Система для автоматического и дистанционного управления многовальной дизельной установкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(61) Допел.-.:нтельно . авт. евк — чъ % 490 105 (51)М. Кл.
Ci 05 P 27/02 (g9)Зааяgле-,,о 2g 0о 7,» (ß1 >25? ЯВЛЯЯ/1 Я 24
I с присоединение 1 лаяв -" -:!
1 (ч ) p f1piiii рятет
Всударетвеннъй квиитвт
СССР
69 gl6E!3M ивввйвтвиий и вткйнтий (53) УД (, 62-50 (088. f) 0р еле овине " : . i 1 -,Ewz,лгнс Fp- 1
1 ,1-,ата опубкикова --:* » описания 08 0 t 80 (72) Автори изобретения
Б Г (у ее 1ч 5 Г C p " н 1 1 N рГтинг (71 ) Заявитель (г 1 Ci iCZ Р-,,, цЦ АЯ"гОРдАТ -. г;.- ;,, 0 1 Zi C"У 1К 11iOV>
Изобретение может быт:= -.; i: вльзовано для управления судовыми и-:.:оговаш чыми установками, в частности .--;р- --, -;правлении всей установкой от опног- злпа.. щего органа, при программном у-" —:"вл .:.яи скоростьк> хода судна, при управлении в режимах радио — и телеуправле::-:яя и т,п.
Известна система для автоматического дистанционного управления мнсговальной дизельной установкой по -:в-.:. св.
¹ 490105, содержаша.. б .:.::.я сравнения заданной и фактической с:-.рс:-:тей и;.—;"сковых и фактических оборотов двигателей, и формирователь упраВляю! Б:х импульсов1 выходы которого через логические блоки
i -" соединены с испытательны; .: механизмми, а входы формирователя -: -.:.равляюних импульсов по дк лючены к B ы:- оно M Олоков сравнена я )1 )
11едостатком известной i.è;.:Tåìû являd ется появлякнцаяся при маневре судна например, циркуляции, реальная возможность перегрузки двигателей и их выхода на работу по внешней характ"ристике.
1, з От о, В известной системе не рец во-с>-: задачи улучшения параметров
:. анен ..а, так как в силу "îãî,,что изв стн:=." спет-..; а стремится поддерживать задан-.ук частоту вращения двигателя постоянной и поворот корабля происходит толь..:..n †.».np дечствием руля, диаметр и . реми,.ч ркуляцпп существенно увеличива:.ется заданный маневр может исказить:я, Ыель зобре гения — повышение точноои;-.адежности системы.
Поставленная цель достигается тем, что с-.,ст":ма для автоматического и дистанционного управления многовальной дизельной установкой по авт, св. !, в 4903.05 содержит последовательно соединен ые индикатор положения руля и блок формирован.щ релейной характеристики, а блоки сравнения заданной и фактической скорос1ей и пусковых и фактических оборотов двигателей выполнены в виде последовательно соединенных елементов сравнения и сумматоров, другие
3 70832 входы которых подключены к выходу блока формирования релейной характеристики, а также тем, что, зона нечувствительности блока формирования релейной характеристики больше величины угла эксплуатационной перекладки руля.
На чертеже представлена структурная схеме предлагаемой системы применительно к двухканальной корабельной установке, содержащей задатчик скорости кораб- 10 ля 1, датчик фактической скорости кораб ля 2, блок сравнения заданной и фактической скоростей корабля 3, блок сравнения пусковых и фактических оборотов двигателей 4, формирователь управляющих импульсов 5, логические блоки 6 и
7, исполнительные механизмы 8 и 9, датчики фактических оборотов двигателей
10 и 11,, датчики пусковых оборотов двигателей 12 и 13, двигатели — 14 и
15, командные линии связи 16, низкочастотные фильтры 17 и 18, Блоки сравнения 3 и 4 соответственно содержат элементы сравнения 19 и
20 и сумматоры 21 и 22.
Схема также содержит дополнительный элемент сравнения 23, задатчик курсового угла 24, датчик курсового угла 25, рулевой привод 26, руль 27, индикатор положения руля 28, блок формирования релейной характеристики 29, Работа системы происходит следующ им образом аналогично описанному в авт. св. % 490105.
При ходе корабля прямым выходной сигнал дополнительного элемента сравнения 23ЬЧ = Ч - Ч ф, поступающий на рулевой привод 26, равен нулю и перо руля 27 находится в диаметральной плос- 4О кости корабля, либо перекладывается на о небольшой угол (3+4 ) для режима стабилизации курса и парирования влияния внешних возмущений. Выходной сигнал блока формирования релейной характерис- 45 тики 29 равен нулю, так кек зона нечувствительности блока формирования репейной характеристики, по крайней мере, больше величины угла эксплуатационной перекладки руля.
При выполнении маневра, например, при руле 27, переложенном по сигналу задатчика курсового угла 24 не угол, больший угла эксплуатационной перекладки руля и выходе корабля на циркуляцию, вы55 ходной сигнал блока формирования релейной характеристики 29 становится равным 1 °
7 4
B связи с увеличением сопротивления корабля и снижением КПД гребных винтов при косом обтекании скорость движения корабля на циркуляции становится ниже скорости при прямолинейном движении.
Сигналы заданной Ч и фактической уменьшенной, скорости корабля поступают or задатчика скорости корабля 1 и датчика фактической скорости корабля 2 на блок 3 сравнения фактической и заданной скоростей, однако сигнал рассогласования Ь 9 в систему не поступит из-за наличия «1" не инверсном входе сумматора 21 и скорость движения корабля будет определяться его буксировочной кривой при криволинейном движении.
Уставка, заданйя скоростного режима работы двигателя 14 и 15 не изменится и будет соответствовать координате задания, установленной до начала маневра корабля.
Гребные винты корабля, кинематически связанные с двигателями 14 и 15, начинают работать в косых потоках, скорости которых различны. Винт, который находится на борту, обращенном к центру циркуляции, будет работать в потоке меньшей скорости, r.å. окружность, по которой перемещается этот винт, имеет меньший радиус, кроме того, этот винт будет работать в более интенсивном попутном потоке, вызванном непрямолинейным перемещением корпуса корабля. Винт противоположного борга будет работать в зоне повышенных скоростей (на окружности большего радиуса и фактически вне попутного потока).
Ввиду этого двигатель работающий на винт, обращенный к центру циркуляции, будет нагружаться больше, чем двигатель противоположного борга и, вследствие имеющегося у всережимных регуляторов двигателей статизма число оборотов двигателя будет снижаться также больше (в частном случае, наружный по отношению к центру циркуляции двигатель может, вообще говоря, повысить число оборотов).
Сигналы фактических оборотов двигателей 14 и 15 поступают от датчиков фактических оборотов двигателей 10 и 11 на блок сравнения пусковых и фактических оборотов двигателей 4, однако сигнал, рассогласования .6,И в систему не поступит из-за наличия «1» на инверсном входе сумматора 22 и выравнивания числа оборотов двигателей не произойдет.
Скоростной режим работы двигателей будет определяться уставкой всережим7088
Тираж 956 Подписное
Филиал ППЛ "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ных регуляторов, имеющей место перед началом маневра и протеканием их винтовой характеристики.
Различие в числе оборотов двигателей (меньшее у двигателя, работающего на винт, обращенный к центру циркуляции и большее у двигателя противоположного борга) будет способствовать улучшению параметров маневра (уменьшению диаметра и времени циркуляции).
Использование предлагаемой системы для автоматического и дистанционного управления многовальной дизельной установкой обеспечивает по сравнению с системой по авт. св. No. 490105 ограничение перегрузки двигателей при маневре за счет прекращения подвода сигналов главной обратной связи, улучшение маневренности корабля за счет действия дополнительного эффекта or получаемой разнос- о ти числа оборотов винтов, особенно на малых скоростях хода корабля, где руль недостаточно эффективен, улучшение динамики корабельного комплекса за счет
25 стабилизации взаимодействия управляющих элементов — руля, двигателей и винтов. формула изобретения
1, Система для автоматического и дистайционного управления многовапьной. зо
ЦИИИПИ Заказ 8487/43
27 6 дизельной установкой по авт. св.
% 490105, î r л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения точности и надежности системы, она содержит последовательно соединенные индикатор положения руля и блок формирования релейной характеристики, а блоки сравнения заданной и. фактической скоростей и пусковых и фактических оборотов двигателей выполнены в виде последовательно соединенных элементов сравнения и сумматоров, другие входы которых подключены к выходу блока формирования релейной характеристики.
2. (,истема для автоматического и дистанционного управления многовыльной дизельной установкой по п. 1, o r л ич а ю щ а я с я тем, что зона нечувствительности блока формирования релейной характеристики больше величины угла эксплуатационной перекладки руля.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 Авторское свидетельство СССР
N 490 05, кл. G 0533 27/02, 1972 (прототип).