Регулятор температуры двигателя внутреннего сгорания с вентилятором охлаждения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеоз Сееееееа

Соцзеалметнмесви

Распублик

<">708322 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.07.77 (21) 2505985/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 05.01.80. Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 15.01.80 (51) М.К .

G 05 Р 23/12

Гюсударствеевый каиатет

СССР вв делам взебретенай

N етмдытий (53) УДК 621.555. .6 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. Г. Самарин и П. А. Грымзин (71) Заявитель (54) РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВЕНТИЛЯТОРОМ

ОХЛАЖДЕНИЯ

Изобретение относится к жидкостным системам охлаждения тепловых машин, конкретно, к регулированию температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с вентиляторной системой охлаждения и может быть использовано в наземных транспортных средствах, таких как гусеничные машины, тракторы, тяжелые автомобили и др., оснащенных двигателями типа В-2 и подобными им.

Известен регулятор для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания, содержащий датчик с термочувствительным элементом, воздействующим на золотник, дозирующий масло гидромуфты вентилятора охлаждения жидкости (1) . Термодатчик устанавливается в водяную рубашку двигателя водяного охлаждения и в зависимости от температуры двигателя осуществляет режимы переменного заполнения гидромуфты, вплоть до возможного полного прекращения подачи в нее масла и разрыва силовой связи с вентилятором.

С целью улучшения динамики регулирования температуры двигателя, термодатчик выполнен в виде стержня, прикрепленного одним концом к приводу дросселя, а другим — к остову. При этом один из концов стержня снабжен резьбой и установленным на ней наконечником.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является регулятор TE.ìïåpàòóðû двигателя внутреннего сгорания с вентилятором охлаждения, содержащий датчик температуры, установленный в водяной системе двигателя внутреннего сгорания, выполненный в виде термобаллона с термочувствительной жидкостью и связанный с подпружиненным золотником, установленным между входным и выходным каналами подачи масла в гидромуфту вентилятора охлаждения (2(.

Недостатком известных регуляторов является необходимость дополнительного устройства, позволяющего отключать регулятор перед остановкой двигателя. Это требование связано с тем, что по ТУ на эксплуатацию дизельмоторов типа В-2 температура перед остановкой двигателя должна быть снижена до 70 С, но при использовании известного регулятора, имеющего температуру нача708322 л;-. ср, ба.ьш п»ни 80 -82 U, это оказывается невозможным, так как при понижении температуры воды до этих значений регулятор перекрывает доступ масла к гидромуфте, колеса вентилятора останавливаются и дальнейшего понижения температуры не происходит. Простейшим устройством отключения регулятора может быть шунт с краном. Перед остановкой двигателя моторист должен открыть кран на шунтирующей регулятор перемычке, что позволит гидромуфте работать и после того как проходное сечение в регуляторе закроется. Это усложняет работу механика-водителя. Настройка регулятора на нижний предел температур, равный

70 С, решает задачу остановки двигателя без вмешательства механика-водителя в систему охлаждения, но понижает рабочую температуру ниже оптимального предела

85 С, что является неприемлемым.

Цель изобретения — повышение надежности и расширение функциональных возможностей регулятора путем понижения тем пературы двигателя внутреннего сгорания перед его остановкой.

Поставленная цель достигается тем, что регулятор снабжен вторым подпружиненным золотником, установленными между входным и выходным каналами подачи масла в гидромуфту вентилятора охлаждения, надзолотниковая полость которого сообщена с входным каналом и через выполненное в золотнике отверстие и отсечное пространство с выходным каналом подачи масла в гидромуфту вентилятора охлаждения.

Сущьность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан продольный разрез предложенного регулятора; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. l.

Регулятор состоит из первого подпружиненного золотника 1, термобаллона 2, термочувствительной жидкости 3 (ксилола), уплотнительного шарика 4, прижимного винта

5, штока с резьбовым наконечником 6, сильфона 7, входного 8 и выходного 9 каналов подачи масла в гидромуфту вентилятора охлаждения, второго подпружиненного золотника 10, дренажного ниппеля II, пружины дополнительного золотника 12, стопорного шарика 13, пружины основного золотника

14. Для управления вторым золотником 10 имеется надзолотниковая полость 15, соединенная каналом 16 с отсечным пространством 17.

Регулятор работает следующим образом.

При достижении определенной температуры (80 С термочувствительная жидкость

3 (ксилол), расширяясь при нагревании, выбирает пространство в термобаллоне 2, после чего дальнейшее расширение ее становится возможным только за счет переме.щения сильфона 7, вваренного в термобаллон 2.

С другой стороны к сильфону 7 приварен шток 6 с резьбовым наконечником, на который навинчен первый золотник 1. При начальной регулировке положение золотника 1 устанавливается таким образом, чтобы поперечная щель Б была закрыта пояском золотника 1. Масло во входной канал 8 при этом подается под рабочим давлением (2 — 4 кг/см ). Поперечная цель Б полностью открывается при возрастании температуры на — 15 С после начала движения первого золотника 1. Возвратная пружина 14

16 улучшает линейность характеристики расхода масла регулятором в зависимости от хода золотника и повышает стабильность его работы. Шарик 13 предотвращает вращательное движение первого золотника 1, его свинчивание со штока 6 и наружение

ss первоначальной регулировки. Динамический баланс объема масла в гидромуфте, зависящий от соотношения прохсдных площадей в регуляторе и сливном отверстии в гидромуфте, определяет степень заполнения гидромуфты и число оборотов ее турбинного колеса, связанного с вентилятором охлаждения. Изменение числа оборотов вентилятора охлаждения приводит к восстановлению температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Второй золотник 10 работает следующим образом. При оборотах холостого хода двигателя давление в маслосистеме становится минимальным. Пружина 12 при этом преодолевает давление в надзолотниковой полости 15 и удерживает золотник IO в верхнем исходном положении, показанном на фиг. 2.

В этом случае масло из входного канала 8 проходит в выходной канал 9, попадая вначале в надзолотниковую полость 15, осевое сверление в золотнике и через боковое отss верстие 16 в отсечное пространство 17, соединенное отверстием с выходным каналом 9.

Масло далее из канала 9 поступает к гидромуфте вентилятора и вентилятор продолжает вращаться, охлаждая жидкость водяной рубашки двигателя внутреннего сгорания при уже закрытой щели Б.

При увеличении числа оборотов двигателя от оборотов холостого хода до рабочих давление в гидросистеме повышается как минимум на 0,3 — 0,4 кг/см . Этой раз45 ницы давлений вполне достаточно, чтобы передвинуть второй золотник 10, преодолевая усилие пружины !2, в его крайнее нижнее положение. При этом верхний поясок второго золотника 10 перекроет отверстие, выходящее в канал 9, и в зоне оборотов двигателя свыше 1000 об/мин. второй золотник

10 влияния на работу регулятора оказывать не будет.

Применение предложенного регулятора позволит повысить надежность работы двиss гателя путем понижения температуры охлаждающей жидкости перед его основкой, упростить конструкцию моторнотрансмиссионного отделения транспортной машины, 708322

Формула изобретения

Pv7 $ освободить механика-водителя от одной операции по обслуживанию машины, повысить четкость функционирования системы охлаждения двигателя.

Регулятор температуры двигателя внутреннего сгорания с вентилятором охлаждения, содержащий датчик температуры, установленный в водяной системе двигателя внутреннего сгорания, выполненный в виде тер- 10 мобаллона с термочувствительной жидкостью и связанный с первым подпружиненным золотником, установленным между входным и выходным каналами подачи масла в гидромуфту вентилятора охлаждения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей, регулятор снабжен вторым подпружиненным золотником, установленным между входным и выходным каналами подачи масла и гидромуфту вентилятора охлаждения, надзолотниковая полость которого сообщена с входным каналом и через выполненное в золотнике отверстие и отсечное пространство с выходным каналом подачи масла в гидромуфту вентилятора охлаждения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент № 550992, кл. G 05 D 23/12, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 177186, кл. G 05 D 23/12, 1964 (прототип). б

70832ф., Редактор Д. Зубов

Заказ 8485/42

Составитель Л. Птенцова

Техред К. Шуфрич Корректор Я. Веселовская

Тираж Щ Подписное

ЦНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4