Компенсатор длины двойной бурильной колонны
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ентно-тех.ьн„ он„„ б»блнете::,а И ЬА
О П И C А Н И (ь703644
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Сощивлистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .
1 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.03.73 (21) 1887202/22-03 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет— (51)M. Кл.
3ЪоударстввииььИ коьвитвт
СССР оо двььаи иаобрвтеиий и открььтий
E 21 В 17/00
Оььублььььоваььо 15.12.79. 1моллетеььь Рй 46
Дата опубликования оььисаьььья 15.12,79 (эЗ) УДК 622.24.053 (088.8) Э. Д, Мельник, А. Н. Пешков, А. A. Волокитенков, И. В. Кузьмин и В. Г. Кардыш (72) Авторы изобретения (71) Заявитель . Специальное конструкторское бюро Министерства геологии СССР (54) КОМПЕНСАТОР ДЛИНЫ ДВОЙНОЙ
БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ
Изобретение относится к области бурения скважин с обратной циркуляцией промывочной жидкости, в частноспь к компенсаторам длины двойной бурильной колонны.
Известен компенсатор длины двойной бурильной колонны, выполненный в виде телескопического соединения внутренних труб (1).
Недостатком известного компенсатора является неудобство в эксплуатации и создание большого гидравлического сопротивления в кольце,о вом канале двойной бурильной колонны.
Наиболее близким решением к описываемо- . му изобретению по технической сушности и достигаемому результату является компенсатор длины двойной бурильной колонны, содержащий корпус, выполненный из соединенных резьбой патрубков, концентрично размещенные в нем внутреннюю трубу с центратором и винтовой элемент (2l . В этом компенсаторе винтовой элемент выполнен в виде гайки, связанной резьбой с наружной поверхььостью внутренней трубы и жестко соециььеььььой с пе»тратором, который закрепле» межлу ььатрубками корпуса.
Недостатком такого компенсатора является создание большого гидравлического сопротивления в кольцевом канале двойной бурильной колонны, поскольку этот канал частично перекрывает гайка, закрепленная на наружной поверхности внутренней трубы.
Цель ььастояьцего изобретения — снижение гидравлического сопротивления.
Эта цель достигается тем, что компенсатор длины двойной бурильной колонны содержит корпус, выполненный из соединенных резьбой патрубков, концентрично размещенные в нем внутреььнюю трубу с центратором и винтовой элемент, выполненный в виде буксы, состоящей из пары цилиндрических колец, связанных наружной резьбой с внутренней резьбой соединения корпуса, между которыми закреплен центра тор, жестко соединенной с внутренней трубой, На фиг. 1 — продольный разрез комлеььсатора длины двойной бурильной колонны; на фиг.
2 — его поперечный разрез; на фиг. 3 - винтовой элемент комценсатора с центратором и внутренней трубой.
В корпусе, выполненном из соединенных резьбой . патрубков 1 и 2, концептрично размещены внутренняя труба 3 с центРатоРом 4 и винтовой элемент, выполненньш в виде буксы, которая состоит из пары цил шдрических колец
5 и 6. Этп кольца наружной резьбой связаны с внутренней резьбой соединеш я патрубков 1 и 2 корпуса., Между кольцами 5 и 6 закреплен центратор 4; которьш жестко„напримр, с помощью
cBKpI
При сборке двойной бурильной колонны сум мируется разность продольных размеров наруж703644 4 единительной резьбе патрубков 1 и 2 корпуса и пе создает допошштельпого гидравлического сопротивления.
Такое техническое решение позволяет выполнять внутренние трубы тонкостенными, так как на них не надо нарезать резьбу, и дает возмо>кность уменьшить кольцевой зазор, что сш зит энергоемкость бурения и увеличит вынос керна. Если же кольцевой зазор оставить прежЮ ним, то при использовании тех же насосов можно увеличить глубину бурешм. ных и внутренних труб, обусловлешгая допус ками на их изготовление. Когда разница в .длине внутреьпшх и наружных труб достигает величины их возможного взаимного перемещения в продольном направлении, применяют описываемый компенсатор длины двойной бурильной коло|шы. Патрубок 2 корпуса соединяют с наружной трубой колонны, а в его внутреннюю соединительную резьбу вви г ивают изображенный на фиг. 3 винтовой элемент с центратором
4 и внутренней трубой 3. Когда торец внутренней трубы 3 компенсатора упрется в торец внутренней трубы колонны в эту же соедиш тельную резьбу ввинчивают патрубок 1 корпуса.
Поскольку внутренняя труба 3 компенсатора и его корпус, выполненный из патрубков I и 2, имеют различную длину, обеспечивается компенсация разности длин наружных и внутренши труб двойной бурильной колонны, Винтовой элемент описываемого компенсато. ра, который выполнен в виде буксы состоящей из цилиндрических колец 5 и б, утоплен в соФормула изобретения
Компенсатор длины двойной бурильной колонны, содержащий корпуС, выполненный нз соединенных . резьбой патрубков, концетрично размещенные в нем внутреннюю трубу с центратором и винтовой элемент, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью снижения гидравлического сопротивления, винтовой элемент выполнен в виде буксы, состоящей из пары цилиндрических колец, связанных наружной резьбой с внут ренней резьбой соединения корпуса, между которыми закреплен центратор, жестко соединенньш с внутренней трубой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .1. Волков А. С., и др. "Бурение скважин с обратной циркуляцией промыво пгой жидкости" — М., Недра, 1970, с, 29-30, рис. 8 — 9.
2. Авторское свидетельство СССР Р 350925, кл. F. 21 В 17/00, 1969 (прототип).