Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
706261 (61) Дополнительное и авт. свид-ву ¹472031 (51)M. Кл.
В 60 К 17/10
P- 16 Н 47/04 (22) Заявлено10.07.78 (2j ) 2642702/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет
ФЬоударстееииый комитет
СССР, во делам изобретеиий и еткрепий
Опубликовано 30 12 79 Бюллетень М 48 (53) УДК 629.113.585(088.8) Дата опубликования описания 31 12 79 (72) Авторы изобретения
К. И. Городецкий, В. M Мастеровой, П. А. Степко и О. К. Довнар (71) Заявитель (54) ГИДРООБЪЕМНЫЙ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ
САМОХОДНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий-ходоуменьшителям; предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях и одновременно предохранения
5 от перегрузок.
По основному авт. св. № 472031 известен гидроподъемный ходоуменьшитель самоходной машины, оборудованной гидроj0 системой привода вспомогательных устройств, содержащий трехзвенный зубчатый дифференциальный механизм, одно звено которого связано с двигателем, другое— с движителями а с третьим ЗВеном кинО15 матически связан насос, к напорной магистрали которого подключен дроссельный регулятор, а всасывающая магистраль подключена к сливной магистрали гидросистемы привода вспомогательных устройствв.
Преимуществом такого ходоуменьшителя является возможность бесступенчатого изменения пониженной скорости и предохранение трансмиссии и ходовой системы от перегрузки, причем в качестве предохранительного устройства применяется обычный гидравлический предохра. нительный клапан с постоянной настройкой на максимальное давление, соответствующее предельному расчетному усилию.
Однако предохранение от перегрузок а известном ходоуменьшителе недостаточно эффективно, поскольку при изменении скорости машины постоянному тяговому усилию будут соответствовать различные значения давлении в гидросистеме, а именно с увеличением скорости давления возрастает и наоборот. Такая зависимость давления в гидросистеме ходоуменьшителя обусловлена изменением механического КПД насоса при изменении частоты его вращения в широких пределах.
Так, например, при воздействии оператора на орган управления дроссельного регулятора изменяется скорость самоходной мащяны, при этом изменяется также частота вращения насоса и его механи3 706 26 1 ческий ЕПЙ. Но механический КПД связан с давлением рабочей жидкости, нагнетаемый насосом следующей зависимостью:
Р М2%Чм, % 5 где М вЂ” момент сопротивления движению — самоходной машины, приведенный к валу насоса; с — рабочий объем насоса „„- механический КПД насоса.
Вследствие этого предельному расчетному усилтпо при большей скорости движения машины соответствует большее дав- ление, чем при меньшей скорости. Поэтому, если обычный предохранительный кла- т5 пан настраивать на максимально возможное давление, соответствующее предельному расчетному усилию (которое ймеет место при больших скоростях машинът}, то на менЬших скоростях движения машины 20 возможны перегрузки трансмиссии и ходо; вой системы.
Целью изобретения является повышение надежности работы ходоуменьшитетя.
Поставленная пель достигается тем, что предлагаемый ходоуменьшитель снабжен механизмом программного управления, . выполненным в виде профилированного кулачка, соединенного с органом управления дроссельного регулятора, а предохранитель 0 ный клепан установлен параллельйо насосу и снабжен органом регулирования, взаимосвязанным с профилированной поверхностью кулачка.
На чертеже показана гидрокинематическая схема предлагаемого ходоуменьшителя.
Он состоит из зубчатого трехзвенного дифференциального механизма (редуктора)
1Д одно звено которого — солнечная шес-.
40 терня 2 связана с двигателем внутреннего сгорания, другое водило 3 — через трансмиссию — с колесами, а третье эпициклическая шестерня 4- — через про45 межуточньте звенья, вал-шестерню 5— с насосом 6 постоянйого рабочего объема. К напорной магистрали 7 насоса подключен дроссельный регулятор 8, а его всасьвакщая магистраль 9 подключена к сливной магистрали 10 гидросистемы привода вспомогательных устройств.
Гидросистеме включает в себя гидрораспределитель 11 и насос 12 постоянно55 го рабочего объема, приводимый от двигателя через промежуточные зубчатые элементы. Всасывающая магистраль 13 насоса гидросистемы соединена с маслобаком 14, а напорная магистраль 15с гидрораспределителем 11.
K напорной магистрали 7 параллельно насосу 6 подключен предохранительный клапан 16, выполненный регулируемым и состоящий из корпуса 17 с запорным элементом-шариком 18, отсекающим напорную магистраль от сливной пружины
19, подпирающей одним концом шерик, "из органа регулирования, выполненного в виде стакана 20, на который опирается другим концом пружина. На наружной поверхности стакана 20 жестко закреплена тяга 21 с роликом 22, опирающимся на программное управление — кулачок 23.
Кулачок может вращаться вокруг неподвижной оси (точка О) и жестко связан с органом управления дроссельного регулятора — рукояткой 24. Кулачок спрофилирован так, что при повороте рукоятки 24 дроссельного регулятора путем воздействия на ролик 22, а следовательно, на пружину 19 изменяется настройка клапана 16 на разные значения давления, соответствующие постоянному предельному расчетному усилию.
t !
При работе самоходной машины с ходоуменьшителем водитель рукояткой 24 дроссельного регулятора задает величину расхода жидкости на выходе. Рабочая жидкость к насосу 6 подводится по всасывающей магистрали 9 под давлением слива из магистрали 10. При этом насос
6, приводимый от двигателя через редуктор 1., развивает обороты, соответствующие заданному регулятором 8 расходу жидкости, которая под давлением нагнетания подается к его входу. Насос 12 вращается с постоянными, оборотами и подает рабочую жидкость из маслобака
14 по магистралям 13 и 15 к гидрораспределителю 11. При перегрузках срабатывает предохранительный клапан 16, и машина останавливается. Лля изменения скорости машины водитель поворачивает рукоятку 24 и вместе с ней поворачивается кулачок 23, который своим спрофилированным контуром воздействует на ролик 22, тягу 21, стакан 20 и пружину 19, изменяя ее натяг. При этом настройка изменяется на другую величину давления, соответствутощую вновь заданной скорости. Тем самым обеспечивается срабатывание системы предохранения от перегрузок при любой скорости машины, когда нагрузка превышает допустимое предельное значение.
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины по авт. св. Мо 472031, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его работы, эн снабжен механизмом программного
Составитель О. Великая редактор -T„H. Бабурка Корректор Т. Скворцова
Заказ 8138/12 Тираж 804 ",Подписное
UHHHfIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
706261 6
Формула изобретения управления, выполненным в виде профилированного кулачка, соединенного с органом управления дроссельного регулятора, а предохранительнйй клапан установлен параллельно насосу и снабжен органом регулирования, взаимосвязанным с профилиро ванно и поверхностью кулачка.