Смесь для внепечного рафинирования чугуна и стали

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союь Советских

Соа4ивлистииеских

Республик о1>7О7969 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 100177 (21) 2439751/22-02 (51)М. Кл.2

С 21 С 1/02

С 21 С 7/02 с присоединением заявки йо (23) Приоритет

ГосударственныЙ комитет ссс р но делам изобретений и открытий (53) УДК 669. 162. .683.2 (088. B) Опубликовано 050L80, Б оллетемь М 1

Дата опубликования описания 050180 (72) Авторы изобретения

Н.A. Гуров, Н.Н. Попов, И.М. Гриненко, В.В. Остапенко, И. И. Шестопалов, С. И. Христич, Э. В. Шаповалов, Д. В. Гулыга, Е.А. Мазуров и 3. И. Пашкова (71) Заявитель Понецкий научно-исследовательский институт черной металлургии (54) СМЕСЬ цЛЯ ВНЕПЕЧНОГО РАФИНИРОВАНИЯ

ЧУГУНА И СТАЛИ

Изобретение относится к металлургии, .а именно к удалению серы из жидкого металла, и может быть использовано для внепечной десульфурации чугуна и стали, Известен реагент для рафинирования жидкого металла — азотнокислый кальций (1) .

Этот реагент обладает большой рафинировочной способностью, Однако при его применении в чистом виде при десульфурации металла в чугуновозных и сталераэливочных ковшах отмечается довольно бурный характер реакции и окисление кремния, марганца и углерода, Известна рафинировочная смесь, содержащая, вес,%: окись кальция

60-70; карбонат натрия 10; карбид кальция 10-30 (2), Недостаток смеси состоит в том, что в процессе обработки снижается температура металла, глубокая десульфурация не достигается. Кроме того, использование известной смеси сопровождается обильным гаэовыделением.

Целью изобретения является повышение степени и глубины десульфура2 ции жидкого металла и удешевление обработки.

Эта цель достигается тем, что в состав смеси для внепечной десуль5 фурации жидкого металла дополнитель.— но введены азотнокислый кальций и углеродсодержащее топливо, а компоненты берут в следующем соотношении, вес,%:

10 Окись кальция 10-25

Карбонат натрия 15-45

Азотнокислый кальций 20-50

Углеродсодержащее топливо 10-25

Целесообразно в состав смеси в качестве углеродсодержащего топлива вводить молотый уголь, кокс и углеводороды, например каменноугольную смолу, пек, 2О Применение указанной рафинировочной смеси улучшит процесс, степень и глубину десульфурации металла эа счет энергичного перемешивания составляющих смеси с жидким металлом

25 вследствие легкоплавкости аэотнокислого кальция и образования восстановительной атмосферы в зоне реакции.

Вследствие низкой температуры плаво, ления азотнокислого кальция (561 C)

30 при его контакт е с жидким металл ом

707969

Азотнокислый кальцйй

Карбонат натрия

Окись кальция

Углеродсодержащее топливо

20

45

32

25

25

10

Таблица 1

Десульфурация предельного чугуна в лабораторных услови ях

0, 0 1 8

4 01

60-2

61-2

58,2

0,043

0,015 65,1

4 03, 0,043

О, 038

4 06

62-2

63-2

64-2

65-2

73,7

0,010

0 012 67,6

4,1 0,037

64,3

4,05

0,042

0 i026

0 015

0,009

65,4

4 06

Таблица 2

Десульфурация передельного чугуна в промышленных условиях

Коли че ст в о обр аботанных чугуновоэных ковшей,шт

Масса чугуна в ковше

7 3, 5

75,8 образуется жидкий шлак, что предупреждает образование и выдел ени е дыма и пыли в зоне реакции, способствует быстрому шлакообраэованию и более полному использованию рафинировочной способности шлакообразующих веществ.

Низкая теплота плавления азотнокислого кальция (5,1 ккал/моль) обеспечивает минимальное снижение температуры металла.

Образование высокоактивных катионов кальция в момент реакции способствует получению высоких результатов десульфурации .металла, а образование восстановительного газа (выделяющийся из азотнокислого каль1 ция кислород окисляет преимущественно вводимый в состав смеси углерод) обеспечивает энергичное пере" мешивание металла со шлаком, а такж является дополнительным источником 20 тепла.

Проверка десульфурирующей способности смеси проведена в лабораторны условиях в электропечи емкостью

При испытании смесей с минимальными и максимальными содержаниями 50

60 кг (15 опытов) и в промышленных условиях.в чугуновоэных ковшах емкостью 100 т (17 опытов) и полностью подтверждена эффективность смеси .

Составы смесей для десульфурации жидкого металла, вес.%:

Макси- Мини- Оптимальное мальное мальное содержание

Результаты десульфурации предельного чугуна описываемой смесью оптимального состава представлены в табл. 1 и 2. компонентов степень десульфурации составляла от 25 до 40%.

707969

ПРодолжение таблицы 2

Общий расход брикетов кг/т чугуна,%

1,22

0,12

1,23

0,12

Содержание серы в чугуне, абс,% начальное

0,083

0 067

0,065

0,051 конечное

Степень десульфурации чугуна, отн.%

20,5

19,3

Расход смеси для удаления 0,01% серы из

1 т чугуна, кг

0 87

0,77

20-50

Формула изобретения

Составитель В, Бреус

Техред Э.Чужик-. Корректор Н. Горват

Тираж 608 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113 35 Москва Ж-35 Раушская наб д. 4 5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,4

Редактор О. Филиппова

Заказ 8439/24

Десульфурацию чугуна в чугуновозных ковшах проводили путем принудительного погружения в жидкий чугун брикетов из предлагаемой смеси.под колоколом на глубину 1,7-2,0 м.

Таким образом, использование смеси для обработки чугуна позволяет удалять до 70% серы при расходе смеси до 4% и уменьшить содержание серы в металле до 0,010%.

1. Смесь для внепечного рафинирования чугуна и стали, содержащая окись кальция и карбонат.натрия, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения степени и глубины десульфурации и удешевления обработки, она дополнительно содержит азотнокислый кальций и углеродсодержащее топливо при следующем соотношении компонентов, вес.%:

Оки сь кальци я 10-25

Карбонат натрия 15-45

Азотнокислый .кальций

Углеродсодержащее топливо 10-25 .

30 2. Смесь по п.l о т л и ч а ющ а я с я тем, что в качестве углеродсодержащего топлива оча содер;-r уголь, кокс или углеводороды.

Источники информации, пРинятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 540919, кл, С 21 С 1/00, 1975, 2. Реферативный журнал МеталлУРгиЯ, 1976 Р 4 р Реф, 4В192 (прототип) °