Устройство для автоматического установа ветрового колеса на ветер и вывода его из-под штормового ветра
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 88с, З,а
СССР № 7О66О
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
П. П. Тартаковский
Устройство для автоматического устаиова в иа ветер и вывода ceo из-под штормов
Заявлено 3 августа 1946 года в Министерство сельского хозяйства СССР
3a ¹ 1743 (349373) Опуоликовано 29 февраля 1948 года
Предлагается устройство для ав томатического установа ветрового колеса на ветер и вывода его из-под
1птормового ветра с приводом для поворота головки от главного вала
Ветродвигателя.
Отличительная особенность устВойства заключается в применении
pBóõ флюгеров: флюгера для установа ветрового колеса на ветер и флюгера штормовой защиты для вывода колеса из-под ветра. Флюгеры воздействуют через общую ось на муфту сцепления реверсивной передачи от главного вала к венцу башни. При включении передачи происходит поворот головки в нужном направлении.
Флюгер для установа жестко закреплен на оси, а флюгер защиты посажен на той же оси свободно, но с ограничением поворота в определенных пределах.
В устройстве применен рычажный противовес, охватывающий своей вилкой перо флюгера штормовой защиты и препятствующий повороту флюгера при допустимой скорости ветра.
На чертеже схематически изображен вид устройства сбоку.
К верхнему концу вертикальной оси 11 жестко прикреплен флюгер 10, а к нижнему — вилка 12, служащая для переключения муфты сцепления 8 реверсивной передачи.
Шестерни 5 и б этой передачи свободно сидят на валу 7 и сцепляются с шестерней 4, закрепленной на нижнем конце вала 19. На верхнем конце этого вала шестерня 8 соединена с шестерней 2, закрепленной на главном валу 1 ветрового колеса 18. На конце вала 7 находится каток 9 венца башни. Каток может перемещаться по рельсу Ж
Верхняя часть муфты 14, сопряженная с флюгером штормовой защиты 18, свободно вращается на оси 11, взаимодействуя с частью 15 муфты. Перо флюгера 18 входит в вилку 17, имеющую противовес lб.
Когда флюгер 10 под действием ветра расположен параллельно вертикальной плоскости, проходящей через оси главного вала 1 и вала 7, муфта 8 находится между шестср571
М 70ббО
572 нями 5 и б в нейтральном положении. При этом вал 7 и головка ветродвигателя остаются неподвижны.
При изменении направления ветра флюгер 10 станет по ветру и включит муфту 8.
Автоматическая защита устройства от шторма осуществляется при помощи флюгера 18, аэродинамический момент которого больше, чем у флюгера 10, Благодаря наличию в муфте 14 выреза, рычаг 11 может вращаться относительно муфты в одну и в другую стороны.
Флюгер 18 расположен по отношению к флюгеру 10 под углом, близким к 90 .
При скорости ветра, не достигающей наивысшего предела, допустимого для работы ветродвигателя, момент рычажного противовеса 16 создает усилие на вилке 17 ббльшее, чем аэродинамический момент флюгера 18, поэтому он относительно головки остается неподвижен.
В то же время, благодаря вырезу в муфте 14, позволяет уступу муфты 15 перемещаться в одну и другую стороны, не мешая действию флюгера 10.
Когда скорость ветра превзойдет допустимые для работы ветроколеса пределы, момент флюгера 18 станет большим, чем момент рычажного противовеса Iб. Флюгер 18 начнет отклоняться по ветру, не встречая вначале, благодаря зазору в муфте 14, сопротивления рабочего флюгера.
При этом отклонении флюгера 18 рычажный противовес 16 начнет перемещаться и момент груза относительно оси вращения противовеса будет уменьшаться. Избыточный момент флюгера 18, значительно превышая момент флюгера 10, повернет вилку 12 до отказа, и муфта включит каток 9, благодаря чему ветроколесо выводится из-под ветра.
Предмет изобретения
1. Устройство для автоматического установа ветрового колеса на ветер и вывода его из-под штормового ветра с приводом для поворота головки от главного вала ветродвигателя, отлич ающееся применением двух флюгеров: флюгера 10 — для установа ветрового колеса на ветер и флюгера 18— штормовой защиты для вывода колеса из-под ветра, воздействующих через общую ось 11 на муфту сцепления реверсивной передачи от главного вала к венцу башни, при включении которой происходит поворот головки в нужном направлении.
2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что флюгер 10 жестко закреплен на оси 11, в то время как флюгер 18 посажен на оси свободно, но с ограничением поворота в определенных пределах.
3. Форма выполнения устройства по пп. 1 и 2, отличающаяся применением рычажного противовеса lб, охватывающего своей вилкой перо флюгера 18 штормовой защиты и препятствующего повороту флюгера при допустимой скорости ветра.