Система кондиционирования воздуха для салона транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

» 7О4834 (6t ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23,03.78 (21) 2596280/27-11 с присоединением заявки М— (23) П риорктет (5I)M. Кд.

В 60 Н 3/00

Р 24 Е S/00

3Ьнударстненный кемнтет

СССР йв делам нзейретеннй н атнрмтнй

Опубликовано 25.12.79, Бюллетень Рй 47 (53) УДК 629113 .06: 628.83 (088.8) Дата опубликования описания 25.12.79 (72) Авторы изобретения

В. И. Деревянко и Е, П. Овсянников

Всесоюзный научно-исследовательский институт по охране труда в сельском хозяйстве (71) Заявитель (54) СИСТЕМА КОНДИЩ4ОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ САЛОНА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам конди-ционирования воздуха в салонах транспортных агрегатов и может быть применено для нормализации микроклимата в кабинах тракторов, локомотивов, а также в отделениях спецмашин при совершении ими маршей.

Известна система кондиционирования воздуха для транспортного средства, содержащая турбохолодильную установку, компрессор, теплообменник, магистраль отбора (1).

Недостатком известной системы является снижение общего КПД системы силовая установка — кондиционер, так как источником сжатого воздуха для турбохолодильной установки является компрессор с отбором мощности от двигателя транспортного средства.

Так, например, для кондиционирования воздуха в кабине трактора отбираемая мощность от вала двигателя составляет 4 — 6 л.с., т.е. его

КПД снижается в среднем на 3 — 10% в зависимости от класса трактора.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является система кондиционировани» воздуха для салона транспортного средства, содержащая тепловой насос абсорбционного типа, генератор которого соединен с выхлопным коллектором двигателя, клапан регулятора, регулирующее устройство и конденсатор с принудительным воздушным охлаждением (21.

11ель изобретения — повышение эффективности работы системы.

Эта цель достигается тем, что система кондиционирования воздуха снабжена рециркуляционной cHcfOMoH вентиляции, связанной с тепловым насосом и имеющей регулирующую заслонку, а в салоне расположены датчики контроля температуры и избыточного

15 давления воздуха, к которым через блок управления подключена заслонка.

Для обеспечения устойчивости работы системы при переменных режимах двигателя в его выхлопном коллекторе установлены датчики температуры и избыточного давления газов, к которым через регулирующее устройство подключен клапан регулятора. 704834

15

35

55

На чертеже показана принципиальная схема сйстемы кондиционирования воздуха для трансйоргйых средств.

Установка состоит из включенных в контур регулирующего устройства 1, выхлопного коллектора 2 двигателя, датчиков 3 температуры и избыточного давления газов, клапана 4 регулятора, глушителя 5, генератора 6, абсорбера 7, вакуум-насоса 8, корпуса теплового насоса 9 абсорбционного типа, конденсатора

10, нагнетателя 11 системы отвода тепла абсорбции и конденсации, испарителя 12; регулирующей заслонки 13, вентилятора-пылеотделителя 14, датчиков 15 и 16 контроля температуры и избыточного давления воздуха в салоне, блока 17 управления заслонкой и воздухораспределителя 18.

Система кондиционирования воздуха работа. ет следующим образом.

Воздух из салона транспортного средства вентилятором-пылеотделителем 14 подается в. греющую полость испарителя 12 теплового йасоса К Отдав тейло кипящему хладагенту, воздух- -охлаждается и через воздухораспределитель 18 поступает в салон. Для предотвраЩения попадайия в салон неочищенного наружного воздуха в системе предусмотрено создание в салоне избыточного давления (подпора). Необходимое избыточное давление для кабин тракторов составляет 65 †1 Па и зависит от количества воздуха, подаваемого в кабину, и от ее герметичности.

При сильной загрязненности наружного воздуха подача в салон требуемого "количества воздуха для создания подпора обеспечивается регулирующей заслонкой 13, положение которой определяется блоком 17 упрайлеМия по заданному избыточному давлению воздуха, контролйруемому датчиком. При уменьшении загрязненности воздуха положение регулирующей заслонки 13 обеспечивает необходимую кратность- воэдухообмена и вейтйлятор:пылеотделитель 14 работает, в основном, на ре. циркуляцию. Задаваемая величина избыточного давления связана с температурой охлажден ного воздуха и устанавливается по субьективным ощущениям водителя.

Отвод тепла из абсорбера 7 и конденсато- ра 10 осуществляется наружным воздухом, ! который нагнетается в аппараты воздушного охлаждения (внутренние полости noaeðõíoñòных теплообменников) нагнетателем 11. Реконцентрация абсорбента в испарителе теплового насоса производится эа счет тепла выхлопных газов двигателя. Внутренняя полость поверхностного теплообменника генератора 6 соединена через трехпозиционный клапан 4 .с выхлопным коллектором 2 двигателя. Клапан

4, положение которого задается регулирующим устройством 1 с датчиками 3 температуры и давлейия,предотвращает поступление выхлопных газов в генератор теплового на. соса при переменных режимах двигателя, так как продукты неполного сгорания могут снизить эффективность теплообменной поверхности генератора, В этом случае выхлопные газы поступают в глушитель 5, минуя тепловой насос, и выбрасываются в атмосферу. При устаноВившемся режиме двигателя и температуре выхлопных газов выше минимально допустимой клапан устанавливается в положение, укаэанное на чертеже, и тепло выхлопных . газов используется для выпаривания хладагеита из слабого раствора абсорбента. Создание и поддержание вакуума в корпусе теплового насоса осуществляется вакуум-насосом 8.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого технического решения определяется более полным использованием энергии сжигаемого топлива. Так, например, в двигателе трактора Т вЂ” 150 расход потенциальной энергии топлива на выхлоп составляет до 30 — 35%.

Использование части этого тепла для кондиционирования воздуха позволяет исключить необходимость отбора мощности от вала двигателя на получение холода для кондициони-рования воздуха в кабине.

Формула изобретения

1. Система кондиционирования воздуха для салона транспортного средства, содержащая тепловой насос абсорбционного типа, генератор которого соединен с выхлопным коллектором двигателя, клапан регулятора, регулирующее устройство и конденсатор с принудительным воздушным охлаждением, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения эффективности ее работы, она снабжена рециркуляционной системой вентиляции, связанной с теп. ловым насосом и имеющей регулирующую заслонку, а в салоне расположены датчики контроля температуры и избыточного давления воздуха, к которым через блок управления подключена заслонка.

2. Система по п, 1, .о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью обеспечения устойчивой работы при переменных режимах двигателя, в его выхлопном коллекторе установлены датчики контроля температуры и избыточного давления газов, к которым через регупирующее устройство подключен клапан регулятора.

704834

Составитель 4. Memos

ТехРед М. Келемеш КоРРектоР М. Пожо

Редактор Н. Козлова

Заказ 7942/21 Тираж 804 Подписное

11НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4(5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У 472029, кл. В 60 Н 3/00, 1973.

2. Обзор "Развитие системы кондициониро.вания воздуха в кабинах самоходных машин", ЦНИИТЭИтракторосельхозмашин, М, 1972, с. 18 — 20, рис. 6 (прототип).