Способ управления выходом на подводные крылья судна и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ и АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
„„703416 (6l } Дополнительное к авт. свид-ву (22} заявлено 30,01.78,(2I } 2576248/27-11 (51) М. Кл.
2 с присоединением заявки И
В 63 В 39/08
Ьеумреиеииый кеиитет
ВОСР ив йель иеебретеиий
-и е фьпии (23 } Приоритет
Опубликовано 15.12.79. Бюллетень Ля 46 (53) УДК 629.112 (088.8) Дата опубликования описания 18.12.79
Я. М. Печатников, М. И. Полоскина, Ю. М. Швец и И. Ф. Шлеенков (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЫХОДОМ НА ПОДВОДНЫЕ
КРЪ|ЛЬЯ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ETO
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области судовой автоматики и может быть использовано для управления судном на подвод- ных крыльях (СПК) в режиме выхода на крылья.
Известен. сцособ управления выходом на подводные крылья судна, снабженного главным и вспомогательным двйга- телями, согласно которому измеряют скорость хода судна и при совпадений ее с
IO заданной отключают вспомогательный двигатель, измеряют дифферент судна и формируют в зависимости от.его значения сигнал управления захрылхами. Известно устройство для осуществления этого способа, содержащее датчик скорости хода судна, подключенный через элемент срав- нения, связанный с задатчихом скорости, к исполнительному реле, замыкающий контакт хоторого включен в цепь сигнала .остановки вспомогатепьного двигателя, и датчик дифферента (13.
Недостатком известных способа и устройств является то, что вследствие ма2 лой эффективности закрылхов на скоростях выхода судна на крылья не достигаются максимальное гидродинамическое качество на каждой данной скорости что приводит к увеличенин времени выхода судна на крылья и увеличению мощности главного двигателя, необходимой для преодоления горба сопротивления.
Цель изобретения — уменьшение мощности главного двигателя и сокращение времени выхода судна на хрылья.
Эта цель достигается тем, что по описываемому способу измеряют число оборотов главного двигателя и при превышении им заданной уставки формируют сигнал на изменение тяги вспомогательного äâèãàòåëÿ, а устройство снабжено датчиком оборотов главного двигателя и подключенным к его выходу дополнительным элементомсравнения, связанным с задатчиком оборотов главного двигателя, дополнительным исполнительным реле на его выходе, связанным с выходами датчиков скорости. и дифферента функциональнЫм на максимальной величине при увеличении скорости.
Отключают вспомогательный двигатель
5 после достижения судном заданной скорости, т. е. при превышении текущего значения скорости от датчика 1 над заданным значением скорости на выходе эле-. мента 2 сравнения появляется сигнал, поступающий на обмотку реле 3, которое контактом 3 замыкает электрическую цепь сигнала остановки вспомогательного двигателя и двигатель 5 отключается. К этому моменту времени СПК имеет скорость, достаточную для дальнейшего эффективйогд управления по дифференту с помощью только эакрылков. Уставку по скорости выбирают в зависимости от кон структивных признаков конкретного СПК и привода 4 вспомогательного двигателя
5. Например, для СПК с водометным вспомогательным двигателем значение уставки по скорости определяется расположением водозаборников водомета — при выходе судка на крылья с увеличением скорости водозаборника они не должны выходить из воды Иля вспомогательного двигателя приводом которого является, например дизель, уставка по скорости определяется расположением отверстий системы водяного охлаждения дизели.
Использование описываемого способа управления выходом судна на подводные крылья и устройства для его осуществления обеспечивает по сравнению с известными способами и устройствами сокраще, ние времени выхода судна на крылья и уменьшение мощности главного двигателя, необходимой для преодоления горба" сопротивления на 15-20%, чтр позволит уменьшить вес, габариты и энергоемкость главного двигателя, повышая тем самым коммерческую эффективность СПК и улучшая тактико-технические данные СНК специального назначения.
3 70341 преобразователем и-йодклФченным к его выходу через замыкающий контакт дополнительного исполнительного реле блоком изменения направления тяги вспомогательного двигателя. 5
На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализуюшего способ управления выходом на подводные крылья судна.
Устройство содержит датчик 1 ско- о рости хода судна, подключенный через элемент 2 сравнения, связанный другим входом с задатчиком скорости (не показан), к исполнительному реле 3, замыкающий контакт 31 которого включен в 15 цепь питания привода 4 вспомогательного двигателя 5; датчик 6 дифферента, связанный выходом с одним из входов функционального преобразователя 7, другой вход которого подключен к датчику 1. 2О
Устройство содержит также датчик 8 числа оборотов главного двигателя, подключенный к одному из входов дополнительного элемента 9 сравнения, другой вход которого связан с задатчиком обо25 ротов главного двигателя (не показан), а выход - с дополнительным исполнительным реле 10, через замыкающий контакт
10.1 которого к выходу преобразователя
7 подключен блок 11 изменения направления тяги вспомогательного двигателя 5.
Способ, согласно . изобретению, реализуется следующим образом.
Измеряют число оборотов главного двигателя, сравнивают его с числом оборотов уставки (например, холостого хода) и на выходе элемента 9 сравнения получают сигйал при превышении числа оборо- тов с задатчика 8 оборотов главного дви-, гателя над1 уставкой. одновременно с подключением: эакрылков производят изменение направления тяги вспомогательного двигателя — сигнал с элемента 9 сравне« ния поступает на обмотку реле 10, кото- 4 рое эамыкае г электрическую цепь с выхода функционального преобразователя 7 на вход блока 11 изменения направления тяги вспомогательного двигателя 5. Функциональный преобразователь 7 в зависимости от сигналов с датчика 6 диффе- : рента и задатчика 1 скорости вырабаты вает сигнал управления, величййа которого соответствует изменению направления й6 и -вспомогательного двигателя 5. При 55 этом угол дифферента СПК уменьшается таким образом, что гидродййамичжкое
1 качество становится максимальным на данной скорости, а также поддерживается
Формула изобретения 1
1. Способ управления выходом на подводные крылья судна, снабженного главным и вспомогательным двигателями, согласно которому измеряют скорость хода судна и при срвпадении ее с заданной отключают вспомогательный двигатель, измеряют дифферент судна и формируют в зависимосги от его значения сигнал управления закрылками, о т л ич а ю ш и и с я тем, что, с целью. <2"
5 70341 6 6 уменьшения мощности главного двигателя эадатчиком оборотов главного двигателя и сокращения времени выхода судна на и подключенным к его. выходу дополникрылья, измеряют число оборотов главно- тельным элементом сравнения, связанным го двигателя и при превышении им за- с задатчиком оборотов главного двигатеданной уставки формируют сигнал на из- ля, дополнительным исполнительным ременение тяги вспомогательного дви- ле на его выходе, связанным с выходами гателя. датчиков скорости и дифферента функпио2. Устройство для осуществления спо- нальным преобразователем и подключенсоба по п. 1, содержащее датчик скорос ным к его выходу через замыкающий конти хода судна, подключенный черед эле. 10 такт дополнительного исполнительного мент сравнения, связанный с датчиком реле блоком изменения направления тяги скорости к исполнительному реле, замы вспомогательного двигателя. кающий контакт которого включен в цепь Источники информации, сигнала остановки вспомогательного дви- принятые во внимание при экспертизе гателя, и датчик дифферента, о т л и- 15 1. Патент ФРГ М 192378, ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено кл. 65 а 39/06, 1970 (пРототип)
Составитель Г. Корнева
Редактор М. Харитонова Техред Э. Чужик Корректор Ю. Макаренко
Заказ 7742/21 Тираж 514 Подписное
11НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4