Муфта свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
тт". АТ":Ъ .;,;. -:-:- - ь!." " Х.РАЯ бмб кот",:,"а ИЕ.:-.
Q С А Н И Е (1ц 7037(j3
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистичеоэх
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.05.77 (21) 2482438/25-27 (51) М. Кл .
F 16 D 41)12 с присоединением заявки №вЂ”
I (23) Приоритет—
Государственный комитет
СССР по делам изооретений н открытий (53) УДК 621.825. .5 (088.8) Опубликовано 15.12.79. Бюллетень № 46
Дата опубликования описания,25.12.79 (72) Авторы изобретения
М. С. Тривайло, Л. А. Каплинский, В. И. Кребс н А. Л. Каплинский (71) Заявитель (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА
Изобретение относится к машиностроению.
Известна муфта свободного хода, содержащая колесо с зубьями и обойму, между которыми расположены сцепные элеМенты, взаимодействующие с зубьями колеса и установленные шарнирно на обойме (1).
Изготовление и установка сцепных элементов в такой муфте усложняют ее конструкцию.
Известна муфта свободного хода, содержащая колесо с зубьями, обойму с пазами н расположенные между ними подпружиненные сцепные элементы (2).
Однако такая муфта имеет сложную конструкцию.
Цель изобретения — упрощение конструкции муфты, Поставленная цель достигается тем, что пазы обоймы выполнены радиальными, а сцепные элементы установлены в них с возможностью радиального перемещения и имеют выступающие концы на торцах муфты, при этом пружины, охватывающие сцепные элементы, расположены на выступающих концах, а зубья звездочки выполнены храповыми.
На фнг. 1 показана муфта, осевой разрез; на фнг. 2 — внд сбоку с частичным вырывом; на фиг. 3 — первый вариант зубьев колеса; на фиг. 4 — второй вариант зубьев колеса.
Муфта свободного хода содержит колесо 1 и обойму 2, между которыми расположены сцепные элементы 3, выполненные в виде расположенных параллельно оси муфты цилиндрических стержней. Обойма 2 охватывает с зазором колесо 1 и состоит нз соединенных между собой болтами 4 кольца 5 с торцовыми фланцами 6 н 7, 1 которые установлены на подшипниках 8 н
9 ведущего вала. Кольцо 5 центрируется по диаметру фланцев 6 и 7 н может быть выполнено в виде зубчатого колеса нли шкива ременной передачи.
Радиальный зазор между зубьями 10 ко2о леса 1 и кольцом 6 несколько превышает диаметр сцепных элементов 3. Во фланцах
6 и 7 имеются равномерно расположенные радиальные пазы 11 и 12, в которых сво703703
Формула изобретения
Фиг. 2 бодно расположены сцепные элементы 3, концы которых выступают на обоих торцах муфты и на них смонтированы ролики 13.
Ролики 13 охватываются кольцевым упругим элементом 14, например пружиной растяжения, которая поджимает сцепные элементы 3 к зубьям 10 колеса 1 с небольшим усилием.
От осевого смещения детали муфты удерживаются крышками 15.
Зубья 10 колеса 1 имеют форму храповых зубьев и могут быть выполнены в двух вариантах. В соответствии с первым вариантом рабочая сторона 16 зуба 10 имеет вогнутую поверхность, а в соответствии со вторым вариантом — рабочая сторона зуба 17 наклонена к радиусу, проходящему через центры колеса 1 и сцепных элементов 3, под углом, меньшим, чем угол трения. Профиль зубьев, выполненный по второму варианту, позволяет повысить равномерность распределения нагрузки между зубьями, автоматически компенсировать погрешности в изготовлении зубьев, сцепных элементов и пазов во фланцах. Внутренняя полость муфты может быть заполнена смазкой.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала и колеса
1 против часовой стрелки рабочая сторона зубьев 10 прижимается к сцепным элементам 3, которые увлекают обойму 2.
При вращении колеса 1 по часовой стрел. ке относительно обоймы 2 его храповые зубья, контактируя со сцепными элементами 3, перемещают их в пазах фланцев 6 и 7 в радиальном направлении и свободно проскальзывают под ними.
Муфта свободного хода, содержащая колесо с зубьями, обойму с пазами и расположенные между ними подпружиненные сцепные элементы, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, пазы обоймы выполнены радиальными, а сцепные элементы установлены в них с возможностью радиального перемещения и имеют выступающие концы на торцах муфты, при этом пружины, охватывающие сцепные элементы, 20 расположены на выступающих концах, а зубья звездочки выполнены храповыми.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 286422, кл. F 16 D 41/07, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР № 174910, кл. F 16 D 41/07, 1962 (прототип).
703703
Редактор И. Острова
Заказ 7745i36
Составитель Л. Атрушкевич
Техред О. Луговая Корректор Г. Назарова
Тираж! f39 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугпская наб., д. 4, 5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4