Система автоматического управления приводом ведущих колес многоосного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и4 (!!) 7О6262 о и М .ж-- е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5t)M. Кл.

В 60 К 23/08

В 60 К 17/36 (22)Заявлено 13 02.78(2l) 2580305/27 11 с присоединением заявки М (23) П риоритет

Ркудярстеенный комнтет

СССР вю лелям нэебретеннй и етнрытнв (53 ) УД К 629. 1 13. .028 (088. 8) -Опубликовано 30.12.79 Бюллетень М 48

Дата опубликования описания 31.12.79 (72) Автор изобретения

А. Т. Скойбеда

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (11) Заявитель (54} СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ

ВЕДУЩИХ КОЛЕС МНОГООСНОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системе автоматического управления приводом.

Известна система автоматического управления приводом ведущих колес траспортного средства, содержащая датчик нагруженности трансмиссии, состоящий. из двух кулачковых полумуфт, одна из которых установлена неподвижно, а другая . подпружинена относительно первой, гидрораспределитель, вход которого связан с

1О нагнетательной гидролинией, первый вы.ход — со сливной гидролинией, а золот- -ник кинематически соединен с подпружиненной полумуфтой, и гидромуфту, уста15 новленную в приводе включаемого моста, полость управления которой гидравлически связана со вторым выходом гидрорасяряяяяятеяя (11

Основным недостатком такой системы является непостоянство кинематического рассогласования вследствие различного износа передних и задних колес; в результате чего передний мост включает2, ся в работу при больших значениях буксования задних колес и эффективность его с износом шин передних колес снижается.

Пель изобретения — повышение эффективности системы автоматического уп1 р авления.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая система снабжена педалью принудительного включения моста, кинематически связанной с золотником гидрораспределителя, а датчик нагруженности установлен в приводе ведущего моста.

Такое устройство системы автоматического управления позволяет включать и выключать ведущие мосты независимо от разности угловых скоростей колес различных осей. Включение ведущего моста будет происходить прп определенной нагруженности ранее включенного моста, На фиг. 1 представлена функциональная схема предлагаемой системы; на фиг. 2 — вариант ее конструктивного выполнения.

706262

Фу пншональная схема предлагаемой системы содержит ведущие мосты 1-3 датчики 4.1, 4.2 и 4.3 нагруженности трансмиссии ведущих мостов 1, 2 и 3 соответственно и исполнительнъrc механизмы 5.1, 5.2 и 5.3 включения ведущих мостов 1,2 и 3 соответственно.

При этом на фиг. 1 показаны динамические воздействия на ходовую систему транспортного средства (F ).

Конструктивная схема содержит также источники 6.и 7 давления, гидрораспределители 8 и 9, вход которых связан с соответствующим источником давления, подвижные кулачковые полумуфты 10 и 13. 1s датчиков, кинематические связи 12 и 13 гидрораспределителей 6 и 9 с- подвижны"ми h осевом направлении кулачковыми полумуфтами 10 и 11, неподвижные zyлачковые полумуфты 14 и 15, вал 16 2О двигателя транспортного средства, гидролинии 17 и 18 слива и гидролииии 19 и

20 включения исполнительных механизмов

5.2 и 5.3.

Ведущие мосты 1,2 и 3 связаны между 25 собой валами 23., 22 и 23 трансмиссии.

Гидрораспределители 8 и 9 снабжены пружинами 24 и 25 возврата гидрораспределителей в исходное положение и педалями

26 и 27 принудительного вхлючения мосСистема автоматического управления .работает следующим образом.

При увеличении нагруженности вала 21 трансмиссии ведущего моста 1, приводи-,з мого от вала 16 двигателя, подвижная кулачковая полумуфта 10 датчика 4.1 перемешается и через связь 12 воздействует на гидрораспределитель 8. Последний перемещается и сообшает источник 6 @ давления с гидролинией 19, разобщая его при этом с гидролинией 17 слива. Под, давлением источника 6 давления исполнительный механизм 5.2 замыкается и вхлю . чает в работу ведущий мост 2.

Если нагруженность продолжает расти, то датчик 4.2, установленный на валу 22 и измеряющий деформацию вала, своей под\ вижной полумуфтой 11, которая отходит от полумуфты 15, воздействует через

50 связь 13 на гидрораспределитель 9, который сообщает источник 7 давления через гидролинию 20 с рабочей полостью исполнительного механизма 5.3 и включает в

55 работу ведущий мост 3.

При уменьшецин нагружейности под вижные полумуфты 10 и 3.1 датчиков 4.1 и 4.2 перемешаются и смыкаются с неподвижными полумуфтами 14 и 15. Гидрораспределители 8 и 9 при этом под действием пружин 24 и 25 возвращаются в исходное положение и сообщают гидролинии 19 и 20 со сливными гидролиниями 17 и 18. Давление в рабочих полостях исполнительных механизмов 5.2, . 3 падает и мосты 2 и 3 отключаютcg, Для принудительного включения ведущих мостов необходимо воздействовать на гидрораспределители 8 и 9 нажатием на педали 26 и 27. При этом гидрораспределители перемещаются и включают все ведущие мосты независимо от положения подвижных полумуфт 10 и 13. датчиков 4.1 и 4.2.

Система автоматического управления приводом многоосного транспортного сред— ства обеспечивает поочередное включение ведущих мостов в зависимости от нагру женности валов трансмиссии.

Формула изобретения

Система автоматического управления

I приводом ведушюс колес многоосного транспоргного средства, содержащая датчик нагружейности трансмиссии состоящий из двух кулачковых полумуфт, одна из которых установлена неподвижно, а другая — подпружинена относительной первой, гидрораспределитель, вход которого связан с нагнетательной гидролинией; первый выход — со сливной гидролинией, а золотник кинематически соединен с подпружиненной полумуфтой, и гидромуфту, установленную в приводе включаемого моста, полость управления которой гидравлически связана со вторым выходом гидрораспределителя, о т л и,ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности системы автоматического управления, она снабжена педалью принудительного включения моста, кинематически связанной с золотником гидрораспределитела, а датчик нагруженности установлен в приводе ведущего моста.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 536994, В 60 К 17/30, 1974.