Устройство для управления бесконтактным двигателем постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистических

Республик

7О5633 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.08.74 (21) 2052265/24-07 с присоединением заявки Ж (23) ПриоритетОпубликовано 25.12.79. Бюллетень Рй 47 (5I)М. Кл.

Н 02 P 5/16

Н 02 К 29/02

Государственный квинтет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УД К 62 1. 316, .7 18.5(088.8) Дата опубликования описания 80.12.79 (72) Автор изобретения

В. К. Лозенко

Московский ордена Ленина энергетический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 5ECK0HTAKTHbIN

ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к управляемым электроприводам и, в частности, к бесконтактным двигателям постоянного тока, Известен бесконтактный двигатель постоянного тока с коммутатором, управляемым суммарным сигналом датчика положения ротора и тахометрического устройства tlj, В процессе работы дви гателя от пуска до холостого хода изме фазовый сдвиг суммарного сиг нала.

Известное устройство решает ту же техническую задачу, что и предлагаемое устройство, но более сложными техни ческими средствами, Для его реализации

15 необходим многоканальный (по числу каналов датчика положения роторе) тахогенератор, что усложняет устройство уп равления, Наиболее близким решением по техни ческой сушности является устройство уп равления бесконтактным двигателем постоянного тока, содержащее установленный HA валу сипхронной машины датчик положения ротора, выполненный с возмож постыл фазового сдвига выходных сигналов, многофазная вторичная секция ко торого подключена к входу полупроводникового коммутатора, а одна из двух первичных - к одному из выходов источ ника переменного напряжения, и датчик тока нагрузки, подключенный ко второй первичной секции датчика положения ротора f2(.

Устройство решает достаточно обшую задачу оптимального управления бесконтактным двигателем регулированием угла опережения включения фазы от пуска до холостого хода. его недостаток заключается в конетруктивной сложности, обусловленный наличием тахометрического и множительного устройства.

Сушествует целый класс электроприводов, которые работают в диапазоне от пуска до номинального режима, например, вентиляторы, насосы и т.д. При менительно к таким элеKTpoIIpHBogGM нз вестное устройство можн< упро"тить с

33 ков в первичных секциях датчика: тока уставки секции 6, в общем случае регулируемого, и максимального (при пуске) тока секции 10.

Введенные два трансформатора 14 и

15 представляют собой простейшую схему магнитного усилителя, в котором об» мотки управления 16, 17 включены в цепь питания двигателя, а в рабочих об« =«

К-И /(К- 1 -4К1 В

1о 6 2к1 9

Это выражение получается из графического анализа векторной диаграммы токов первичных секций датчика, установ- ленных в электрическом отношении со сдвигом в 90 эл. град.

Незначительный фазовый сдвиг тока второй первичной секций 10, относительно тока первой первичной секции 6, вызванный работой трансформаторов 14, 15, может быть скомпенсирован включением фазосдвигающих цепочек на выходах источника переменного напряжения 9

Формула изобретения

7056 сохранением оптимального управления двигателем при пуске и, например, в номинальной точке.

Целью изобретения является упрощение конструкции устройства.

Это достигается тем, что в известном устройстве 2 датчик тока выполнен в виде двух трансформаторов, последовательно согласно соединенные первичные обмотки которых включены в цепь 10.мотках 12, 13 протекает ток, пропорциопитания двигателя, а послеодвательно нальный току управления. встречно соединенные вторичные обмотки По мере разгона двигателя снижается включены в последовательную цепь, обра- потребляемый ток и уменьшается в первичной зованную вторым выходом источника пе- секции 10 датчика 1. Принеизменнойвеличиременного напряжения и второй первич- 15 нетока установки в секции6 это приводит ной секцией датчика положения ротора. к,изменению (увеличению) угла опереже:

Сущность изобретения поясняется чер- ния включения фазы до оптимальной ветежом, где изображена схема устройства личины, например, в номинальном режиуправления бесконтактным двигателем ме. постоянного тока, которое содержит дат- _#_ Если известные кратности пускового чик лоложения ротора 1, например, транс- тока К двигателя, оптимального угла форматорный, выполненный с возможностью опережения включения фазы 9 в номаналь- фазового сдвига выходных сигналов и ус- ном режиме и тока установки « в тановленный на валу 2 синхронной машины первичной секции 6, то величину тока

3. Датчик содержит многофазкую вторич- » I< во второй первичной секции 10 дат ную секцию 4, подключенную к входу чика 1 можно определить следующим обполупроводникового коммутатора 5 сек- разом: ций якорной обмотки синхронной машины

3, первую первичную секцию 6, подклю ченную через регулирующее. устройство, например, регулируемый резистор 7 к йервому выходу 8 источника переменного

I напряжения повышенной частоты 9, и вторую первичную секцию 10, подключенную к второму выходу 11 источника 9 через последовательно встречно соединенные вторичные обмотки 12, 13 трансформаторов 14, 15, последовательно согласно соедийенные первичные обмотки

16, 17 которых включены в цепь источника питания постоянного тока 18.

Датчик полбжения ротора выполнен с возможностью фазового сдвига выходных сигналов воздействием электрического

/ сигнала на выходе цепи датчика. В таком датчике изменением соотношения токов Устройство дпя управления бесконтактв двух первичных секциях, установленных ным двигателем постоянного тока, содерв электрическом отношении со сдвигом в жащее установленный íà валу синхрон 90 эл.град., обеспечивается регулирова- иой машины датчик положения ротора, выние фазового сдвига выходных сигналов, О полненный с возможностью фазового сдвит.е. угла опережения включения фазМ двр-. га выходных сигналов, многофазная втогателя. ричная секция которого подключена ко

Работа устройства состоит в следу1рщем, входу полупроводникового коммутатора, При пуске коммутатор 5 обеспечивает а одна из двух первичных - к одному из коммутацию секций якорной обмотки син- выходов источника переменного напраИ хронной машины 3 с нулевым углом one- жения, и датчик тока нагрузки подклю

Режения включения фазы. Это достигает, ченный ко второй первичной секции да1 ся Расчетным выбором сботношения то- чика положения ротора, о т л и ч а юСоставитель В. Кузнецова

Техред Э. Чужик . Корректор В. Бутяга

Редактор О. Волков

Заказ 8050/61 Тираж 857 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5. Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 705633 ь щ е е с я тем, что, с целью упро це-. менного напряжения и второй первичной ния устройства, датчик тока выполнен секцией датчика положения ротора. в виде двух трансформаторов, последова- Источники информации, тельно согласно соединенные первичные принятые во внимание при экспертизе обмотки которых включены в цепь пита- > 1. Авторское свидетельство СССР ния двигателя, а последовательно встреч- % 272984, кл. Н 02 К 29/02, 1969, но соединенные вторичные обмотки вклю- 2. Авторское свидетельство СССР чены в последовательную цепь, образо- по заявке % 1882378/07, кл. Н 02 ванную вторым выходом источника пере- р 5/16, Н 02 K 29/00, 1973. о