I
Фиг.3