Система циркуляционной смазки машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 47е, 29
82b, 7
СССР № 70828
ОПИСАН ИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ii i(O 119
1 г-„ ..; .
Чб У, <. 4 - 1 Ч.бэ
М. Н. Френкель
Ф °
Система циркуляционной смазки машин
Заявлено 1б июня 1945 года в Народный комиссариат минометного вооружения СССР за № 50365 (347841) Опубликовано 30 июня 1948 года
Обязательным условием, обеспечивающим нормальную работу систем циркуляционной смазки, является постоянная очистка масла от загрязняющих его примесей.
Применяемые для этой цели фильтры в виде пористого фильтрующего слоя не дают одинаковую степень очистки масла на весь период своей работы, так как загрязняются примесями, и их сопротивление значительно возрастает. Поэтому начали применять металлические фильтры, выполненные в виде набора большого количества тонких дисков. Эти фильтры значительно лучше пористых, но они задерживают только те частицы, размер которых больше расстояния между дисками.
При жидкостном трении между подшипником и валом находится масляная пленка, толщина которой в зоне максимального давления доходит до размера много меньшего, чем величина проходящих через фильтр частиц. Вот эти частицы и проникают в корпус подшипника, вызывая износ трущихся поверхностей.
Известны магнитные фильтры, 25* применяемые для очистки масла в системе смазки редукторов и улавливающие мелкие частицы стали и железа; но эти фильтры пригодны лишь для «холодных» машин и не могут быть применены, например, для тепловых двигателей, в которых происходит быстрое окисление попавших в масло частиц, и последние перестают притягиваться к магнитам.
Известна также система циркуляционной смазки машин, заключающая в себе центрифугу и нагнетательный насос, смонтированный на валу центрифуги. Предлагаемое изобретение касается такого рода системы и отличается расположением центрифуги над поверхностью отработанного масла в маслосборнике, а насоса — на выходе масла из центрифуги.
На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая система циркуляционной смазки машин с двухзаходным барабаном центрифуги, а на фиг. 2— центрифуга с пятизаходным барабаном.
Над поверхностью отработанного
387 № 70828
388 масла, находящегося в маслосборнике 7, расположена центрифуга 2, на валу 3 которой смонтирован на выходе масла из центрифуги насос 4, выполненный в виде диска 5 со сверлениями б (фиг. 2). Вал 3 приводится в движение от вала машины через червячную шестерню 7 и червяк 8, Нагнетаемое насосом масло проходит через холодильник 9 и-направляется по нагнетательной линии 10 к трущимся поверхностям деталей 17, откуда отводится по сливной линии 12 в маслосборник 1.
Для больших и ответственных машин может быть предусмотрен ручной насос 13, позволяющий создавать давление в масляной системе и подводить масло к трущимся поверхностям до запуска машин. Центрифуга может быть снабжена фрикционной муфтой, которая предохранит вал от перенапряжений при запуске и остановке машины.
Устройство центрифуги упрощается, если разместить ее внутри корпуса машины, так как в этом случае нет необходимости во внешнем корпусе, в подводе смазки к подшипникам центрифуги и в предохранении масла от разбрызгивания.
Из маслосборника 1 масло засасывается под влиянием подсоса, возникающего при вращении центрифуги.
Поступившее масло увлекается вращающимся барабаном центрифуги, и дальнейший подъем масла вдоль образующей барабана происходит под действием центробежной силы.
Барабан центрифуги может быть устроен однозаходным или многозаходным. Увеличение числа заходов позволяет при сохранении тщательности очистки уменьшить высоту барабана и понизить его число оборотов.
Накапливающийся в центрифуге осадок не должен вытекать обратно при остановках машины и не должен взмучиваться при запуске машины.
Для этого служат кольцевые ребра, образующие многочисленные конусообразные карманы 14, в которых накапливается осадок. В случае многозаходных центрифуг можно устраивать несколько концентрических ребристых насадок 15, причем масло по пути от центра к периферии будет последовательно омывать каждую из них.
Применение предлагаемой системы циркуляционной смазки для судовых машин или авиамоторов может встретить некоторые трудности, связанные с жироскопическим влиянием барабана центрифуги. Возможно, что для них и для других машин нестационарного назначения удачным решением задачи будет устройство барабана на шаровой подвеске 1б.
Эта шаровая подвеска может служить одновременно фрикционом между барабаном и приводом.
Предмет изобретения
Система циркуляционн ой смазки машин, заключающая в себе центрифугу 2 и нагнетательный насос 4, смонтированный на валу центрифуги, отличающаяся тем, что центрифуга расположена над поверхностью отработанного масла в маслосборнике 7, а нагнетательный насос смонтирован на выходе масла из центрифуги.