Механизм включения и останова ведомого вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

O ll С-А Н И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

<»>703702

Союз Советских

Социапистичеоиа

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ (6i) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.02.77 (21) 2453014/25-27 (51) М. Кл2, F 16 D 41/00 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Государственный комитет ссса оо делам иэобрвтвний и открытий

Опубликовано 15.12.79. Бюллетень № 46 (53) УДК 621.825..5 (088.8) Дата, опубликования описания 25.12.79 (72) Автор изобретения

А. Н. Ганин (7I ) Заявитель

Куйбышевский политехнический институт им. В. В. Куйбышева (54) МЕХАНИЗМ ВКЛЮЧЕНИЯ И ОСТАНОВА

ВЕДОМОГО ВАЛА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен механизм включения и останова ведомого вала, содержащий обгонную муфту включения двустороннего действия и обгонную муфту останова, имеющую ведущую полумуфту, соединенную с ведомой полумуфтой муфты включения, и обойму с упором, взаимодействующим со стопором (1).

Однако такой механизм имеет недостаточную точность останова ведомого вала в фиксированном положении и имеет повышенные динамические нагрузки, так как эти параметры зависят от изменения инерционности узлов, связанных с ведомым валом. 15

Целью описываемого изобретения является повышение точности останова ведомого вала в фиксированном положении и снижение динамических нагрузок.

Это достигается тем, что механизм снабжен неподвижным корпусом, в котором смонтирован стопор, выполненный в виде демпфера, а обгонная муфта останова выполнена двустороннего действия.

Каждая из муфт выполнена в виде подвижной обоймы, охватывающей полумуфты, между которыми эксцентрично расположены подпружиненные плавающие ролики смещенные в сторону ведущей полумуфты.

Демпфер состоит из упругого элемента и подвижной призмы.

На фиг. 1 показан предлагаемый механизм, осевой разрез; на фиг. 2 — то же, разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — то же, разрез  — В на фиг. 1.

Механизм состоит из неподвижного корпуса 1, в котором размещены последовате гьно соединенные обгонные муфты останова и включения двустороннего действия.

Муфта останова содержит ведомую полумуфту 2, ведущую полумуфту 3, два плавающих ролика 4 и 5, расположенных эксцентрично оси вращейия муфты и поджатых пружиной 6 друг к другу и к подвижной охватывающей обойме 7, которая связана с корпусом 1, с возможностью углового перемещения посредством упора в виде ролика 8, упругого, например резинового демпфера 9 и подвижной призмы 10. Между

703702 ведущей полумуфтой и роликами имеется гарантированный зазор Л по величине больший, чем максимальный выбег ведомого вала и связанного с ним других ведомых элементов при останове за счет инерционности системы.

Муфта включения содержит подвижную обойму 11, связанную с приводным двигателем (не показан), ведомую полумуфту 12, жестко соединенную с ведущей полумуфтой 3 останова, ролики 13 и 14, расположенные эксцентрично оси вращения муфты и поджатые пружиной 15 друг к другу и к подвижной обойме, расклинивающий поводок 16, взаимодействующий посредством промежуточных элементов с тормозом (не показаны).

Механизм работает следующим образом.

При -передаче движения от приводного двигателя через обойму 11 к выходному валу устройства и далее — исполнительному узлу расклинивающий поводок 16 освобождается от стопорного или тормозного устройства любыми известными механизмами и вращается свббодно. При этом муфта включенйя заклинивается и передает движение от приводного двигателя полумуфтам

12 и 3. Ведущая полумуфта 3 при вращении расклинивает муфту останова и через ролики 4 или 5 (в зависимости от направления движения) передает движение ведомой полумуфте 2, образуя зазор A.

Для того, чтобы остановить выходной вал и ведомую полумуфту 2, останавливают расклинивающий поводок 16 стопорным или тормозным устройством. Вместе с поводком 16 прекращают движения ролики 13 и 14 и полумуфты 12 и 3. При этом муфта включения расклинивается и обойма 11 вращается в первоначальном направлении вхолостую, а муфта останова за счет возможности передавать движение в одну сторону и под действием динамического момента от инерционности ведомого вала и других ведомых элементов заклинивается и обойма 7 вместе с ведомыми элементами поворачивается вокруг оси в пределах зазора Л, воздействуя роликом 8 на призму 10 и упругий демпфер 9. Последний при этом сжимается и рассеивает накопленную ведомыми элементами кинетическую энергию. Причем рассеивание энергии происходит как внутри материала демпфера, так и при трении его о внутренние стенки призмы. 10. Возвращение обоймы 7, ведомой полумуфты 2 и ведомых элементов в положение начала выбега происходит за счет упругости демпфера, который при восстановлении размеров перемещает призму 10, воздействуя на ролик 8 и поворачивая обойму 7 в исходное положение.

Точность останова при применении указанных муфт цовышаб гся,так как при их заклинивании отсутствует фрикционное

1о пробуксовывание роликов, а перемещение муфт относительно обоймы происходит только за счет упругих деформаций и после снятия нагрузки они возвращаются вместе с ведомым поводком в исходное положение.

Аналогичным образом механизм работает и при использовании других обгонных муфт двустороннего действия независимо от исходного направления вращения его элементов.

RO °

Формула изобретения

1. Механизм включения и останова ведомого вала, содержащий обгонную муфту включения двустороннего действия и обгонную муфту останова, имеющую ведущую полумуфту, соединенную с ведомой полумуфтой муфты включения, и обойму с упором, взаимодействующим со стопором, отличающийся тем, что, с целью повышения точности зe останова ведомого вала в фиксированном положении и снижения динамических нагрузок, механизм снабжен неподвижным корпусом, в котором смонтирован стопор, выполненный в виде демпфера, а обгонная муфта останова выполнена двустороннего дейстзю вия.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что каждая из муфт выполнена в виде подвижной обоймы, охватывающей полумуфты, между которыми эксцентрично рас40 положены подпружиненные плавающие ролики, смещенные в сторону ведущей полумуфты.

3. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что демпфер состоит из упругого элемента

4 И ПОДВИЖНОИ ПРИЗМЫ

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ко 233375, F 16 Р 41/04, 1968, (прототип).

703702

Редактор M. Харнтонова

Заказ 7745/36

Составитель Л. Атрушкевнч

Техред О. Луговая Корректор Т. Скворцова

Тираж l l39 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4