Устройство для автоматического регулирования закрытия направляющего аппарата гидротурбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОИИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и>?О5141
Союз Советских
Социалистических
Республик
) т — " : -:" (5()M. Кл. (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 181074(21) 2068481/06 с присоедннением заявки йо (23) Приоритет
F 03 В 15/06
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 25-1279. Бюллетень Мо 47
Дата опубликования описания 25.12.79 (53) Y+K621. 224-2 (088. 8) (72) Авторы изобретення ю. A.ëèòoâñêèé, и. Я ..потаповский и м. и. Ривлин - (71) Заявитель харьковский ордена ленина турбинный завод им. с.м.кирова (5 4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКРЫТИЯ НАПРАВЛЯЮЦЕГО АППАРАТА ГИДРОТУРВИНЫ" .
Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в автоматических регулирующих устройствах гидротурбин.
Известны устройства для автоматического регулирования закрытия напр авляюще го аппарат а гидротур бины, содержащие поршневой сервопривод, на маслопроводе которого установлен дросселирующий гидроклапан, снабженный управляющим гидроцилиндром.
Однако в таких устройствах возмож- но автоматическое регулирования лишь при частичных сбросах нагрузки. Каждому открытию направляющего аппарата 1З соответствует свое положение гидроклапана и скорость закрытия направ- " ляющего аппарата определяется величиной открытия последнего перед сбросом нагрузки.
Целью изобретения является снижение гидроудара в турбинных водоводах при сбросах любой нагруэКи.
Это достигается тем, что в предложенном устройстве гидроцилиндр имеет два концентрично установленных поршня, один из которых жестко связан с поршнем сервопривода, а другой— с дросселирующим гидроклапаном".
В таком устройстве режим работы определяется не величиной открытия направляющего аппарата, как в известных, а фактом движения на открытие перед сбросом нагрузки.
На чертеже показана схема предложенного устройства.
Устройство содержит сервопривод 1 направляющего аппарата, на магистрали которого установлен дросселирующий гидроклапан 2 и обратный клапан
3. Дросселирующий гидроклапан 2 соединен с управляющим гидроцилиндром (последним), состоящим иэ корпуса 4 и размещенного в нем стакана 5 с пружиной 6, в котором расположен пбршейь 7, связанный при помощи рычажно-тросовой 1чередачи 8 с сервоприводом 1. Гидроцилиндр снабжен регулируеьым дросселем 9 и обратным клапаном 10. Корпус .4 и полость стакана 5 заполнены маслам; Скорость движения стакана 5 вниз определяется сопротивлением дросселя 9, Обратные клапаны 3 и 10, являясь обводами в одну сторону гидроклапана
2 и регулируемого дросселя 9, обеспечивают нармЪлиную"скорость бткрытия направляющего аппарата и движение стакана 5 вверх за счет пропус705 41
25 ка масла полным сечением трубопрово да.
Рычажно-тросовой передачей 8 поршень 7 жестко связан с поршнем сервопривода 1, а стакан 5 рычажной передачей связан со штоком гидроклапана 2.
Работает предложенное устройство следующим образом.
До начала процесса гидроклапан 2 открыт, стакан 5 находится в нижнем положении, поршень 7 — в положении, соответствующем величине открытий направляющего аппарата, При движении сервопривода 1 на открытие поршень
7 посредством передачи 8 начинает быстро смещаться вверх, занимая положение, соответствуюцее новому открытию направляющего аппарата. При этом в верхней полости стакана 5 давление масла быстро повышается, и стакан 5, сжимая пружину б, начинает быстро подниматься. Масло иэ верх ней полости корпуса 4 свободно сливается через обратный клапан 10 в нижнюю полость. Стакан 5 cMetqaeT вверх шток гидроклапана 2, что приводит к быстрому частичному перекрытию окна в гидроклапане и дросселированию масла в нем. Однако скорость направлйюцего аппарата не уменьшается, поскольку масло свободно проходит через обратный клапан 3.
По окончании процесса открытия, если за ним не следует закрытие, че-, рез некоторое время, определяемое жесткостью пружины 6 и сопротивлением дросселя 9, стакан 5 возвращается в нижнее положение и открывает гидроклапан 2. Поршень 7 остается в положении, соответствующем новому открытию направляющего аппарата.
Если при открытии направляюцего аппарата возникает необходимость его закрытия, процесс начннаетс«при верхнем положении стакана 5 и гидроклапана 2 (включено дросселирование масла в маслопроводе к сервоприводу) .
Движение сервопривода на закрытие происходит эамедленно. Одновременно с закрытием направляющего аппарата начинает движение вниз стакан 5, однако скорость его движения вниз невелика, благодаря дросселированию масла в дросселе 9, Сопротивление дросселя 9 отрегулировано таким образом, чтобы открытие гидроклапана осуществлялось не более, чем в течение первых 1-2 фаэ гидроудара. По истечении этого времени стакан 5 занимает нижнее положение, открывая гидроклапан, и направляющий аппарат закрывается с нормальной скоростью. Поскольку замедленное закрытие происходило в течение первых 1-2 фаэ, оно не оказывает существенного влияния на повышение скорости при сбросе нагрузки.
Формула изобретения
Устройство для автоматического регулирования закрытия н аправляюще го аппарата гидротурбины при колеба30 тельном процессе регулирования, содержащее поршневой сервопри вод, на маслопроводе которого установлен дросселирующий гидроклапан, снабженный управляюцим гидроцилиндром, 35 отличающееся тем,что,с целью снижения гидравлического удара в турбинных водоводах при сбросах любой нагрузки, гидроцилиндр имеет два концентрично установленных поршня, один иэ которых жестко связан с поршнем сервопривода, а другой — с ,дросселируюцим гидроклапаном.
70514) .Составитель Н. Силаева
ТехредО„Андрейко Корректор Е,Лукач
Редактор Е.Кравцова
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 7994/36 Тираж 575 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий
11 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5