Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 705628

Союз Советских

Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 23,04 69 (21) 1324096/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет— (53/M. Кл.

Н 02 Р 1/04

Гвсудерстеенны9 иютат

СССР вю делам лзабратеиал и етлрктай

ОпУбликовано25,12.79. Бюллетень М47 (53), УЙК621.3. .077.2 (088.8) Дата опубликования описания 30,12.79 (72) Авторы изобретения

Ю. Г. Спивак и Д, А. Баканова

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно технологический институт кранового и тяго ого электрооборудования (71) Заявитель (д4) элякт1 опгивод

Изобретение относится к области автоматизированного элекртопривода и может . быть использовано в тяговом электро приводе постоянного тока.

Известен электропривод, содержаптий двигатель постоянного тока и серводви»

5 гатель реостатного контроллера с блоком управления, который имеет группу контактных элементов, механически связанных с валом реостатного контроллера, 10 и многообмоточное реле ускорения (l), j.

Недостаток этого устройства состоит .в невысоком быстродействии и низкой надежности. . Наиболее близким по технической сущ35 ности и достигаемому эффекту является устройство, описание которого дано в 3), Этот электропривод содержит двигатель постоянного тока с датчиком тока в цени якоря и серводвигатель реостатного контро» лера с блоком управления, имеюшим источник питания, исполнительный элемент в ви« де тиристорного ключа, последовательно

2 соединенного с якорем серводвигателя, и тиристора динамического торможения, включенного параллельно его якорю,. а также узел формирования управляющих сигналов, связанный выходом с исполнительным элементом, а входом — с датчиком тока.

Это устройство, по сравнению с описанными в (1Ц21 имеет более высокое быстродействие и надежнее, так как в нем отсутствуют контактные элементы блока управления. Вместе с тем устройство остается довольно сложным, требует специального преобразователя переменного тока для питания! трансформаторного датчика тока и узла формирования управляютцих сигналов. Дополнителт ным недостатком является возможность одновременного отпирания тиристорного ключа и тиристора динамического тормо жения, если при торможении серводвигателя происходит провал тока в якорной цели главного электродвигателя, что, в

05628 4 управляющих сигналов, т.е. база трап} эистора 12, подключен к геркону 3. С этим входом связана также коллекторная цель блокировочного транзистора 15, база которого через резистор 19 подключена к точке соединения тиристора 10 и диода 11, Базовая пель вспомогательного транзистора 16 также подключена к гер» кону 3, а коллекторная цепь связывает 0 обмотку 5 с источником питания. Обмот ка 4 может быть использована для изме пения пускового тока двигателя 1. Вклю-чение устройства осуществляется контактом 20, например, контроллера управления.

Работает устройство следующим обра зом.

При замкнутом контакте 20 на якорь серводвигателя 6 через тиристор 8 подается питание и серводвигатель вращает вал реостатного контроллера, выводи .очередную пусковую стуйень реостатов в цепи якоря двигателя 1 (на схеме не показаны). Пока ток якоря двигателя 1

25 меньше тока уставки датчика 2, геркон

3 разомкнут и транзисторы 12, 13, 16 и 15 закрыты.

Если при выводе очередной реостатной ступени ток двигателя 1 превышает

30 уставку датчика тока 2, геркон 3 замыкается, что приводит к отпиранию трап зисторов 12 и 16, Транзистор 16 под ключает обмотку 5 к источнику питания, при этом магнитный поток, создаваемый обмоткой 5 может, в зависимости от по35 лярности ее включения, вычитаться или . складываться с магнитным потоком, соз даваемым в контактах геркона силовой цепью двигателя 1. Благодаря этому может быть получен необходимый коэффн40 циент возврата датчика тока 2.

В момент, отпирания транзистора 12 с обмотки 18 поступает импульс на коммутирующий тиристор 9, что вызывает запитание тиристора 8 и якорь серводвигателя 6 отключается от источника питания. Одновременно транзистор 13

3 7 конечном итоге, снижает надежность электропривода.

Цель настоящего изобретения заключается в упрощений и повышении надежности электропривода.

Достигается это тем, что в электроприводе, содержащем двигатель постоянного тока с датчиком тока в цели якоря ,и серводвигатель реостатного контроллера с блоком управления, имеющим источник питания, исполнительный элемент в виде тиристорн ого ключа последовате но соединенного с якорем серводвигате-

I ля и тиристора динамического торможения, включенного параллельно его якорю, а также узел формировайия управляющих сигналов, связанный выходом с.исполнительным элементом, а входом - с дат» чиком тока, в блок управления серводви гателем дополнительно введены диод и блокировочный транзистор, коллекторная цель которого связана со входом узла формирования управляющих сигналов, причем диод включен последовательно с ти ристором динамического торможения, а к точке их соединения подключена базовая цепь блокировочного транзистора. Кроме того в блок управления серводвигателем введен вспомогательный транзистор, а датчик тока выполнен в виде геркона, одна регулировочная обмотка которого через коллекторную цепь вспомогательйого транзистора подключена к истоЧни1 ку питания, а базовая цель указанного транзистора связана с герконом.

Схема электропривода приведена на чертеже.

В якорную цепь двигателя 1 постоянного тока электропривбда включен датчик тока 2, содержащий геркон 3 и регулировочные обмотки 4, 5. Серводвигатель 6 реостатного контроллера имеет блок управления, который содержит истбчник питания 7, исполнительный элемент в ви« де тиристорного ключа с главным 8 и коммутирующим 9 тиристорами, тирйстор динамического торможения 10 с последовательно включенным диодом 11, узел . формирования управляющих сигналов на транзисторах 12, 13 и трансформаторе

14, блокировочный транзистор 15 и всгомогательный транзистор 16. Обмотки

17 и 18 трансформатора 14, и коллекторная цепь транзистора 13 образуют выходы узла формирования управляющих сигналов, которые связаны с исполнительныь" элементом: с тиристорами 8, 9 и 10, соответственно. Вход узла формирования формирует короткий импульс, отпирающий тиристор динамического торможения 10, что приводит к эакорачиванию якоря серводвигателя и интенсивному его торможению. Вывод реостатных ступеней в цепи якоря двигателя 1 прекращается. Через открывающийся тиристор

10 и резистор 19 на базу блокировочного транзистора 15 подается отрицательное напряжение источника 7. Транзистор 15 открывается, создавая дополнительную цепь, удерживающую транзис5 70562 тор 12 в открытом состоянии. Если за время динамического торможения серводвигателя 6 ток якоря двигателя 1 снизится до величины тока отпускания да вчика 2, геркон 3 размыкается и транзистор 16 закрывается. Транзистор 12,, однако, удерживается открытым блокировоч ным транзистором 15, благодаря чему на тиристор 8 не поступает отпирающий импульс. Так им образом при открытом . tO тиристоре 10, тиристор 8 не может быть открыт, что обеспечивает надежную ра- . боту устройства в целом.

По окончании торможения серводвига« теля, тиристор 10 выключается и транзистор 15 закрывается. Сопротивление резистора 19 выбирается таким образом, чтобы ток через него был ниже тока удерживания тиристора 10. Одновремен но с закрыванием транзистора 15, закрй20 вается транзистор 12 и с обмотки 17 на тиристор 8 поступает отпирающий импульс. Тиристор 8 включается и серно-" двигатель 6 вновь начинает вращать вал реостатного контроллера, выводя следую-щую реостатную ступень в цепи двигате ля 1. Далев процесс повторяется.

Если снижение тока двигателя 1 до величины тока отпускания датчика 2 про- ЗО изойдет после окончания торможения, серводвигателя 6, включение тиристора

8 произойдет сразу после раэмыкания геркона 3, так как к этому моменту транзистор,15 уже закрыт.

Формула изобретения

1. Электропривод, содержащий двигатель постоянного тока с датчиком тока в цели якоря, и серводвигатель реостатного контроллера с блоком управления, 8 6 имеющим источник питания, исполнитель. ный элемент в виде тиристорного ключа, последовательно соединенного с якорем серводвигателя, и тиристора динамического торможения, включенного параллельно BFo якорю, а также узел формирования управляющих сигналов, связанный выходом с исполнительным элементом, а входом - с датчиком. тока, о т л ичаюшийся тем,что,сцелью упрощения и повышения надежности, в блок управления серводвигателем дпполнительно введены диод и блокировочный транзистор, коллекторная цепь которого связана со входом узла формирования управляющих, сигналов, причем диод вклю чен последовательно с тиристором дина« мичесМого торможения, а к точке их соединения подключена базовая цепь блокировочного транзистора.

2. Электропрйвод по п.1, о т л ич а ющ ийся тем, что в блокуправления серводвигателем дополнительно введен вспомогательный транзистор, а датчик тока выполнен в виде геркона, с по крайней мере, одной регулировочной обмоткой, которая через коллекторную цепь вспомогательного транзистора подключена к источнику питания, а базовая цепь указанного транзистора связана с герконом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тяговое электрооборудование троа лейбуса ЗИУ-З, каталог, 10.04.01-63, с. 15.

2. Ефремов И. С., "Гроллейбусы, 1962, иэд, МКХ РСФСР, рис, 221;

3."Доклады научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ за 1968-69 rr", подсекция

:электрического транспорта, МЭИ, 18.04.69 с. 94-98.

705628

Составитель О. Наказная

Техред Н, Бабурка Корректор В. Бутяга

Редактор О. Волков

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8950/61 Тираж 857 . Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5