Электромашинный агрегат с воздушным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(gati 705606

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ)4ДЕТЕЛЬСТВУ

СОКАМ» СОВе сннх

Соцчаиистичесних

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (5 l) М, Кл. 2 (22) Заявлено 09.02.78 (21) 2572059/24-07

H 02 К 5/20

Н 02 К 9/04 с присоединением заявки № (23) Приоритет—

Государственный ноинтвт

СССР оо делам нзобрвтвннй н откритнй (53) УДК 621.313..713 (088.8) Опубли ковано 25.12.79. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 26,12.79

А. П. Аксенов, Б. Г, Гольдштейн, Б. М. Левин, 3. Л. Рубаник, М. И. Рутгайзер, А. В. Соловьева, Б. И. Трусов, Г. М. Чистюнин и Б. Л. Швец (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизированного и ручного строительно-монтажного инструмента, вибраторов и строительно-отделочных машин, Выборгский завод «Электрон нструмент» (7!) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ С ВОЗДУШНЫМ

ОХЛАЖДЕН ИЕМ

Изобретение относится к электротехнике н, в частности, к двухмашинным электрическим агрегатам, применямым в качестве преобразователей частоты тока для питания высокочастотных ручных машин, вибраторов и других видов технологического оборудования в машиностроении, строительстве и других отраслях промышленности.

Известен двухмашннный электрический агрегат, содержагций корпус, выполненный нз двух полукорпусов с соединительными фланцами, размещенный в полукорпусах приводной двигатель и вентилятор !1).

Недостатком известного агрегата являются сложная конструкция корпуса, имеющего большое количество сопряжений, что снижает механическую надежность, а также.низкая эффективность охлаждения, при котором воздух продувается последовательно через двигатель н генератор, встречая на пути большое сопротивление.

Известен также электромашинный агрегат с воздушным охлаждением, содержащий . двигатель, генератор и установленный между ними вентилятор, размещенные в корпусе с воздухозаборными отверстиями в торцовой части, противоположной двигателю !2 .

Недостатком известного агрегата является низкая эффективность охлаждения.

Цель изобретения заключается в повышении наденсности электромашинного агрегата путем улучшения условий охлаждения, путем обеспечения автономного охлаждения кольцевого токосъемника.

Для этого корпус выполнен в виде двух имеющих различные диаметры цилиндров, в большем из которых расположены генератор и вентилятор, а в меньшем — двигатель; кожуха, охватывающего меньший цилиндр с образованием кольцевой камеры, в которой установлены продольные ребра, закрепленные на наружной поверхности меньшего цилиндра; и соединяющей цилиндры торцовой перегородки, имеющей отверстия, сообщающие внутреннюю полость большего цилиндра с кольцевой камерой.

При таком устройстве обеспечивается наружный обдув двигателя, благодаря чему значительно улучшаются условия охлаж705606

Формула изобретения дения, поскольку поток воздуха от вентилятора после выхода через отверстия торцовой перегородки встречает меньшее сопротивление, чем если бы он двигался внутри двигателя. Наличие кольцевой камеры и наружного оребрения способствует лучшей организации воздушного потока и улучшению эффективности теплоотвода, благодаря чему температура нагрева снижается на 27—

30 С, а ресурс агрегата увеличен в 1,3—

1,5 раза.

На фиг. 1 представлен электромашинный агрегат, продольный разрез; на фиг. 2 — вид

А фиг. 1.

Злектромашинный агрегат имеет корпус

1, в котором размещены генератор 2 и двигатель 3. Кфрпус 1 выполнен в виде двух цилиндров с различным диаметром, а имен- .. но составным из полукорпуса 4, в котором размещен генератор 2, и полукорпуса 5, в котором расположен двигатель 3. Полукорпуса

4 и 5 соединены торцовой перегородкой например, выполненной в виде соединительных фланцев соответственно 6 и 7, соединенных. болтами,:например, в замок 8. Приводной двигатель 3. и генератор 2 соединены валом

9, установленным в подшипниках 10. На валу 9 установлен вентилятор.11, расположенный в полукорпусе 4 генератора; имеющем воздухозаборные отверстия 12. Генератор 2 имеет установленный на валу 9 кольцевой токосъемник 13, а щеточный узел 14 прикреплен к полукорлусу 5. Токосъемник н щеточный узел закрыты перфорированной съемной крышкой 15, прикрепленной к полукорпусу 5. Корпус 1 имеет опору !6.

Электромашинный агрегат имеет наруж- з3 ную кольцевую камеру 17, образованную кожухом 18, охватывающим меньший цилиндр, т. е, полукорпус 5 двигателя 3, и прикрепленным к соединительному фланцу 7 полу корпусом 5. В торцовой перегородке выпол е иены отверстия 19, сообщающие внутреннюю полость большего цилиндра генератора . 2 с наружной кольцевой камерой 17. Кольцевая камера 17 разделена ло окружности йаправляющими, выполненными в виде наружного оребрения 20 меньшего цилиндра двигателя 3.

Электромашннный агрегат работает следующим образом, 4

Прн подаче напряжения на приводной двигатель 3 приводной двигатель передает через вал 9 крутящий момент на генератор 2, вырабатывающий ток необходимой частоты.

Вентилятор 11, ьращаемый валом 9, всасывает воздух в цилиндр генератора 2 «ерез воздухозаборные отверстия 12, при этом поток воздуха движется, охлаждая генератор 2, и выходит через отверстия !9 в кольцевую камеру 17. Кожух 18 в сочетании с наружным оребрением 20 обеспечивает направление воздушного потока, благодаря которому двигатель 3 эффективно охлаждается.

Проведенные испытания показали, что применение новой системы охлаждения снижает температуру нагрева обмоток двигателя на 27 — 30 С, а ресурс агрегата повышается в 1,3 — 1,5 раза.

Применение изобретения в машинном преобразователе частоты тока ИЭ 9405 дает годовой экономический эффект

1520000 руб. при объеме производства этих изделий 20000 шт/год.

Электромашинный агрегат с воздушным дхлаждением, содержащий двигатель, генератор и установленный между ними вентилятор, размещенные в корпусе с воздухозаборными отверстиями в торцовой части, противоположной двигателю, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения охлаждения, корпус выполнен в виде двух имеющих различные диаметры цилиндров, в большем из которых расположены генератор и вентилятор, а в меньшем — двигатель; кожуха, охватывающего меньший цилиндр с образованием коль цевой камеры, в которой установлены продольные ребра, закрепленные на наружной поверхности меньшего цилиндра, и соединяющий цилиндры торцовой перегородки, имеющей отверстия, сообщающие внутреннюю полость большего цилиндра с кольцевой камерой.

Источники информа ции, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Англии № 1448824, кл. Н 2 А, 1975.

2. Патент ГДР № 75095, кл. 21 d 55/02, 1970.

705606

Составитель Л. Карцева

Редактор Ю. Челвканов Техред К. Шуфрнч Корректор Ю. Макаренко

Тираж 857 Подписное

AH HH ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4